Реставрация мебели из дерева
Московская реставрационная мастерская производит восстановление мебели из дерева. Мы специализируемся на сложных работах по реставрации старой, старинной и антикварной мебели с высокой степенью разрушения и сложными повреждениями.
Основной принцип - работу выполняет профессиональный столяр-реставратор и обязательное укрепление мест поломки.
Какие виды реставрации можно заказать у нас? От чего зависит цена реставрации мебели из дерева? Чем отличается реставрация старой, старинной и антикварной мебели от ремонта современной? Почему мы не делаем реставрацию на дому?
Реставрация мебели из дерева цена
Стоимость реставрации мебели напрямую связана с объёмом работ.
Цены на услуги реставрации на разных сайтах расходятся в разы. Причина в опыте работы мастерских. Неопытным достаточно лишь бы склеить. Опытные гуру реставрации смотрят на годы вперёд. Им важно сделать не "дешево и много" а "дорого, но хорошо". Заказчик сам решает, насколько добротной должна быть реставрация. Если расчет на год-два, естественно, первый вариант наилучший. В случае с дорогой мебелью, выгоднее заказать и реставрацию соответственного статуса.
Например склейка стула. Для новичка всё просто. Ввел шприцем клей в расшатанное соединение, стянул верёвкой и через пару часов стул перестал шататься. Времени на починку потребуется не более часа. Стоить такая работа будет не больше пары тысяч за стул. Результат продержится максимум, год.
Вариант второй. Стул разобрать. Обернуть усохшие шипы соединений марлей, пропитанной клеем. Затем соединить детали, стянуть верёвкой или струбцинами. Времени на такой ремонт потребуется в 3 раза больше. Соответственно цена возрастёт до 5 тысяч. Года на два такой склейки хватит.
Согласитесь, что объём работ по склейке нового расшатавшегося стула и стула и старинного, будет разный. Отсюда и разница в ценах на реставрацию.
Второй фактор, влияющий на цену реставрации - это целевая аудитория мастерской.
Недорогой способ. Восстановление лакового покрытия. Так сказать, "обновить лак". Хорош для современной мебели из недорогих пород дерева. Слегка подшкурить, покрыть лаком из пульверизатора, а чтобы скрыть дефекты (пятна, царапины, въевшиеся загрязнения) добавить в лак немного тонировки. Слой лака сгладит поверхность, а краска скроет дефекты. Всё хорошо. Быстро и недорого. Предмет становиться темнее, текстура дерева вуалируется. В целом, допустимо.
Второй способ дороже. Деталь тщательно расчищается от загрязнений и потемневшего лака. Сколы, царапины и пятна убираются. Утраты восполняются вставочками из той же породы дерева, что и всё изделие. Затем вещь грунтуется. Мелкой наждачкой убирается ворс. Снова покрывается прозрачным лаком, желательно не менее, чем в два или слоя. Вышкуривается. Тампоном в ручную выравнивается лак. При втором способе вещь становиться чистой, нарядной. Сохраняется натуральный цвет дерева.
Третий вариант склейка, что называется, "по полной программе". Предмет разбирается. Узлы соединения зачищаются от старого клея, ветхая усохшая древесина восполняется деревом, подгоняется по посадочным местам. Далее идёт склейка, отделка, обивка. Стоимость такой работы около 40 тысяч рублей. Соответственно стоимость стула после реставрации увеличивается на порядок.
Естественно, мастерская, работающая по первой схеме может предложить цены ниже. Но делает это далеко не всегда.
Второй пример.
Можно просто склеить треснувшие доски стола и отдать заказчику. Склейка продержится не долго. Если укрепить склейку металлическим крепежом, получиться надёжнее. Для современной мебели подходит. Но для реставрации антиквариата не профессионально. Зачастую клей слабее дерева. К тому же он может оказаться не качественным, просроченным или перемороженным. Твёрдый металл будет при каждом движении разрушать мягкое дерево.
При реставрации старинного дерева риски не допустимы. Места склейки укрепляются "ласточкиным хвостом" или садятся на шканты, как делали старые мастера. Благодаря трудоёмким технологиям, старинная мебель из дерева служит веками. Естественно, второй вариант дороже, но как приятно обладать хорошо реставрированной вещью, которая уже ни когда не сломается.
Мы настолько привыкли работать по старинным технологиям, что и всю современную мебель восстанавливаем по тем же правилам.
А в остальном всё как у всех. Наши цены на обычную реставрацию ни чем не отличаются от цен средних по Москве.
Реставрация деревянной мебели в Москве
Сейчас в Москве любой ремонт называют реставрацией. Расшатался деревянный стул - реставрация, появились царапины на столе - тоже реставрация. Среди мебельщиков устранение подобных повреждений называется мелким ремонтом. Как правило, производиться на дому. Его можно произвести и своими руками. Для этого купить в магазине клей для дерева, твёрдый воск или тонировку, а так же реставрационный лак в баллончике. Лак этот интересен тем, что не оставляет ареола после нанесения. Специалистов ищем среди самозанятых или фирм, специализирующихся на надомных заказах.
Второй вид реставрации деревянной мебели - это устранение мелких дефектов и восстановление внешнего вида. В Москве это тоже относительно не дорого. Главное, найти мастерскую, где работают настоящие столяры. Попросите мастера рассказать, как он собирается устранять дефект. Если мастер уходит от прямого ответа, а начинает рассказывать об "искусстве реставрации", ищите другую мастерскую. Иначе получиться и дорого и плохо.
Третий вид реставрации - восстановление глубоких, больших повреждений самого дерева. Этим видом реставрации занимается наша мастерская.
Есть три фактора, наносящие предметам глубокие повреждения. Это пожар, наводнение и хранение в ненадлежащих условиях. Если с пожаром и наводнением (затоплением) всё понятно, то с ненадлежащим хранением нужны разъяснения.
Лучший пример хранения антиквариата - египетские пирамиды. Постоянная температура, влажность, отсутствие сквозняков, микроорганизмов, жуков точильщиков и отсутствие "эксплуататоров". А именно, владельцев мебели, которые на ней сидят, двигают, нагружают тяжелыми книгами, протирают мокрыми тряпками, позволяют собакам грызть, а кошкам драть когтями старинные раритеты.
Чем старше мебель, тем большим воздействиям она подверглась за свою долгую жизнь. Следовательно, и повреждений в старинной мебели накопилось побольше.
Цена реставрации старинной мебели из дерева выше потому, что на реставрацию она поступает в гораздо худшем состоянии, чем современная.
Наша мастерская одна из старейших реставрационных мастерских Москвы. Специализируется на ремонте и реставрации мебели из дерева. Это деревянные стулья со спинками и мягкими сиденьями, кресла, столы, фасады корпусной мебели.
Виды работ.
- Полная реставрация художественной деревянной мебели с высокой степенью повреждения.
- Частичная реставрация повреждённых элементов. А именно: реставрация фасадов, столешниц, дверей.
- Реставрация мелких предметов интерьера. Шкатулки, футляры, скульптуры, корпуса музыкальных инструментов.
ВСЁ, ЧТО СДЕЛАНО ИЗ ДЕРЕВА МЫ МОЖЕМ ВОССТАНОВИТЬ.
Рассчитать стоимость реставрации, обсудить условия перевозки, гарантии можно прислав фотографию своей мебели на нашу почту Elena@restavraciy.ru, WhatsApp +7(985)364-93-23 или позвонив по телефону 8(495)364-93-23.
Услуги столярной мастерской
К дополнительным услугам мастерской относится: консультации по телефону или через электронную почту по следующим вопросам:
- Оценка предмета по фотографии. ( Время изготовления, материал, стоимость в продаже и стоимость реставрации). Не только антикварной, но и хорошей современной.
- Консультант ответит, какие работы необходимо произвести для реставрации конкретной поломки. Эта услуга особенно востребована у тех, кто хочет реставрировать мебель своими руками.
- Консультант так же ответит, какими материалам следует работать, что бы отреставрированная мебель служила долго.
- Возможность лично наблюдать как идёт реставрация Вашего предмета.
Остальные услуги типовые для всех хороших реставрационных мастерских. Гарантии качества, бесплатная доставка крупногабаритных предметов, удобное расположение и бесплатная парковка.
Деревянщик
Деревянщик это мастер по обработке дерева.
Советские реставрационные мастерские были предприятиями комплексными. Состояли из отдельных цехов. В каждом цеху работали ремесленники определённой специальности. Реставраторы по стеклу назывались стекольщики, по фарфору - фарфористы, по металлу - металлисты. Соответственно, реставраторы по дереву - деревянщики.
Мы - деревянщики.
Поломка мебели
Дерево, при нормальных условиях хранения - материал вечный, но гигроскопичный. Если детали выкроены по волокнам, мебель не сломается ни когда. Единственное, что ей грозит, это усушка. В результате пересушивания, мебель начинает шататься. Это не сложный дефект. Но не пытайтесь устранить его самостоятельно. Столяр разберёт расшатавшееся соединение, восполнит усохшие детали деревом, плотно подгонит. Затем склеит на КОСТНЫЙ клей и зажмёт в струбцинах на 5-10 часов. Такая склейка будет держаться годами. Все попытки сбить вещь гвоздями, стянуть саморезами или соединить на современный клей только усугубят поломку. Современный клей хорош для современной мебели, но ни как ни для антикварной или хорошей деревянной. Результат получится быстрый, но не долговечный.
Вторая причина поломки мебели из дерева - заводской брак. Деталь выкроена из доски с дефектами (сучки, свилеватости, трещины) либо не по волокнам (косослой). Ремонт состоит в ремонте отдельной детали.
Третья причина нарушение условий транспортировки и эксплуатации. Если соблюдать правило "Вот это стул, на нём сидят, а вот это стол за ним едят", мебель будет служить долго. И не надо на стуле качаться а хороший письменный стол использовать как верстак. Не доверяйте перевозку случайным людям. Самые большие повреждения вещи получают именно во время транспортировки. По этому, перевозку и погрузку своих крупногабаритных заказов мы осуществляем только сами.
Бывают и экстремальные поломки. Примеры из жизни реставратора. Стол упал со второго яруса двухэтажного номера гостиницы "Украина". Или. Во время мальчишника на диван разом прыгнуло трое детей призывного возраста. Менее экзотичные, но чаще встречающиеся примеры. На полированном столе горячим утюгом гладили влажные пелёнки, в результате чего лак отошел вместе со шпоном. Ребёнку подарили выжигательный аппарат. Дальше можно не продолжать. Была бы мебель из ДСП, логичнее было бы выбросить. А деревянную склеили поменяли шпон, отполировали, и всё в порядке. До сих пор служит.
Плановая поломка мебели из ДСП или МДФ происходит по истечении срока эксплуатации. В большинстве случаев ремонт не целесообразен. Дешевле купить новую. Почему это происходит. Смоляная масса, которая держит опилки ДСП или волокна МДФ ослабевает уже через 5 лет. Поэтому, ремонтировать практически нечего. Хотя, бывают и исключения.
Другое дело, мебель из дерева. У дерева нет срока эксплуатации. Если пришла в негодность часть какой-то детали, её можно заменить, либо нарастить.
Если мебель из дерева правильно эксплуатировать, она практически не ломается. Что значит правильно эксплуатировать? Вещь не должна шататься. Пол должен быть ровным, а ножки одинаковые. Стул, кресло, стол расшатались. Их необходимо побыстрее склеить, а не ждать, пока расшатанность окончательно убьёт узлы соединения.
Интересно
Вплоть до 70-х годов 20 века при изготовлении мебели, в том числе и советской, использовалось исключительно дерево, натуральные клеи и чистые лаки.
Поломка мебели антикварной ни чем не отличается от поломок мебели современной. Устраняются так же как и современные, только гораздо лучше. Ответственность выше. Нет права на ошибку.
На фотографиях показана реконструкция узлов соединения ножек стула с царгой. Стул ореховый, последняя четверть 19 века. То, что можно было склеить, склеили на столярный клей. То, что восстановлению не подлежало - заменили новыми деталями. После тонировки и отделки лаком вставки заметны не будут.
Виды ремонта мебели
В зависимости от состояния, выбирается вид ремонта. Ежедневный уход или косметическая реставрация. Плановый ремонт. Капитальный ремонт, часто сопровождающийся модернизацией. Деревянная мебель, красиво стариться, постепенно меняет статус: сначала она новая, потом старая, затем ретро. Завершает свой жизненный путь в статусе антиквариата. Любая достойная вещь со временем становится антиквариатом.
Мы с одинаковым уважением относимся к вещам старым, раритетным, или современным. всё когда-то станет антиквариатом.
Ежедневный уход сводиться к содержанию в чистоте при оптимальных температурных и умеренно влажных условиях. Косметическая реставрация это восстановление мелких поверхностных повреждений. Сколы, царапины, пятна белые или тёмные. К плановому ремонту можно отнести замену обивки, переклейку, укрепление петель, напрвляющих выдвижных ящиков. Капитальный ремонт старинной мебели предполагает замену целых деталей. Мы с одинаковым уважением относимся к вещам старым, раритетным, или современным. всё когда-то станет антиквариатом.
Каждая поломка имеет свои причины. Либо "заводские", либо эксплуатационные. Вот некоторые из них.
Поломка | Причины |
Трещин вдоль волокон, деформация | Использование недосушенного материала |
Вмятины и выпуклости вокруг сучков | Дефекты массива |
Поломка деталей по годовым слоям | Ошибки при раскрое деталей |
Расшатывание и скрип мебели | Усушка шиповых соединений |
Удары, сколы, вмятины | Физические воздействия |
Внутреннее нарушение прочности детали | Повреждение насекомыми, микроорганизмами |
Отслоение лака, эмали, покрытия | Не правильные условия хранения |
Мебель реставрация цена
Цена ремонта, реставрации деревянной мебели из массива определяется объёмом работ, качеством их выполнения.
Рассчитывается по времени, плюс стоимость расходных материалов. У нас доставка по Москве входит в стоимость автоматически.
Наши услуги.
1. Реставрация может быть косметической, направленной на временное восстановление декоративных и функциональных качеств (склейка, замена ткани, поновление). Оказываем крайне редко.
2. Устранение следов неудачного мелкого ремонта. Чаще всего мелкий ремонт производиться в домашних условиях, случайными исполнителями, подручными материалами. Гвозди, неподходящий клей, плохой лак. Пиводит к необходимости дальнейшей полной реставрации. Так как реставратору придётся устранять не только небольшие естественные поломки, но и следы непрофессионального вмешательства, повторный ремонт часто бывает дороже первичного.
3. Полная реставрация. Профессиональный ремонт призван возвратить стулу, креслу, столу, шкафу, прочность на долгие годы. Укрепление каркаса, перетяжка пружин, восстановление истёртых или замена деформированных деталей, консервация, ремонт деревянной резьбы – далеко не полный перечень мероприятий восстановления мебели.
4. Комплексная услуга. Это может быть косметический ремонт, модернизация, полная реставрация с сохранением исторической и художественной ценности.
Полное восстановление лака на столешнице в мастерской выгоднее, чем работа частного мастера на дому по устранению каждой царапины отдельно.
Заполнение углубления твёрдым воском необходимого цвета с последующей полировкой мягкой тканью | Время работы 5-10 минут | Цена 100-200 рублей за 1 царапину. |
Не глубокая царапина на лаке. Слой лака шлифуется до дна царапины, затем локально наноситься специальный, быстросохнущий лак в аэрозольной упакове. | Время работы 1-2 часа | Цена от 1000 до 3000 рублей. За дециметр. |
Глубокая одна или несколько царапин, белые пятна на лаке, общая потёртость столешницы.Полное снятие лака, шлифование до чистого дерева, покрытие всей детали лаком методом распыления. | Время работы 2-3 дня | Цена от 5 000 до 10 000 рублей за 1 кв. метр. |
Получить консультацию, задать вопрос реставратору о реставрационных технологиях, цене, времени реставрации, условиях доставки и гарантиях, можно через нашу почту Elena@restavraciy.ru.
Реставрация мебели из натурального дерева
Музейщики знают, что мебель сделана без единого гвоздя, живёт столетиями. А реставраторы уверены, что она дожила до наших времён, именно потому, что сделана без единого гвоздя. Рыхлая ржавчина способна разрушить любое дерево.
Если деталь сломалась, значит в этом месте она испытывала наибольшее напряжение. При послеремонтной эксплуатации деталь подвергнется нагрузке именно в месте склейки. Поэтому все места склейки или узлы соединения обязательно укрепляются.
1. Мебель ломается или расшатывается в местах приложения наибольших нагрузок. После ремонта металлическим крепежом нагрузки продолжают своё пагубное воздействие. Металл твёрже дерева. При нагрузках, происходит деформация узла соединения. Дерево мягко пружинит, но металл (саморез или гвоздь), в силу своей твёрдости, сопротивляясь силе, начинает постепенно сминать древесные волокна, тем самым расширяя отверстие, в которое он погружен. Происходит усугубление утраты.
2. Металл и дерево имеют разные коэффициенты теплового расширения. Это значит, что при всех колебаниях температуры метал, который имеет более высокий коэффициент расширения, будет постоянно изнутри воздействовать на дерево, то увеличиваясь в размерах, то уменьшаясь.
3. Черный металл ржавеет. Ржавея, гвоздь или саморез увеличивается в объёме, тем самым расширяя полость в дереве, куда он забит или ввинчен. Впоследствии порошкообразная ржавчина высыпается. Похудевший гвоздь легко вываливается из своего гнезда.
На фото показаны этапы восстановления резбы ножки стола.
1. Места утрат выравниваются.
2. На места будущей резьбы наклеиваются бруски дерева той же породы, что и сами ножки, но светлее, чтобы потом можно было легко подогнать цвет.
3. Выполняется резьба необходимой формы.
4. Готовой резьбе придаётся необходимый цвет или оттенок.
5. Отделывается лаком.
Для восстановления повреждённой деревянной части используется та порода дерева, которая применялась для изготовления ремонтируемой мебели. Подчеркиваю, дерева, так как в настоящее время рынок предлагает огромное количество заменителей внешне похожих на дерево, но уступающих ему в физических и визуальных качествах. Красное дерево восстанавливается красным, дуб - дубом, орех - орехом.
Для начала выпиливается кусок дерева, по размеру немного большим, чем утраченная часть. Перед склейкой, для плотного прилегания, поверхность скола и брусок тщательно выравниваются. Затем обе плоскости смазываются тёплым столярным клеем, соединяются и зажимаются струбциной. После высыхания клея струбцины снимаются. Склейка длиться 2-3 часа. Из приклеенного бруска реставратор вырезает недостающую часть. Далее массив тонируется, подгоняется по цвету к старому. В руках мастера всё выглядит просто, но на деле требуется многолетний, наличие высококачественных средств, многолетний опыт для выполнения, казалось бы, бесхитростных действий.
Реставрация деревянной мебели
Мастерская оказывает услуги по ремонту, восстановлению и реставрации мебели.
Чем отличается наша реставрация от среднестатистической реставрации деревянной мебели в Москве.
Мы - столярная мастерская. Восстанавливаем само дерево деревом, а не новомодными имитациями. Благодаря чему, наш ремонт "держится годами". Соответствует канонам музейной реставрации и при этом не слишком дорогая. Мы- столяры.
В чем именно соответствие канонам музейной реставрации на примере с спинки венского стула?
- Поломанная деталь восстановлена тем же деревом, из которого сделана реставрируемая спинка - массивом бука.
- Вклеена деталь на настоящий столярный костный клей, который мастер, как в старые времена сварил в клеянке.
- Наш клей надёжнее всех вместе взятых современных клеёв. Это доказано не то, что бы годами, а столетиями. А цена его в разы ниже современных фирменных клеящих средств.
- И, самое главное его качество, необходимое для реставрационных материалов музейного уровня - он обратим. Это значит, что в случае необходимости клеевое соединение можно расклеить с помощью спирта без ущерба для экспоната.
Что бы склеить спинку антикварного стула не надо быть искусствоведом, художником или выпускником Академии художеств. Необходимо быть столяром и располагать аутентичными материалами.
Мы можем крепить корпус, отрегулировать двери, изготавить недостающие детали, полки, вкладыши в раздвижные столы, потерянные ящики, ножки и подлокотники кресел. Одним словом - добротная столярная работа.
Что касается искусствоведческой составляющей реставрационных работ - здесь у нас тоже всё отрегулировано.
Во-первых, владелец сам знает как должен выглядеть его предмет после реставрации.
Во-вторых руководитель мастерской Сергей Жилин имеет высшее искусствоведческое образование и всегда придёт на помощь начинающему коллекционеру.
На фото процесс регулировки посадочных мест вкладышей раскладного обеденного стола.
Сам стол находилсв в столь плачевном состоянии, что нам пришлось восстанавливать всю фанеровку столешницы. Для этого мы приобрели подходящий по рисунку шпон, раскроили его с учетом текстуры и прикрепили на сохранившуюся столешницу.
Новый шпон "лёг как родной". Его текстура, рисунок и цвет полностью соответствуют сохранившемуся шпону на царге (деталь над ножками стола).
Смыть старое покрытие, вышкурить и покрыть свежим лаком - умеют все. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, но отделка - не самое сложное в реставрации. Её можно воспроизвести и в домашних условиях, своими руками. Гораздо сложнее восстановить дерево, резьбу, соединение деталей.
Второй пример нашей работы - восстановление ножки стола, которую погрызла собака. Она сгрызла резные листья и углы опоры. Стол был в относительно хорошем состоянии, но нога совсем плоха.
Для начала реставратор восстановил деревянную конструкцию самой ноги (фото1) "простым деревом". Простым деревом мастера мебельщики называют дерево, из которого изготавливается основа. Обычно это сосна. В дорогой мебели в качестве "простого дерева" в XVIII и XIX веках в России использовалась берёза. В очень дорогой - дуб. Далее простое дерево фанеровалось ценными породами "благородного" дерева. Это мог быть орех, палисандр, карельская берёза. В нашем случае фанеровка - красное дерево.
Затем мастер (реставратор высшей категории, он есть на фото) изготовил сначала эскиз, а затем и саму отсутствующую резьбу из массива липы. Почему из липы, а не из красного дерева? Во-первых, красное дерево сейчас не то, что было в XIX веке. Текстура не та, грубее. Вторая причина. Липа хорошо режется и из неё можно точнее сделать копию. Она пластичная, не деформируется и не коробиться. Легко тонируется в любой необходимый цвет. Если бы заказчик пожелал получить резьбу из красного дерева, мы, конечно же сделали именно так, но тогда текстура современного красного дерева ярко выдавала бы новые вставки. Липу же мы деликатно подогнали под старый цвет и дополнения сейчас выглядят не так заметно.
После изготовления резьбы она была укреплена на старые места с помощью деревянных шкантов. Можно было просто приклеить, но мы всегда места соединения дополнительно укрепляем деревянными шкантами. Ни в коем случае не металлическим крепежом. Металл твёрже дерева. У него иное температурно-влажностное реагирование. Иногда он ржавеет. Короче. Со временем он разрушает древесину.
Далее самый приятный процесс - отделка. Предмет снова стал тем, чем он был до встречи со скучающим псом - предметом быта московского дворянина.
Как восстановить мебель самостоятельно
Как восстановить мебель – вопрос, требующий грамотного, решения.
Самое простое, и в то же время, дорогостоящее – отдать свой любимый и многоуважаемый гарнитур в руки профессиональных реставраторов. Второе, не менее правильное решение – сделать это бесплатно самому. К сожалению, средний, эконом вариант в деле восстановления мебели не существует. Все попытки воспользоваться услугами реставратора «подешевле», приводят к разочарованию, испорченному предмету и напрасно потраченным деньгам. Есть третий вариант – восстановить мебель собственноручно под руководством профессионального реставратора, но об этом в разделе обучение реставрации.
Для примера рассмотрим этапы реставрации полумягкого стула, работы братьев Иосифа и Якова Кон.
Первый этап восстановления мебели – изучить предмет, понять, с чем имеем дело. Что это? Стул, козетка, кресло, табурет и так далее. Из чего мебель сделана (реставраторы говорят «выполнена») бук, орех, дуб, берёза и так далее. Разные породы дерева по-разному ведут себя в изделии, и восстанавливать их надо в соответствии с породой дерева, из которой мебель изготовлена.
Далее удаляем всё лишнее: загрязнения, изношенные, пришедшие в негодность настилочные материалы, сломанные гвозди, следы неправильной реставрации. Эти этапы реставрации мебели называются разборка и расчистка. Удалить необходимо всё лишнее и с большой тщательностью. Старый разрушенный или «не правильный клей» препятствует новой склейке, а оставшиеся в дереве гвозди помешают новым гвоздикам попасть в дерево именно в то место, где нужно.
При реставрации мебели можно обнаружить скрытые этикетки, инвентарные номера, отметки мастера, которые помогут в атрибуции и восстановлении возраста и авторства мебели. Во время реставрации клейма и этикетки покрываются защитной плёнкой, которая удаляется после полного восстановления мебели.
Особую сложность представляет восстановление пружинного сиденья. Здесь необходимы знания, навыки и дорогостоящие, аутентичные материалы: морская трава,, конский волос, джутовые веревки.
Пружины извлекаются из сиденья, нумеруются, очищаются от пыли. Сломанные пружины заменяются аналогичными, подходящими по размеру и жесткости. В профессиональных реставрационных мастерских всегда есть «золотой запас» старых аутентичных пружин, собранных за годы работы из безвозвратно разрушенной старинной мягкой мебели.
Существует несколько способов перевязки пружин для мягкого сиденья. Об этом мы рассказываем на наших мастер классах. Каждый мастер выбирает именно тот способ, которым у него лучше всего получается. Какой бы способ мастер не выбрал, пружины необходимо вязать прочными джутовыми верёвками. Хлопчатобумажные – быстро перетираются, синтетические – скользкие и плохо держат узел.
Сформированное пружинное основание сиденья обивается мешковиной. Поверх которой укладывается морская трава. Морская трава – бессменный наполнитель для сидений и матрасов вот уже третье тысячелетие. Попытки заменить её поролоном, или каким либо другим синтетическим материалом приводят к потере комфортности. Как восстановить мебель и не испортить её. Всё просто: применяйте правильные материалы и отработанные технологии.
Финишное выравнивание производится конским волосом и хлопчатобумажной ватой. Но конский волос может вызывать аллергическую реакцию. Даже без волоса правильно сформированное сиденье будет удобным и комфортным.
Черновая обивка предпоследний этап реставрации мягкой мебели. Выполняется она светлой тканью, миткалём или бязью. Задача черновой обивки – окончательное формирование мягких элементов мебели для сидения, работы или отдыха. Чистовая ткань набивается в последнюю очередь. Ткань выбирается обивочная, в соответствии со вкусом хозяина, рисунок располагается, как правило, по центру детали.
Как восстановить мебель. Есть три варианта. Обратиться к хорошему реставратору, сделать это самостоятельно, исходя из собственных знаний и опыта, либо реставрировать свой предмет своими руками на наших мастер классах под руководством профессионального реставратора.
Ремонт и реставрация деревянной мебели
Реставрация деревянной мебели в корне отличается от реставрации мебели из ДСП, МДФ, мебели из столярной щита и покрытой шпоном.
ДСП, в понимании столяра - это опилки, скреплённые формальдегидной смолой (от одного названия голова начинает болеть). МДФ столяры называют "картонкой". Профессиональный сленг в точности отражает содержание материала, как бы его красиво не обзывали маркетологи.
Дерево - чудо, созданное из соков земли и солнечного тепла. Жить в окружении предметов из этого прекрасного материала, да ещё и созданых руками трудолюбивого мастерового - одно удовольствие.
Это лирика, а теперь о самой реставрации.
На большинстве сайтов которые выдаёт поисковая система Яндекса по запросу "Реставрация деревянной мебели в Москве", судя по картинкам, предлагается восстановление внешнего вида. По существующей градации мебельщиков это косметическая, реставрация. Замена ткани, регенерация лакового покрытия, восстановление цвета, даже реставрация резьбы - завершающие этапы возвращения предмета к жизни. И тут, для реставратора, большой разницы, сделан предмет из дерева, фанеры или ДСП нет.
Кстати, некоторые мебельные сайты, в качестве иллюстрации своих текстов публикуют наши фотографии. Тут мы ни чего поделать мы не можем. И ответственности за качество их услуг не несём.
На самом деле реставрация деревянной мебели без ремонта - пустая трата денег.
Реставрация мебели из дерева или реставрация деревянной имеет свои особенности. Прежде всего, это связано со свойствами самого материала – дерева. Ствол состоит из множества полых трубочек – сосудов и трахеидов.
В живом дереве эти трубочки наполнены клеточным соком. Прежде, чем изготавливать мебель из дерева, старые мастера 2-3 года сушили лес на открытом воздухе. Затем стволы ошкуривали и хранили ещё несколько лет под навесом. При таком способе сушки древесина усыхала равномерно, без трещин. Доски из такого леса не деформировались и практически не усыхали. Высушенное таким способом дерево называлось «выдержанное» и ценилось очень высоко. Его хранили, продавали, передавали по наследству.
В условиях современной квартиры с пониженной влажностью в зимний период, даже самая высококачественная древесина в той или иной степени подвержена усушке и деформации. Внешним проявлением усушки являются образование трещин в досках, из которых изготовлена мебель и ослабление узлов соединения, когда предмет, так сказать, расшатывается.
Реставрация мебели из дерева неизбежна.
Трещины на плоских деталях (филёнках, столешницах, доньях ящиков) заделываются рейками (зареиваются). Если утрата невелика, вместо реек используется шпон дерева в несколько слоёв. Предварительно края трещины зачищают и выравнивают и вклеивают вставку. Рейка должна несколько выступать над поверхностью детали. После выдержки лишний материал снимают стамеской и зачищают шкуркой.
Если происходит реставрация мебели из дерева ценных пород, (например красное дерево «пламя») и сквозная трещина проходит по центру панели, её не зареивают, так как это нарушит рисунок. Деталь склеивают, и уменьшившуюся филёнку наращивают сбоку.
Мелкие дефекты на поверхности деталей при реставрации мебели из дерева заделывают клеевой шпатлёвкой, подкрашенной в тон древесины изделия. Глубокие заколы и отщипы заделывают вставками из древесины идентичной породы, близкой по цвету и текстуре. Форму вставок подбирают так, чтобы они были менее заметны. Чаще всего их делают в виде ромбов, вытянутых вдоль волокон древесины. Вклеенную вставку зачищают циклей, стараясь не задеть основную древесину.
Реставрация мебели из дерева сложный и многооперационный процесс. Выполняют его столяры краснодеревщики со специальным образованием и многолетним опытом. Если ваши предметы Вам дороги, доверьте реставрацию мебели из дерева опытным мастерам.
Деревянная мебель
Деревянная мебель в настоящее время – предмет роскоши. Комфортно чувствовать себя возможно только в естественной среде, среди чистых натуральных и материалов, приятных цветов и форм. В этом и есть секрет стремления человека к мебели из натурального дерева. Но, как и все дорогое, деревянная мебель требует внимательного к себе отношения, знания своих особенностей.
Деревянная мебель, антикварная она, просто старая или современная изготавливается из массива дерева. Иногда массив дополнительно украшается особо ценными породами дерева, металлом, перламутром, черепахой, латунью, рогом костью и другими драгоценными материалами.
Сама древесина, из которой изготовлена деревянная мебель материал не однородный, состоящий из отдельных древесных волокон. Волокна распределены по массе древесины неравномерно, в сучках – очень плотно, вокруг сучков свободно. К тому же, древесина гигроскопична, следовательно, деревянная мебель имеет свойства впитывать влагу, набухать и расширяться, затем, при снижении влажности отдавать влагу и усыхать.
Как правило, второй процесс преобладает и называется усушка.
Деревянная мебель, реагируя подобным образом на изменения влажности, незначительно изменяет размеры и форму своих деталей. Визуально это явление практически не заметно, но на прочность мест соединения деталей деревянной мебели влияет.
В результате усушки деревянная мебель расшатывается, на деталях, выполненных из широких досок, появляются трещины, шпон отслаиваться.
Старинная деревянная мебель имеет конструктивные особенности, позволяющие хранить форму и не разрушаться в процессе усушки. К ним относятся: подвижные соединение отдельных деталей, усиленные соединения на «ласточкин хвост», система клиньев, и другие столярные хитрости.
Деревянная мебель, выполненная из заранее высушенного материала, грамотно сконструированная, хранящаяся в сухом, проветриваемом помещении, практически вечна. Об этом наглядно свидетельствуют музейные экспонаты.
Чтобы деревянная мебель всегда радовала, необходимо приобретать только высококачественные предметы и содержать их в комфортных условиях.
Узнать из какого именно дерева выполнена Ваша мебель Вы можете прислав фотографию своего предмета на нашу почтуelena@restavraciy.ru
Мебель из дерева была всегда. Была, конечно, из мрамора, стекла, металла, даже серебра, и рогов животных, но мебель из дерева – это неотъемлемая часть нашей цивилизации.
Изначально, мебель из дерева отличалась простотой. Её изготовление заключалось в монтаже необработанных стояков и досок с целью устроить лежак или скамейку. В России, с нашей традиционной любовью к оптимизации пространства, мебель для сидения и лежания врубалась в само деревянное жилище. Эта традиция жива до наших дней.
Затем мебель из дерева разделилась на два основные образца – несущая (столы и стулья) и вмещающая (лари, сундуки, ящики, короба).
Древние египтяне мебель из дерева делали при помощи струга, владели техникой интарсии и инкрустации. Греки виртуозно владели токарным станком, а римляне обобщили опыт производства мебели из дерева египтян и греков и создали первую в истории эклектику.
На протяжении веков мебель из дерева усложнялась и конкретизировалась. Появилась деревянная мебель для сидения, лежания, чтения, работы, вседневной переписки. Для рукоделия, для отдыха у камина (вольтеровское кресло), для отдыха на солнце (шезлонг), для руководства персоналом (трон). Все виды декоративно прикладного искусства нашли своё применение в декорировании мебели из дерева. Некоторые образцы мебели из дерева превратились в подлинные произведения искусства.
История развития мебели из дерева протекает спиралеобразно. Формы и декор то приобретают пышность и замысловатость как мебель барокко и рококо, то подчеркнутую простоту и сдержанность, проявившуюся в бытовой мебели русского классицизма начала XIX века. Неизменной остаётся её популярность во все времена и для всех народов.
В последнее мебель из дерева уступила количественное первенство мебели из других материалов, но не стала менее любимой и востребованной.
Породы деревьев
Различные породы деревьев имеют древесину с разными физическими свойствами. Некоторые растения представляют твёрдые породы дерева – это дуб, бук, каштан, орех.
Другие породы деревьев липа, осина, тополь, берёза – объединяются группу мягкие породы дерева. Хвойные породы деревьев составляют свою собственную большую группу, в которой есть и ценные породы дерева кипарис, туя, кедр и простые светлые породы дерева: сосна, ель, пихта.
Ценные породы дерева используются, как правило, в идее шпона. Древесина мягких пород деревьев в мебельном производстве применяется в виде массива дерева для изготовления резных и точеных деталей. Наибольшее количество древесины дают хвойные породы деревьев. Породы дерева с твёрдой древесиной называются твёрдолиственные породы деревьев. Соответственно с мягкой древесиной – мягко лиственные породы деревьев. Экзотические породы дерева, такие как амарант, эбеновое дерево, розовое дерево, махагони и другие ценные породы дерева привозятся к нам из далёких, как правило, тропических стран.
В настоящее время экзотические породы дерева доступны, но во времена изготовления антикварной мебели они относились к особо ценным породам дерева и стоили очень дорого.
Древесина всех пород деревьев имеет применение в столярном деле. Каждая порода дерева служит для различных поделок сообразно своим качествам и внешнему виду.
Из хвойных пород дерева изготавливают мебельные щиты, каркасы для мягкой мебели.
Ценные твёрдые породы дерева не только прочны, но и имеют красивый цвет и текстуру дерева. Мебель, выполненная из массива сосны, как правило, декорируется шпоном ценных пород дерева.
Наиболее драгоценные породы дерева применяются в виде шпона для маркетри или небольших деревянных изделий.
Особой ценностью отличается древесина отдельных частей деревьев разных пород. Корень туи, корень ореха и каштана, кап берёзы.
Столяры использовали практически все породы дерева для мебели. Самое интересное, что для определённой эпохи характерно применение определённой породы дерева. Определение породы дерева важно для оценки предмета антиквариата.
Как определить породу дерева, из которой изготовлена мебель, и не ошибиться при покупке антикварной мебели. Для специалиста отличить шпон ореха европейского от ореха американского, так же легко, как собаководу отличить таксу от болонки. С опытом к Вам это тоже придёт, а пока присылайте фотографии интересующих Вас предметов на мою почту и я обязательно отвечуelena@restavraciy.ru
Вопрос из почты реставрационной мастерской
Здравствуйте!
Меня зовут Денис. При поиске ответа на мой вопрос я случайно наткнулся на ваш сайт, где вы любезно предложили опознать по фотографиям породу дерева. Спасибо большое что вы можете это сделать. Я высылаю некоторые фото столика. Сам я предполагаю что столик выполнен их дуба, ореха или красного дерева, но уверенности нет. Спасибо заранее, с нетерпением жду ответа специалиста.
Ножки и царга, скорее всего из дуба, на
фото ясно видны светлые сердцевинные лучи характерной, для дуба формы. Столешница,
скорее всего из ореха. Во-первых,
характерный золотисто коричневый цвет,
во вторых поверхность гладкая, шелковистая, что присуще мелкопористым твёрдым
породам дерева.
Ножки, царга и раскладка вокруг столешницы массив. Центральная часть столешницы, скорее всего фанерована шпоном ореха с интересной текстурой.
С уважением, Елена Жилина.
Ясно, буду знать. Я просто недавно занялся "реставрацией" (в кавычках, потому что считаю себя профаном в этой области) в свободное время, как дополнительное хобби.
В любом случае это приносит удовольствие, а как побочный эффект, оказалось что это окупается.
И мне приятно что вы отвечаете, спасибо. ))
С уважением Deniss Kornilov.
Окупается, это хорошо. На нашем сайте есть книга Матвеевой «Реставрация столярно-мебельных изделий». Если Вы её прочтёте и поймёте, о чем она, считайте, что азбуку прошли. Как и в любом деле, важно направление. Не тратьте деньги на курсы, и дорогостоящие альбомы типа «Библия реставратора».
Не пользуйтесь советами «бывалых». Получайте знания из первоисточников, специальной литературы. Найти её не сложно.
Читайте советскую литературу, до 90-х годов издания, можно учебники для ПТУ, руководства для учителей труда в школе, советские журналы типа – «Сделай сам», «Наука и жизнь», руководства для кружка «умелые руки» и так далее.
Для начала МАТВЕЕВА. Когда прочитаете, берите следующую книгу. Кстати, Матвееву я знала лично. Она преподавала в Строгановке материаловедение.
Породы дерева
Породы дерева их свойства и внешний вид – необходимые знания для понимания антикварной мебели и определения времени её изготовления.
Характерные признаки той или иной породы дерева, как правило, ярко выражены. Есть, конечно, очень похожие по текстуре породы дерева, такие как дуб, ясень и каштан. Но они различаются по цвету древесины.
Знание породы дерева, из которого выполнена мебель,является одним из условий верного определения возраста предмета.
Например, такая порода дерева как груша, используемая в настоящее время имеет простую текстуру древесины, в то время, как старинная мебель изготавливалась только из груши свилеватой, более интересной, чем современная. Та, старая груша занесена в красную книгу и древесина её в настоящее время не применяется.
Многие породы дерева имеют четкие временные границы начала их применения в изготовлении мебели. До начала XVIII века Европа не знала красного дерева. Карельская берёза и тополь появились в мебели лишь в начале XIX века и то, только в России.
Породы дерева характеризуют целые стили. Готику называют дубовым периодом. Рококо – ореховым, ампир и классицизм расцветом использования красного дерева, да не просто красного, а только махагони. Все остальные разновидности этого прекрасного дерева начали использоваться лишь в конце XIX, начале XX века.
И так, знание породы дерева, из которого выполнен предмет столярно-мебельного искусства жизненно необходимо любому, кто желает научиться понимать мебель.
Ценные породы дерева
Сосна.Применяется как основа под фанеровку в корпусной мебели и для изготовления каркаса мягкой мебели. Используется также для изготовления недорогой кухонной мебели. Сосна красная или сосна карельская – излишние коммерческие термины. | |
Липа.Благодаря своей пластичности и прочности широко применялась для изготовления резьбы и точеных деталей в русской мебели. Легко принимает цвет ценных пород дерева посредством морения. | |
Берёза белая.Обычная берёза хорошо режется, но при шлифовке оставляет ворсинки. Древесина мягкая, подвержена гниению. Применялась для изготовления дешевой деревенской мебели. | |
Берёза свилеватая или пламенная.Очень красивый сорт берёзы. Применяется в виде шпона и массива. | |
Берёза карельская.Дерево дворцовой мебели. Применяется в виде шпона для облицовки только очень дорогой мебели. Очень красиво выглядит в сочетании с эбеновым деревом, морёным дубом и золоченой бронзой. | |
Дуб.Применяется как в виде массива, так и в виде шпона. Очень красив как в прямых плоскостях, так и в резьбе. | |
Ясень.По текстуре ясень очень похож на дуб, но не имеет сердцевинных лучей, более нежных золотистых оттенков и несколько мягче дуба. | |
Бук.Твёрдая, хорошо обрабатываемая древесина. Применяется как массив и реже в качестве шпона.Всем хорошо известна буковая гнутая мебель. Лёгкая, дешевая, прочная. | |
Орех.Древесина ореха в зависимости от породы, места произрастания и способа распиловки имеет очень разнообразную окраску и текстуру.Цвет варьирует от бледно-золотистого оттенка и достигает тёмно-коричневого, почти черного. Орех может быть почти гладким, полосатым, иметь рисунок в виде пирамиды или свилеватости. Очень красив так называемый корень ореха. Применяется в виде шпона для отделки дорогой мебели. | |
Красное дерево.Это название объединяет целую группу ценных пород, имеющих характерный красно-коричневый цвет. Махагони, сапели, венги и другие. Самым дорогим из них считается так называемое пламя или пирамида. | |
Эбеновое или черное дерево.Очень дорогое и редкое дерево, отличается особой прочностью.Применялось в виде шпона для сплошной фанеровки или отделки мебели из карельской берёзы и красного дерева, а также в маркетри. | |
Палисандр.Ценная порода дерева с яркими черными или серыми полосами на светлом нежном фоне.В конце века в России на недорогой мебели рисовали яркие полосы, имитируя палисандр. | |
Груша.Древесина золотисто-розоватая, гладкая, прочная, очень красивая и чрезвычайно модная в последнее время. Расцвет популярности груши приходится на период модерна. | |
Клён птичий глаз.Светлая древесина с характерными включениями. Встречается довольно редко, применялась для изготовления дорогой мебели в виде шпона. | |
Тополь.Древесина имеет красивый золотистый цвет и затейливую свилеватую структуру. Встречается довольно редко и это повышает ценность предметов, выполненных из тополя. |
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)