Реставрация и ремонт музыкальных инструментов
Реставрационная мастерская производит ремонт, реставрацию и настройку музыкальных инструментов. Восстанавливает корпуса антикварных инструментов из дерева, инкрустированных ценными породами, маркетри, мозаикой, перламутром, костью. Реставрация фортепиано, пианино, рояля, фисгармонии, органа, гитары, скрипки, флейты, арфы. а также ремонт футляров и чехлов для музыкальных инструментов.
Бесплатную оценить стоимости реставрации, возможно отослав фотографию своего инструмента на нашу почту Elena@restavraciy.ru
В ремонте и реставрации музыкальных инструментов, в том числе фортепиано, пианино, рояля, одно из решающих значений имеют средства для склейки и отделки деревянных деталей. Современная промышленность предлагает богатый ассортимент клея, лаков, восков, масел для ремонта и реставрации. Несомненно, все они высокого качества, но мы, по традиции, пользуемся натуральными старинными костным или мездровым клеем, спиртовыми политурами, трудоёмкими, но эффективными технологиями.
Лак на инструменте должен поддерживаться в хорошем состоянии.
Во-первых, лаковая отделка защищает корпус инструмента влаги, загрязнения, проникновения в волокна дерева вредных бактерий, спор грибов, уничтожающих древесину микро и макро организмов. Даже при бережном отношении к пианино, роялю, скрипке или виолончели ремонт лакового покрытия неизбежен.
Во вторых, делает верхний слой деревянной поверхности прочнее, предотвращая появление мелких сколов и царапин, деформаций. Особенно заметных на черной глянцевой поверхности фортепиано.
В третьих, придаёт древесине корпуса музыкального инструмента дополнительную красоту и переливы цвета. Отделанные ценным шпоном пианино или рояль сами по себе уже прекрасны.
В четвёртых, шелковистые на ощупь политуры, делают приятным прикосновение к инструменту.
Французское полирование (ремонт лака) – реставраторское искусство. Учиться приходиться долго, но результат стоит того. Реставратор музыкальных инструментов редко покупает политуру в магазине. Как правило, мастер сам готовит раствор шеллака в спирте необходимой концентрации. Шеллак может быть тёмного золотисто-коричневого цвета. Используется для тёмных пород дерева: махагони, эбеновое, палисандр. Осветлённый шеллак хорош для светлых сортов ореха, берёзы, ясеня, клёна.
При ремонте, пианино, рояля, отделанных шеллаком, нет необходимости в полном снятии потёртого повреждённого лака, шеллак регенерирует старые слои, придавая предмету изысканный роскошный вид. Перед обработкой поверхность очищается, обезжиривается, при необходимости шлифуется. В редких случаях плоскости фортепиано грунтуются олифой или воском. При грамотном нанесении лак может давать как глянцевую, так и шелковистую поверхность. Для повышения глянца в раствор добавляют канифоль. Для придания шелковистости – воск.
На протяжении всего пути развития цивилизованного общества человечество сопровождала музыка. Об истории развития музыкальной культуры можно судить по сохранившимся живописным и скульптурным изображениям античных произведений декоративно прикладного искусства и живописи.
Например, реставрированную нами физгармонию можно видеть на картинах итальянских и нидерландских живописцев XVI - XVII веков, а только с начала XIX века инструмент получил свое современное имя (от греческого physa – «мехи»). Ближайшие родственники вёджинелл, клавесин, клавикорды, спинет.
Музыкальные инструменты в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве изображаются в качестве атрибутов муз и аллегориях Мира, «доброго правления», в этом значении музицирующие персонажи считаются «детьми Венеры», олицетворяющие мир, любовь, согласие, что ассоциируется с музыкальным согласием, гармонией.
В классическом искусстве чаще изображаются струнные инструменты – символы гармонии, «изящных искусств»: арфа, лира, кифара, лютня, форминга. Духовые – авлос, свирель, флейта, сиринкс, шалмей – являются атрибутами дионисийского культа, страстного оргаистического начала в искусстве. Атрибутом египетской богини Исиды был систр. Реже изображали тамбурин, трубу, волынку, псалтерион. В христианской иконографии с музыкальными инструментами – органом, клавикордами, арфой или лютней – представляли Святую Цицисию, покровительницу музыки. В живописи XVII - XVIII вв. Камерные настроения в изображении уютных интерьеров и семейных сцен, например в картинах малых голландцев, создавались с помощью изображения домашних музицирований. Музыкальные инструменты, струнные и духовые, сохраняют символическое значение в декоративных композициях интерьеров и экстерьеров архитектуры Классицизма, Барокко, Рококо, Модерна.
Гармошка, гармонь, гармоника – исконно Российские инструменты. Их далёкий предок гармониум, один из первых клавишных музыкальных инструментов, предок фортепиано, рояля.
Гармониум (немецкое слово Harmonium – см. гармония) – старинный музыкальный клавишно-пневматический инструмент. По звучанию напоминает орган, внешне похож на пианино. Звук извлекается с помощью воздуха, нагнетаемого мехами и колеблющего металлические язычки, связанные с клавиатурой. Мехи приводятся в движение двумя большими ножными педалями.
В середине и второй половине 20 века в СССР престижным считалось обучение детей музыке. Массовое движение охватило все слои населения. Скрипки, флейты, баяны, виолончели поселились в элитных домах и на рабочих окраинах. Вершиной благополучия считалось наличие пианино. В интерьерах им отводилось почетное место. Непременным развлечением любого праздника или застолья было прослушивание отрывка музыкального произведения, включенного в программу ближайшей музыкальной школы в исполнении любимого чада. До сих пор дети 70-х со смехом рассказывают, на какие ухищрения они шли, лишь бы избавиться от нудных музыкальных занятий. В настоящее время бум повального обучения музыке утих. Появились новые высокотехнологичные музыкальные инструменты из пластика, наполненные сложнейшей электроникой, практически с неограниченными возможностями. Всё это прекрасно, но добрые старые инструменты из дерева, покрытые уникальными лаками, отделанные ценными породами дерева и драгоценными вставками из кости, перламутра, рога, эбенового дерева ещё живут в старых семьях, храня память о талантливых музыкантах, игравших на них.
Мы много лет занимаемся реставрацией уникальных предметов, требующих ремонта, в том числе деревянных корпусов и старинных музыкальных инструментов из дерева. Сотрудничаем с реставраторами и настройщиками музеев, консерватории, театров. Определить стоимость реставрации инструмента, или получить консультацию о способах и путях его восстановления , можно заполнив нашу форму.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)