Реставрация мебели из карельской берёзы
Карельская берёза - королева среди ценных пород дерева. Светлая, сияющая, как янтарь в лучах солнца, и очень, очень, капризная. Малейшая ошибка в отделке или реставрации, и наша королева превращается в просто светлое дерево с мелким нерегулярным рисунком.
Кому, как не реставратору чаще других приходиться разбираться в породах, разновидностях и сортах карельской берёзы. Толщина и вид шпона (лущеный, пилёны, строганый) класс отделки модель - всё вместе являются признаками, по которым мы отличаем подлинную карельскую берёзу от её более дешевых аналогов. На что необходимо обратить внимание, приобретая, реставрируя или заказывая мебель из карельской берёзы рассказывает Елена Жилина.
Особенности отделки мебели из карельской берёзы
Из всех пород дерева - карельская берёза самое капризное и своенравное дерево. Красоту свою оно показывает только при отделке политурой. Любой современный лак карельскую берёзу убивает. Превращает в нечто, похожее на ламинат. А вот под политурой она начинает сиять и переливаться как янтарь или мёд. Ни какого волшебства. Все прозрачные материалы, в том числе и лаковые плёнки, имеют определённые оптические свойства. Прозрачность, чистоту и коэффициент преломления света.
Натуральные лаки изготавливаются из натуральных смол. Шеллак, коллоксилин, смола фисташкового дерева, янтарь, даже канифоль, но она слишком мягкая для защитных плёнок.
Отделывать карельскую берёзу современными лаками, всё равно, что менять на старинной люстре хрустальные подвески на пластмассовые.
Отсюда первое правило реставратора - в отделке ни каких современных покрытий.
Особенности расчистки мебели из карельской берёзы
Много лет реставрируя мебель из карельской берёзы мы четко усвоили - она королева. обычные приёмы реставрации её не подходят. Её нельзя мыть обычными смывками и морить морилками.
Обычно реставратор при расчистке вещи пользуется смывками. Реставрационные смыки размягчают и растворяют потемневший лак. Разбухшая от химикатов масса сначала удаляется механическим путём, а затем смывается растворителем. Очень удобная технология для темных пород дерева. Во-первых не страдает дерево, во-вторых сокращается время ручной расчистки.
При реставрации берёзы такое не всегда возможно. Переливчатость берёзы обусловлена свилеватостью. Это значит, что полые сосуды в дереве лежат не в одном направлении (снизу вверх, по росту ствола), а как им самим хочется.
При смывке растворённые загрязнения попадают внутрь волокон светлого дерева и загрязняют его.
Политура состоит из натуральной смолы растворённой в каком либо растворителе, как правило, в спирте. Кстати - янтарь - затвердевшая смола древних растений. В настоящее время доступная политура среди реставраторов - шеллачная.
Если смолу фисташкового дерева, даммары, шеллак, копал или янтарь растворить в спирте, а затем нанести на деревянную поверхность, при испарении растворителя на дереве останется тончайший слой золотистого оттенка. Он придаст светлому дереву сходство с янтарём.
Современная мебель заказанная и изготовленная по старинным образцам не менее престижна, чем антикварная. Да и продаётся иногда дороже, чем старинные вещи.
Заказать мебель из карельской берёзы, фанеровку фасада кухни, копии старинных кресел, сейчас можно в любой более или менее приличной столярной мастерской. Даже мы, ярые противники новоделов, сделали для своих постоянных заказчиков несколько копий стульев и кресел из карелки для "полноты" гарнитура.
Что такое карельская берёза
"Карельская" берёза это торговое название сорта древесины, а отнюдь не вид растения по месту его произрастания. Берёзу, древесину которой принято называть карельская, можно встретить практически во всех странах Северной Европы и конечно же в России. Это стройное, прямоствольное дерево, с белым стволом. В некоторых деревья этого вида, под действием неблагоприятных условий ствол начинает развиваться по необычному сценарию. Вместо простой белой древесины вырастает уникальная с драгоценными декоративными качествами.
В нашей мастерской мы реставрировали мебель из карельской берёзы как антикварную, так и современную, сделанную на заказ под старину. Единственно, что можно сказать - старая антикварная лучше. Она стильная, шпон толстый. При первом же взгляде чувствуется особая стать русской дворянской мебели.
Процесс, который стимулирует обычную берёзу повислую (Bétula péndula) вдруг образовывать в своей древесине затейливые свилеватости и вкрапления до конца не изучен.
Берёзовые рощи, где среди стройных деревьев встречаются слегка корявые стволики с текстурой карельской берёзы встречаются везде, где в принципе растёт это дерево.
Карелия располагает большими участками естественного произрастания берёзы (латинское название рода Берёза - Bétula) и, следовательно, среди обычных стволов встречаются стволы с оригинальной и редкой текстурой в большем количестве, чем в районах, где берёза не является доминирующей культурой.
Мебель из карельской берёзы впервые ввёл в моду князь П. В. Мещерский, имевший в Курске свою столярную мастерскую. Первые датированные предметы мебели из карельской берёзы, хранящиеся в Павловском дворце-музее, относятся к 1789 году.
Громко мебель из карельской берёзы заявила о себе в самом конце XVIII века. Популяризатором применения это го уникального дерева для изготовления дорогой дворцовой мебели считается Русский дворянин, Князь Никола́й Бори́сович Юсу́пов. (26 октября 1750-15 июля 1831). Государственный деятель, дипломат, любитель искусства, один из крупнейших в России коллекционеров и меценатов владелец подмосковных усадеб Архангельское и Васильевское. Сейчас там расположились музеи, свободные к посещению.
На рубеже XVIII-XIX веков в Европе в моде была мебель из ореха или красного дерева. И то и другое дерево, довольно тёмное. Мебельщики пытались всячески "осветлить" его. Выбирали самые светлые участки, украшали маркетри из светлых пород, применяли очищенные лаки. Именно в этот период в мастерских Князя Юсупова начали создавать мебель из светлых пород: берёзы, клёна и тополя. В своей массе, это "простые" и не очень ценные породы дерева. Но в их стволах встречаются участки с особой текстурой. У берёзы это свилеватые участки (берёза свилеватая, или пламенная, а так же "карельская") у клёна участки со спящими почками (клён "птичий глаз) и у тополя, комлевая свилеватая часть ("корень тополя").
Наибольшее распространение получила мебель из карельской берёзы. Просто берёза широко распространена в России и её легче выращивать, по сравнению с тополем и клёном. Со временем, европейцы так же прочувствовали красоту нашей берёзы и начали изготавливать из неё дорогую дворцовую мебель, которая сейчас является антикварной.
В настоящее время Карельская берёза выращивается на специальных плантациях. Их мало. Как и всякая красавица, карельская берёза капризная. Растёт медленно, то "выдаёт" рисунок, а то упорно отказывается становиться "карельской". Поэтому мебель из карельской берёзы не перестала быть дорогой и красивой и редкой, даже современная.
В чем секрет красоты мебели из карельской берёзы? В спиртовом лаке и технологии его ручного нанесения.
Древесина карельской берёзы имеет свилеватости - пучки волокон, затейливо закрученные в массиве ствола. На срезе такое дерево имеет свойство переливаться, подобно шелковой муаровой ткани. Переливы и золотое сияние в лучах света возможно, при одном условии, если дерево отделано лаком с наивысшими оптическими свойствами. Таких лаков известно довольно много. В старину каждый мастер изобретал свой рецепт, но объединяло их одно. Все лаки были спиртовые, на основе естественных смол. Самой дорогой и незаменимой их составляющей был шеллак.
Шеллак как бы "поджигает" дерево. Смачивая волокна, спиртовой раствор проникает в древесину. Подчеркивает свилеватости, придаёт им яркость, янтарный оттенок, наполняет живым блеском. Делает текстуру ярче. Не случайно берёза свилеватая (без коричневых включений) имеет торговое название "Пламенная".
Лак шеллак раствор натуральной смолы в чистейшем медицинском спирте. Покрытие подобно тончайшему слою янтаря. Вот и весь секрет солнечного дерева. Без шеллачной полировки солнечным оно не будет.
Современные синтетические лаки прочны, легко наносятся, надёжны в эксплуатации, но красота карельской берёзы под современными покрытиями исчезает. Получается просто светлое дерево с затейливой текстурой. Сияния нет.
От чего это происходит? Современные лаки - это полимеры. Их высохшие плёнки мутные. Если провести аналогию, современные лаки так же отличаются от спиртовых, как пластмассовые люстры от хрустальных.
Второе обстоятельство, обуславливающее изысканную красоту мебели из карельской берёзы - её цена. Дерево редкое, дорогое. Позволить себе такую роскошь могли люди состоятельные, а значит имеющие возможность выбрать для своих заказов лучших мастеров.
Карельскую берёзу часто заменяет тополь.
Столяры, по-видимому, не делали между этими породами различия, и тем и другим сортом дерева фанеровалась часто одна и та же вещь. Одновременно с мебелью из карельской берёзы приходит мода и на берёзу волнистую.
Шкатулка токарной работы выполненная из массива карельской березы
Часть столешницы фанерована корнем тополя, раскладка из массива карельской берёзы.
Мебель из карельской берёзы делалась также в стиле «Жакоб», как и из красного дерева; она украшалась латунными тягами и бляшками. В это же время появился изящный приём украшать мебель из карельской берёзы узкими тягами и мелкими вкладками из дерева черного цвета. В России для этой цели использовался морёный дуб. Позднее, когда мода на мебель из карельской берёзы распространилась на европейские страны, в качестве черных вставок использовали эбеновое дерево и травлёная груша.
В этот же период появился новый, еще более изящный приём, украшать мебель из карельской берёзы черным ромбиком. Ромбики, с отверстием для ключа, вырезали из твёрдого морёного дуба и накладывали на скважины замков шкафов и комодов. Тот же приём украшения деревом черного цвета распространился и на мебель красного дерева.
Мебель из карельской берёзы носит ярко выраженный творческий характер, часто не имеющей прямых аналогий на Западе и отличающейся особой мягкостью и гармоничностью. По старой терминологии мебель из карельской берёзы этого периода именуют павловской.
В это же время вырабатываются новые формы мебели из карельской берёзы для сидения. Появляются маленькие, лёгкие полу креслица с тонкими, внизу красиво изогнутыми ножками. Появляются и другие, более тяжелые формы стульев и кресел, также на изогнутых вперёд ножках, со спинками, образованными двумя стойками и слегка изогнутой на верху широкой планкой, иногда снабженной накладной резьбой из черного дерева по краю.
Таким образом, к 1800 году, мебель из карельской берёзы определила свой неповторимый стиль.
Азбука краснодеревщика
Береза в мебельном деле России XVIII - начала XX века
Aвтор: И.К. Ефремова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник московского музея-усадьбы "Останкино"
Береза является одной из самых распространенных в России древесных пород. Здесь произрастает множество разновидностей этого дерева, среди которых наиболее распространены береза белая или обыкновенная (Betula alba), береза бородавчатая (Betula pubescens), береза пушистая (Betula verrucosa). Древесина березы достаточно твердая и упругая, однородная по строению, тонковолокнистая. Она легко обтачивается, режется, хорошо полируется, после обработки приобретает красивый золотистый оттенок и шелковистую поверхность. Все эти качества снискали ей популярность в отечественном мебельном деле. Особенно красива древесина надкорневой свилеватой части ствола - так называемая волнистая береза, обладающая муаровым рисунком и мягким блеском. Наибольшую ценность для художественных работ представляет карельская береза с узорчатой мраморовидной древесиной. Она не считается особым видом, но только разновидностью березы бородавчатой с характерными утолщениями (наплывами) на стволе, происходящими от местных условий произрастания деревьев. Такая береза растет главным образом на севере России в лесах Карелии.
Русские мастера с незапамятных времен использовали для изготовления мебели светлые породы древесины, приятно радовавшей глаз в долгие зимние вечера своим солнечным золотистым цветом. Это так называемые ильмовые породы, под которыми обычно понимают вяз, карагач, ясень. Мебель из этих светлых древесных пород считалась нарядной и составляла обстановку домов состоятельных владельцев. Гораздо позже ильмовых пород были открыты декоративные качества березы, хотя она широко применялась в мебельном деле России, но только как «строительный» материал. Почти на всем протяжении XVIII века березовая мебель окрашивалась по левкасу или морилась. Такие свойства березы, как твердость и упругость сделали ее особенно пригодной для морения - то есть глубокой прокраски древесины в горячих растворах природных и химических красителей. Мореная береза удачно имитировала такие ценные породы, как красное дерево и орех.
Первыми декоративные качества березы открыли мастера наборного дерева, которые стали применять в наборе фанеру мореной и натуральной карельской березы, а также и березовые выплавки, то есть капы, наросты, наплывы на березе, отличающиеся богатством текстуры и оттенков. Широкое использование в наборной мебели, а также и в наборном паркете различных разновидностей березы придавало русскому маркетри особую светлую тональность, впечатление парадности в подаче материала. Обычно в качестве фона для наборных композиций использовали самые светлые сорта березы белой и волнистой, зачастую обогащенные гравировкой. В самих наборных картинах использовали все богатство палитры различных разновидностей березы. Особенно красивой казалась покрытая каким-нибудь красителем фанера из карельской березы, которая приобретала мраморовидный рисунок.
В конце XVIII столетия в связи с временным запретом на ввоз в страну ряда товаров, и в частности красного дерева (которое в связи с этим сильно вздорожало), русские мастера начинают искать альтернативу ценным колониальным сортам привозной древесины и открывают удивительные декоративные возможности березы.
Cчитается, что впервые карельская береза в фанеровке мебели была применена в конце 80-х гг. XVIII века крепостными мастерами князя П.В. Мещерского в его имении в Курской губернии. В 1790 году отдельные предметы из карельской березы были отмечены в описях убранства Павловского дворца. Но настоящая мода на светлое дерево, причем не только в России, но во многих западноевропейских странах возникла в результате наполеоновских войн и установленной 26 ноября 1806 года континентальной блокады, следствием которой явилось почти полное прекращение торговли экзотическими породами дерева. Мебельщики были вынуждены обратиться к поискам декоративных возможностей самых обычных, простых и доступных в местных условиях деревьев. В Западной Европе в отделке мебели стали использовать светлые сорта древесины клена, ясеня, платана, вяза, ильма, береста, тополя, туи, сикамора, апельсинового и лимонного дерева, акации - применение светлого дерева было связано и с изменением вкуса в сторону более уютных и менее формальных интерьеров, которые требовали более естественных натуральных цветовых сочетаний в отделке мебели. Однако все эти породы не могли сравниться по своим декоративным качествам с карельской березой, обладавшей необыкновенным разнообразием текстуры и рисунка с маленькими глазками темного тона и богатой палитрой золотистых оттенков - от янтарно-желтых до коричневато-охристых.
В первом десятилетии XIX века карельская береза и близкий к ней по цвету тополь становятся основным поделочным материалом при изготовлении мебели. Поисками новых отделочных материалов были озабочены не только мебельные мастера, но ведущие петербургские архитекторы, которые, по установившейся еще в первой половине XVIII века в России традиции, уделяли большое внимание проектированию предметов убранства дворцовых интерьеров, и, в первую очередь, мебели. Одним из первых к разработке мебели из березы обратился А.Н. Воронихин. В 1807-1812 гг. по его проекту построен в Павловском парке розовый павильон, названный так из-за обилия роз, окружавших его. Основу убранства этого павильона составляла изысканная мебель из карельской и волнистой березы и тополя с отделкой ручной вышивкой крестом по канве с изображением цветов.
Заложенные Воронихиным традиции отделки мебели были подхвачены и развиты К.И. Росси, который особенно плодотворно работал со светлым деревом. Непревзойденный мастер ампирного парадного интерьера, названный одним из современников «первым по вкусу и таланту», Росси предпочитал в отделке дворцовых залов сочетание позолоты с белым, а также сочетания золотисто-желтых, сиреневых и голубых цветов, придающих его творениям особую холодноватую торжественность и строгую изысканность. Отсюда его любовь к светлым породам древесины в отделке интерьеров и особое пристрастие к использованию карельской и волнистой березы в отделке мебели. Как и Воронихин, большое значение Росси придавал вышитой полихромной обивке мебели. Он сам разрабатывал мотивы орнаментов и колористическое решение вышивок, наиболее выгодно сочетающихся с цветом и текстурой натурального дерева.
Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, Росси часто вводил отделку в виде узких полосок черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметт, розеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Иногда бронзовые украшения заменяли мастичными, позолоченными под бронзу. Скульптурные элементы в мебели чаще всего окрашивались под патинированную бронзу или зачернялись. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы. Примечательно, что, в зависимости от материала, характер резьбы на мебели был различным. Он достигал необычайной тонкости в работах из красного дерева и липы. В изделиях же из карельской березы, отличающейся от красного дерева пестротой текстуры и неоднородностью тона, резьба всегда выглядела крупнее, несколько обобщеннее. Позолота в резьбе на карельской березе встречается значительно реже, чем на красном дереве.
В отличие от дворцовой обстановки, бытовая мебель для жилых комнат и вспомогательных помещений выполнялась из обычной или волнистой березы, без каких-либо украшений и отличалась более простыми, спокойными и удобными формами. Изготовленные домашними крепостными мастерами поместительные шкафы, комоды, диваны и кровати, столы и другая мебель своей непритязательной простотой хорошо увязывалась с обликом невысоких уютных комнат жилого этажа дома.
В проектировании бытовой мебели, как и дворцовой, русские мастера добивались своих особых приемов и оригинальных решений. Так, к самобытным творческим находкам отечественных мастеров можно отнести кресла-корытца со сплошной красиво фанерованной красным деревом или березой спинкой, а также кресла и стулья с подковообразной спинкой, украшенные резной зачерненной пальметтой. К типично русским решениям относятся оригинальные кресла с легкой дугообразной спинкой, плавно переходящей в локотники. Опорой спинки служили скульптурные фигуры парных грифонов в геральдической позе, атлантов, вазоны с цветами. Совершенно особняком стоит корпусная мебель последней четверти XVIII - первого десятилетия XIX в., своеобразно повторяющая в своей композиции формы каменной архитектуры. Эта мебель (главным образом, столы разнообразного назначения), выполненная из березы, ясеня или чинары, украшалась зачерненными деталями, позолоченной по левкасу резьбой и инкрустированными черными полосами, имитирующими своим рисунком каменную кладку.
В 1820-е гг. в моду входит декоративная роспись по светлому дереву масляными красками. Об этом увлечении вспоминает Е.П. Янькова. По обыкновению того времени, она пригласила для своих дочерей двух рисовальных учителей, вскоре девушки переняли мастерство, расписали «прекрасные ширмы из чинарового дерева в восемь половинок: верхние филенки - большие букеты цветов, рисованные по дереву, а средние... разные купидоны и барельефные фигуры; тогда это было очень модно, казалось хорошо, и знатоки ценили дорого»(!). Не менее модными были и вышитые вставки на мебели - здесь продолжались традиции отделки предметов обстановки, заложенные еще Воронихиным и Росси. Вышивка крестом по канве, синелью и гладью часто украшала ширмы, дверцы книжных шкафчиков, вставлялась в столешницы столиков различного назначения, особенно нарядно она выглядела в мебели, фанерованной карельской березой.
Новый всплеск моды на отделку мебели березой приходится на рубеж XIX-XX вв. и первое десятилетие XX столетия. Это связано с новым направлением в архитектуре и искусстве оформления интерьеров - ретроспективизмом - возвратом к прошлому, идеализацией дворянского быта «золотого века». Видные петербургские архитекторы создают по своим рисункам целые ансамбли неоампирной обстановки, фанерованные карельской, волнистой березой и тополем. Неоклассицизм становится стилем самых престижных районов Петербурга. Именно в Петербурге создается основное большинство неоклассической обстановки. Кресла-корытца, овальные и круглые столы на одной центральной опоре, вместительные диваны с локотниками в виде лебедей и химер нередко настолько напоминают оригиналы (т.е. настоящие образцы ампирной мебели), что отличить их почти невозможно. Однако приемы отделки уже не те: выполненная машинным способом фанеровка слишком тонка, а инкрустация черным деревом нередко заменяется окраской. Позаимствованные из античности резные элементы отделки мебели (лебеди, грифоны, химеры) уже не привлекают особой пластичностью резьбы и наивностью трактовки, придававшей ампирной русской мебели неповторимый оттенок человечности и "рукотворности". Однако даже предметы обстановки в неоклассическом стиле (не говоря уже о подлинных ампирных образцах), выполненных из карельской и волнистой березы, в наше время являются объектами пристального интереса коллекционеров и любителей старины. Ведь они
Источник: Журнал "Мир Мебели"
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)