Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ – ОБУЧЕНИЕ –  Что такое реставрация мебели?

Что такое реставрация мебели?

Реставрация мебели

Обычно слово реставрация ассоциируется с восстановлением пострадавших от времени вещей. Идея реставрации - сделать так, что бы стало, как было. Если сделать лучше, это модернизация, переделка, дизайнерское решение, творчество... Что угодно, только не реставрация.

Идеи реставрации мебели

Идеи реставрации современной и антикварной мебели разные. Современная - синоним новая, только, что сделанная. Современная мебель "под старину", с имитацией червоточины и патины, всё рано сияет первозданностью и безупречностью массового производства. Благородное старение её противопоказано. Даже авторская, сделанная в единичных экземплярах, несёт на себе отпечаток конвейера. Оптические свойства современных лаков, крепёж, фурнитура, стандартная толщина досок и шпона, адаптированные под ЧПУ орнаменты. Как ни скрывай, эти признаки просто кричат о конвейерном производстве "эксклюзивных раритетов". Задача реставрации современной мебели - сделать её "как было" то есть, новой, будто она только что из магазина.

Идеи реставрации антикварной мебели совсем в другом. Цель - уберечь то, что осталось. Сохраняя в первозданности бытовые вещи XVIII или XIX веков, мы, по существу, сохраняем вкусы и технологии того времени, той страны, или региона, в которой эта вещь была произведена.

Что бы понять, для чего это надо, проследим развитие производства определённой модели. Талантливый мастер создал шедевр. (Буль, Тонет, Макинтош, Жакоб, Чиппендйл). Шедевр понравился, его начали тиражировать менее талантливые, но более предприимчивые коллеги. Постепенно самые трудные, не технологичные операции упрощаются. Так, резьба становится менее объёмной, маркетри изготавливается из меньшего количества пород дерева, золочение подменяется краской. Вещь вроде бы и та, и не та. С каждой новой копией идея размывается, художественный замысел уходит. И уже не понятно, что красивого в этих безвкусных цветах, кривых ногах. Но, если мы обратимся к первоисточнику, то есть, к образцу, с которого начали делаться копии, можем увидеть, что цветы были задуманы как шикарный ламбрекен, а кривая нога задумывалась автором как лапа хищного зверя, готовящегося к прыжку.

Итак. Реставрация старинных вещей - это сохранение первоисточников. Поэтому. Ни чего не удаляем, ни чего не добавляем от себя. Естественно, вещь при такой реставрации не вполне будет отвечать современным бытовым потребностям. Но это уже другая тема.

Реставраторы мебели

Просто реставраторов не бывает. Реставратор по металлу, стеклу, тканям и живописи - разные специальности. Где этому учат? Откуда реставратор знает, как было? Те, кто закончил технический ВУЗ, помнят, что один семестр, а то и целый курс обучения были посвящены истории развития отрасли. Назывался такой курс "Введение в специальность". Технологи стекольных производств изучали историю стекольного дела, будущие инженеры по обработке цветных металлов - этапы развития литейного производства. Мебельщики, прежде, чем начать изучать современное производство, вкратце знакомились с историей своего ремесла. Отдельная дисциплина охватывающая историю стилей, старые способы декорирования была и в вузе, который закончила я.

То же относится старым ПТУ и современным колледжам. Любая специальность начинается с изучения истории её развития. В колледже, в отличии от вуза, главный упор делается на приобретение учащимся профессиональных столярных навыков.

Образование - наше всё. Либо высшее, связанное с технологией либо профессионально-техническое. Может быть искусствовед знает, как должна выглядеть кабриоль, но грамотно вырезать её из массива ореха ему вряд ли удастся. Тут надо обладать другими знаниями. Как и на каком станке обработать заготовку, прочитать чертёж, разметить, заточить стамески, и так далее.

Несостоявшиеся юристы, экономисты, менеджеры, даже журналисты и артисты пытаются сейчас заняться реставрацией. Некоторые заканчивают краткосрочные (1-2 месяца) курсы реставраторов, получают красивую бумажку под названием "диплом" и начинают творить. Другим словом не назовёшь.

Отсутствие специального образования можно компенсировать опытом работы на столярном производстве. Но это скорее исключение, чем правило. Есть "самородки", но они встречаются так же редко как и самородки в природе. 15 лет в нашей мастерской работает великолепный мастер, имеющий не профильное образование, но настолько талантливый, что сам придумывает сложнейшие технологии восстановления уникальных предметов.

Первое условие работы реставратором - умение обращаться с материалом. Навыки, доведённые до автоматизма, знание и неукоснительное соблюдение технологии. Второе - оборудованная мастерская. Третье - наличие аутентичных материалов. Если не соблюдено, хотя бы одно из этих условий, реставрации не получится.

Этапы реставрации мебели

Этапы реставрации вытекают из самого процесса. Первый этап - это изучение объекта. Звучит высокопарно. На практике беглого взгляда реставратора (образование +опыт) достаточно, что бы он идентифицировал объект. По форме, размеру, орнаменту, материалу, мастер определяет стиль, возраст, а, следовательно технологию изготовления и применяемые при производстве материалы. Если беглого взгляда недостаточно, можно посмотреть на следы инструмента. Задняя стенка и ящики расскажут, с помощью чего и какого инструмента их делали. Струга - древний инструмент, оставляет углубления. Пила, рубанок - инструмент ручной и следы от них говорят о том, что вещь изготавливалась в маленькой кустарной мастерской. В идентификации участвуют гвозди, петли, замки, стёкла, вид шпона, способы вязки ящиков и так далее. Каждому историческому периоду соответствуют свои технологии. Реставратор читает вещь как открытую книгу.

Второй этап реставрации составление плана работ. Здесь так же все и просто и сложно одновременно. Нарабатывайте опыт, а качество и быстрота придут сами.В нашей мастерской за два с половиной десятка лет отреставрировано сотни стульев, десятка два секретеров, масса письменных и обеденных столов, не считая буфетов, шкафов и кресел самых разных времён и народов. План работ уже готов практически на любой предмет мебели.

Третий этап реставрации - подбор необходимых материалов. Если мастерская работает непрерывно, значит там всё есть. Просто реставратор берёт то, что нужно.

Четвёртый этап реставрации мебели непосредственно реставрация. Решается подбором кадров.

Пятый этап пост реставрационное сопровождение. Кто-то называет это гарантийным сроком. У нас это сопровождение. Антикварные вещи болезненно реагируют на вмешательство. Поэтому, первые месяца два, три после реставрации, за ними необходимо понаблюдать. Если ни каких нежелательных изменений в этот период не произошло, значит, и не произойдёт в будущем.

Что значит реставрация?

Реставрация научная и бытовая - вещи далеко друг от друга лежащие. Всё, что было написано выше, относилось к научной реставрации, а теперь поговорим о бытовой и реставрации "своими руками".

По утверждению Википедии, РЕСТАВРАЦИЯ — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.

С Википедией не поспоришь. Хотя вряд ли человек, набирающий в поисковике фразу "Реставрация мебели", желает получить возможность открыть новые, неизвестные ранее свойства своих старых стульев, облезлого буфета или провалившегося дивана.

Реставрация мебели

На бытовом уровне реставрация делится на три вида. Косметическая, выполняемая на дому у заказчика. Устранение царапин, пятен, замена ткани. Это уход за мебелью. Второй вид бытовой реставрации - текущий ремонт. Склейка, полировка, перетяжка, замена лака. На дому такое вряд ли возможно, но в гараже, на даче вполне допустимо. Третий вид. Капитальный ремонт. Собственно, реставрация. Выполняется в оборудованной реставрационной мастерской квалифицированными мастером.

Косметическую реставрацию можно назвать уходом за мебелью. Для её производства необходим минимальный запас современных средств, набор восковых карандашей, тонировки и баллончик безареольного лака. Учить такой реставрации не надо. Достаточно прочитать инструкции к воску, лаку или тонировкам.

Перетянуть и склеить стулья, это текущий ремонт. Такой же как регулировка дверок, установка полок. Необходим минимальный набор инструмента, который есть в каждом доме. Научится реставрировать свою старую мебель на бытовом уровне можно бесплатно, просмотрев десятка два видео в интернете.

Совет

Не тратьте деньги на кратковременные столярные курсы. Кроме приятного времяпровождения они ни чего не дают.

Реставрации мебели научиться можно. Способы, правила и приёмы широко известны. Все они публикуются и в печати и даже в Интернете. На нашем сайте можно найти несколько интересных книг о реставрации мебели. Если теоретических знаний покажется мало, на наших практических занятиях можно восполнить этот недостаток.

Реставрация мебели

Что такое реставрация

Реставрация как термин, означает восстановление. Сложное латинское слово restauratio – составлено из re – «снова, повторно» и statere – «ставить, водружать». В настоящее время под реставрацией понимается возобновление, воссоздание ранее утраченных духовных и материальных ценностей. Реставрацию часто отождествляют с консервацией, которая имеет другие задачи, а, следовательно, и средства их выполнения.

что такое реставрация

На фото стол с повреждённой столешницей. Заказчиком было принято решение поменять шпон на аналогичный. Это противоречит канонам научной реставрации, но посмотрите, что у нас получилось.

фото после реставрации мебели

Тот же стол после нашей реставрации, точнее сказать, реконструкции. Мы, конечно, могли бы уложить сохранившийся шпон, а места утрат затонировать, как этого требует "музейная реставрация". Но в данном случае нам заказали замену шпона.

Честно говоря, мы не очень нарушили принципы научной реставрации. До 90-х годов по музейным канонам всё, что разрушено более, чем на 30% - экспонатом не признавалось, реставрации не подлежало и просто списывалось. Так, что столу явно повезло.

Реставрация – это восстановление, возвращение в изначальный вид повреждённых временем, бытовым использованием, или искаженных последующими переделками и модернизациями предметов искусства. В нашем случае речь пойдёт о реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, а точнее столярно-мебельного, то есть о реставрации мебели.

В отличие от реконструкции реставрация предполагает обязательное сохранение всех подлинных элементов и фрагментов реставрируемого предмета. Не допускается произвольное удаление или дополнение, упрощение технологий и замена материалов на современные аналоги.

Первым этапом реставрации является атрибуция, или исследование будущего объекта реставрации. Далее определяется цель реставрации, и, исходя из поставленных задач, принимается решение о средствах и порядке действий реставратора.

При реставрации предметов мебели с высокой степенью разрушения часто приходится прибегать к реконструкции, особенно несущих элементов. В настоящее время предметы столярно-мебельного искусства реставрируются по заказам частных владельцев. Предметы антикварной мебели составляют интерьеры жилых и служебных помещений. От реставраторов требуется не только восстановление сохранившихся деталей, но и изготовление утраченных элементов. Таким образом, возникает необходимость в частичном или полном воссоздании предмета.

Как научная дисциплина реставрация возникла на рубеже XVIII - XIX веков. После открытия Геркуланума и Помпей. Одним из первых исследователей реставраторов французских готических соборов был архитектор Эжен Вилле-ле-Дюк (1814-1879).

В России организатором реставрационного дела был художник и историк русского искусства Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В 1918 году под его руководством была создана Всероссийская реставрационная комиссия, в последствии переименованная в Центральные реставрационные мастерские.

Реставрация – наука развивающаяся, и неоднозначная. При восстановлении авторских работ и неизбежных расчистках могут теряться следы бытования, благородная патина и обаяние «старины глубокой». При укреплении и воссоздании уходит «дыхание эпохи». Реставратор всегда стоит на острие проблемы. Одно неверное решение и предмет навсегда потеряет свою, индивидуальность свою ценность(ссылка) для будущих поколений.

В нашей мастерской проходят семинары и лекции по отдельным видам реставрационных работ. Запись по телефонам 8(495)364-93-23.

Стандарты реставрации

Реставрация наука настолько же сложная и многогранная, как мир вокруг нас. Действительно, сохранять и восстанавливать можно абсолютно всё от ванн, паркета, русла реки, до политического строя целого государства. Вспомним период реставрации во Франции, например.

Что касается реставрации материальных носителей культуры, естественно, стандарты есть, но они настолько узко специальные, что в отдельный сборник собрать их невозможно. Поэтому все реставраторы, в качестве отправной точки задач и методов используют международный документ, под названием Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест.

Хартия-(лат. charta лист из египетского растения папируса, бумаги). 1) сверток древней рукописи, писанный на пергаменте или папирусе, имеющий историческое значение.

Этот документ закрепляет международные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия. Целью комитета, который принял Хартию в 1964 году в Венеции, являлась кодификация принципов и стандартов в области охраны исторических построек.

Надо сказать, что исторические постройки это не совсем мебель, но основные принципы, если уж они приняты для глобальных проектов, в нашем ремесле вполне пригодны. Далее привожу текст Хартии дословно.

Венецианская Хартия реставраторов

Международная хартия по консервации и реставрации памятников и
достопримечательных мест (Венецианская хартия)
Монументальные произведения искусства, несущие духовные послания прошлого,
остаются в современной жизни живыми свидетелями вековых традиций народов.
Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников,
рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает
совместную ответственность за их сохранность. Оно считает себя обязательным передать
поколениям памятники во всем богатстве их подлинности.
Отсюда с очевидностью следует, что принципы, которыми необходимо
руководствоваться при консервации и реставрации памятников, должны быть определены
совместными усилиями и сформулированы в международном плане с учетом того, что
каждая нация сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и
традиции.
Определяя впервые эти фундаментальные принципы, Афинская Хартия 1931 г.
способствовала развитию международного движения, которое, в частности, нашло
отражение в национальных документах, в деятельности ИКОМ и ЮНЕСКО, а также в
создании последней организацией Международного центра исследований в области
консервации и реставрации культурных ценностей. В настоящее время в связи с
возникновением целого ряда сложных и разнообразных проблем появилась
необходимость пересмотреть принципы упомянутой Хартии, расширить их и усилить их
значение в новом документе.
Учитывая все вышеизложенное, II Международный конгресс архитекторов и
технических специалистов по историческим памятникам, проходивший в Венеции с 25 по
31 мая 1964 года, принял следующий текст:
Определения

  1. Понятие исторического памятника включает в себя как отдельное
    архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду,
    носящие характерные признаки определенной цивилизации, особого пути
    развития или исторического события. Оно распространяется не только на
    выдающиеся памятники, но также на более скромные, приобретающие с
    течением времени значительную культурную ценностью.
  2. Консервация и реставрация памятников составляет такую дисциплину,
    которая сотрудничает со всеми отраслями науки и техники,
    способствующими изучению и сохранению монументального наследия.
    2
    Цель
  3. Консервация и реставрация памятников имеет целью сохранение
    памятника как произведения искусства и как свидетеля истории.
    Консервация
  4. Консервация памятников предполагает, прежде всего, постоянство ухода
    за ними.
  5. Консервация памятников всегда облегчается возможностью их
    использования во благо общества; такое использование желательно, но
    при условии сохранения архитектурной целостности и декора зданий.
    Только в этих рамках можно разрешать и предпринимать работу по
    приспособлению, необходимость которой вызвана изменением обычаев и
    нравов.
  6. Консервация памятника предполагает сохранение его окружения. Если
    традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое
    новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы
    изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы.
  7. Памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от
    окружающей среды, где он расположен. Следовательно, перемещение
    всего памятника или его части не должно допускаться. Перемещение
    возможно в том случае, если это необходимо для сохранения памятника
    или может быть оправдано высшими национальными и международными
    интересами.
  8. Скульптурные, живописные или декоративные элементы, являющиеся
    неотъемлемой частью памятника, могут быть отделены от него только в
    том случае, если единственно эта мера может обеспечить его сохранность.
    Реставрация
  9. Реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель –
    сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей
    памятника. Оно основывается на уважении исторической сущности и
    подлинности документов. Реставрация прекращается там, где начинается
    гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая
    работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или
    техническим причинам, будет отличаться от архитектурной композиции и
    неизбежно нести признаки нового времени. Археологические и
    3
    исторически исследования памятника должны всегда предшествовать и
    сопровождать реставрационные работы.
  10. В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление
    памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии
    консервации и строительства, эффективность которых подтверждена
    научными данными и гарантирована опытом.
  11. Наслоения разных культур, привнесенные в архитектуру памятника,
    должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью
    реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных
    пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой
    и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не
    представляют интереса, если композиция после этого будет
    свидетельствовать о высокой исторической, археологической или
    эстетической ценности, если состояние (сохранность) раскрываемого
    памятника признано удовлетворительным. Суждение о ценности таких
    элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть
    единственно от автора проекта.
  12. Элементы, предназначенные для замены недостающих частей, должны
    гармонично вписываться в целое и вместе с тем так отличаться от
    подлинных фрагментов, чтобы реставрация не фальсифицировала
    историческую и художественную документальность.
  13. Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они
    оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его
    традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с
    окружающей средой.
    Исторические достопримечательные места
  14. Исторические достопримечательные места должны быть местом особой
    заботы, необходимой для сохранения их целостности и обеспечение
    благоустройства, приспособления и улучшения их использования.
    Проведение работ по консервации и реставрации должно быть
    обусловлено принципами, изложенными выше.
    Раскопки
  15. раскопки должны производиться с соблюдением научных норм и в
    соответствии с «Рекомендациями, определяющими международные
    4
    принципы произведения археологических раскопок», принятые ЮНЕСКО
    в 1956 г.
    Должно быть обеспечено укрепление руин и приняты меры, необходимые
    для консервации и постоянной защиты архитектурных элементов и обнаруженных
    в ходе раскопок предметов. Кроме этого, должны быть предприняты меры для
    облегчения понимания значимости памятника, выявленного в результате раскопок,
    не искажающие при этом его смысла.
    Всякая реконструкция должна быть исключена изначально, можно
    допустить лишь анастилозис, т.е. возвращение на свои места сохранившихся, не
    разрозненных фрагментов. Введенные элементы всегда должны быть
    распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения
    условий консервации памятника и восстановления единства его форм.
    Документация и публикации
  16. Работы по консервации, реставрации и раскопкам должны всегда
    сопровождаться составлением точной документации, представленной в
    виде аналитических и критических отчетов, снабженных рисунками и
    фотографиями. В них должны быть отражены все этапы работ по
    раскрытию, укреплению, перекомпоновке и включению, а также
    технические и формальные средства, выявленные во время этих работ.
    Эта документация будет передана в архивы общественной организации и
    предоставлена в распоряжение исследователей. Рекомендуется
    публикация этих документов.
    Венеция, 31 мая 1964г.

Афинская Хартия

Надо сказать, что Венецианская Хартия реставраторов была второй попыткой упорядочить принципы подхода к реставрационному процессу. Первым международным документом в области сохранения культурного наследия была хартия Афинская.

В 1931 году Международный совет музеев организовал встречу специалистов касательно данного вопроса, результатом которой, стала Афинская хартия по вопросам реставрации исторических памятников, которая включала в себя следующие пункты:

Помимо этого идеи всемирного наследия, важности процесса установки памятников а также принципы использования современных материалов при реставрации были акцентированы в Афинской хартии, которая включала в себя прогрессивные предложения в рамках собственной эпохи и оказала существенное влияние на последующую Венецианскую хартию и процесс создания структур, ответственных за консервацию исторического наследия.

что такое реставрация

Принципы реставрации

Принципы реставрации выработаны поколениями реставраторов и обязательны при любой реставрации.

Принципы реставрации

Нередко бывают случаи, когда настоятельно требуется вмешательство в жизнь музейного предмета для устранения процессов, которые в состоянии превратить исторический документ в кучу металлических окислов или мелкой пыли. Принято называть это вмешательство реставрацией.

Реставрация происходит от латинского глагола restauro, что значит «восстанавливаю» откуда restauratio – «восстановление».

Предмет, который попадает в музей или частную коллекцию, является историческим документом. Предположим, что в музее имеется какая-то металлическая вещ определённого назначения. Эта вещь свидетельствует о быте и вкусах, господствовавших в период, к которому она относится, о существовании металлургии в данной культуре на определённой стадии развития, о военных особенностях, если вещь имеет военное назначение, или о трудовых процессах, если это орудие труда и так далее.

Стало быть, мы никогда не должны забывать, что значение предмета весьма многообразно и, реставрируя предмет, мы должны сохранить все его особенности, которые могут говорить о том, или ином значении этого предмета, как исторического документа.

В качестве безусловного музейного принципа реставрации сейчас принято считать, что нельзя при реставрации закрывать своим «творчеством» подлинную работу автора. Это самое главное и самое первое правило, которое должен соблюдать каждый реставратор. Если подлинный предмет имеет какие-то пустоты, выпады, которые мешают представить себе предмет в полном объёме, то иногда приходится учитывая наши зрительные восприятия или же необходимость закрепления оставшегося, делать какие то вставки, но не больше того.

Как второй принцип реставрации, необходимо установить следующее: нельзя при реставрации вносить свои домыслы и добавления, изменяющие его документальность и не являющиеся, безусловно, необходимыми для поддержания целостности данного объекта.

Третий принцип реставрации определяется следующим положением: реставрация должна в первую очередь заниматься устранением причин и последствий разрушительных процессов и удалением всех посторонних наслоений.

Четвёртый принцип: никакая реставрация не допустима без точного знания природы объекта, техники его обработки, и без основательного знания природы и характера действия применяемых реактивов. Никакие средства, природа которых неизвестна, или держится в тайне, недопустимы.

Наконец пятый принцип: каждая неудача должна быть изучена со всех сторон и выяснена её причина, а весь процесс работы и его результат записаны, при всякой реставрации, как бы незначительна она ни была.

К установкам и принципам реставрации на которых сейчас строится теория и практика консервации и реставрации, музейные работники пришли в 90-х годах XIX века. До этого единые принципы научной реставрации не были сформулированы.

По материалам книги Формаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните).

18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера

17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля

25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября

 

Форма обратной связи