Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
основана в 1992 г.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ – МУЗЕЙ МЕБЕЛИ –  Реставрация мебели Буль

Реставрация мебели Буль

В мастерской производиться реставрация мебели Буль. Это, самая "королевская" мебель, когда-либо встречающаяся на просторах мировых антикварных рынков. Большинство стилей, когда-то возникали, как дворцовые, со временем упрощались и, что называется, "уходили в народ". Только Буль пронёс свой королевский статус сквозь века. Он сохранил завораживающее обаяние роскоши во множествах повторений, копиях и репликах. Мебель Буль всегда дорогая. Будь то подлинники XVIII века (безумно дорого), реплики XIX века (очень дорого) элитная мебель в стиле Буль от современных брендов (просто дорого). Итальянская фабрика Mice, Rozzoni Mobili D’Arte, FRANCESCO MOLON Франко Монцио Компаньони

Мебель буль

Мебель Буль

Характерными признаками "мебели Буль" (Boulle) является декор. Это черное дерево, инкрустированное латунью и черепаховым панцирем. Причем, латунь полируется до золотого блеска, а черепаха протравливается до красного цвета. Углы мебели и края столешниц, как правило, обрамляют золоченые бронзовые накладки. Столешницы комодов и шкафов часто покрывают светлым мрамором.

Название этой прекрасной величественной мебели происходит от имени мебельщика, возглавлявшего столярные мастерские Людовика XIV (1638-1715) во время строительства и обустройства Лувра - Андре Шарля Буля (1642-1732).

Людовик XVI позиционировал себя как "Король-Солнце". Следовательно, всё, что его окружало должно было подчеркивать его "сияние". Перед мастером была поставлена задача создать мебель, которая по красоте и изяществу превзошла бы всё, до тех времён было создано. Андре Шарль Буль с успехом выполнил заказ великого короля. Создал поистине королевскую мебель.

Прошло почти 300 лет. Сейчас техника декорирования черной лакированной мебели в стиле Буль, в технике Буль, манере Буль, стилистике Буль встречается в виде копий и повторов. В более поздних образцах XIX и даже XX века её можно встретить под названием "Людовик XIV" или "Наполеон III". Неизменным остаётся её статус "мебель королей" и, к сожалению, дороговизна. Даже повторы, копии и подделки неизменно дороги.

На протяжении нашей, более чем тридцатилетней практики, мастерской приходилось восстанавливать музейные экспонаты, копии, реплики, экземпляры, лишь отдалённо напоминающие работы Андре Шарля Буля. Своим опытом и наблюдениями я и хочу сейчас поделиться. Не как искусствовед или историк мебели, а как реставратор.

С уважением, Елена Жилина.

СТАТЬЯ В СТАДИИ НАПИСАНИЯ

Содержание

1. Черепаха подделка.

2. Рог или черепаха?

Виды панцирей черепах.

3. Имитации панциря черепахи мастикой.

4. Имитация панциря черепахи целлулоидом.

Особенности реставрации мебели в стиле Буль

Черепаха подделка

При покупке мебели в стиле буль, наиболее часто задаваемый вопрос - Это настоящая черепаха, или её имитация? И дело не в дороговизне материала, всё в мире относительно, а в достоверности информации. Обидно не переплатить лишнего, а быть обманутым. Чтобы отличить черепаху от подделки с первого взгляда достаточно знать несколько её признаков.

Черепаха подделка
Настоящий панцирь черепахи.
Черепаха настоящая

Реставраторы нашей мастерской с первого взгляда могут отличить настоящую черепаху, от подделки даже не подходя слишком близко к предмету. Ни каких секретов. Только знания и опыт.

Начнем издалека. Черепаху издавна имитируют многими способами. Во времена Буля маркетри изготавливали не только из черепахи, но и из более доступного местного материала - рога буйвола или коровы. Подделкой это назвать нельзя, просто другой материал. С середины XVIII века активно использовали мастики и окрашенные смолы, желатин, выдавая их за натуральную черепаху. В 1855 году на рынке имитаций черепахи появился целлулоид. А уже за ним к муляжам панциря подключились всевозможные пластики, пластмассы, двухкомпонентные смолы и так далее.

Для начала отделим натуральные рог и панцирь от их фальсификаций, мастик, смол и наливных синтетических материалов. Есть несколько способов понять, настоящая ли черепаха Вами, или какой-то эрзац.

Научный метод. Он не требует ни искусствоведческих знаний, ни опыта. Только ультрафиолетовая лампа. При ультрафиолетовом освещении натуральные материалы будут светиться желто-коричневым светом, а все остальные светиться не будут. Больше того, ультрафиолетовая лампа высветит чужеродные вставки и следы прошлых реставраций.

Экспериментальные методы. Производятся с разрушением образца. При распиливании и шлифовке натуральные материалы издают запах палёной шерсти или кожи. Если поджечь кусочек панциря или рога, они округляться и пожелтеют. Целлулоид же вспыхнет и выделит черный едкий дым. Можно воздействовать на испытуемый образец раскалённой иглой.

Способы надёжны, но в "полевых" условиях аукциона или антикварного салона неприемлемы. Редко какой владелец согласиться на порчу своего предмета путём отламывания от него кусочка черепахи или испытания его раскалённой спицей.

Исследование под микроскопом или лупой с 10 кратным увеличением.

При 10 кратном увеличении на черепахе заметны слои. Рог выдаст себя продольными волокнами, а вот всевозможные пластики могут содержать в себе пузырьки, микроскопические включения либо следы подкраски "под черепаху".

Способ достойный, но не удобный. На предметное стекло микроскопа необходимо будет положить кусочек черепахи. То есть, всё-таки отделить его от экспоната, а это уже нанесение вреда. При использовании 10 кратной лупы, исследуемый участок должен быть хорошо расчищен. Вряд ли продавец разрешит покупателю соскрести патину со своего предмета, даже на самом маленьком участке.

В интернете встречается информация. При трении целлулоида шерстью, выработается электричество. слабые разряды начнут пощелкивать, а целлулоид притягивать бумажки. Бесспорно. Но, опять таки, для исследования мебели это не удобно. Мебель может находиться за стеклом витрины, быть покрыта лаком, загрязнена, натерта воском. Тут три не три, ни какого электричества не выработается. Да и не каждый владелец позволит тереть свой предмет.

Решение при покупке антикварного предмета часто приходиться принимать быстро, пока продавец согласен продать его за адекватные деньги, а другие покупатели Вас не опередили. Остаётся последний способ - визуальный. Что нужно знать? Самое главное - характер рисунка. На черепахе он пятнышками, а на роге продольными полосками. Как отличить настоящую черепаху от целлулоида с нарисованными пятнышками наскажу ниже. А пока научимся различать рог и черепаху.

Рог или черепаха?

И черепаха и рог при нагревании меняют свою форму. Нагревая, материал постепенно распрямляют до плоской формы, а затем постепенно охлаждают под прессом. В результате получаются практически ровные пластины. Если их медленно охлаждать в специальных формах, можно получить изделия сложной конфигурации. Ложки, гребни, тарелочки. Естественно, чем крупнее панцирь или больше рог, тем куски будут больше. Но всё равно недостаточно большими, чтобы покрыть им столешницу или дверки шкафа. В этом случае края кусков выравнивают и сращивают. Рог и черепаха - материалы дорогие. Поэтому сращивают их без подбора рисунка. В дело идёт всё и светлые участки и тёмные, и с мелким рисунком и с крупным. Именно эта особенность производства мебели из черепахи и позволяет реставраторам отличать натуральный материал от имитаций.

Черепаха реставрация
Реставрация черепахи

На фото1 пластины панциря черепахи, предлагаемые в настоящее время к покупке одной из японских фирм. На фото 2 пластины рога, заготовки для изготовления роговых оправ для очков.

Панцирь черепахи
Панцирь черепахи

На первом фото оправа из черепахи. Хорошо просматриваются пятна округлой формы. На втором фото оправа очков из рога буйвола. Чередующиеся тёмные и светлые полосы.

Даже, если черепаху и рог окрасить в одинаковый цвет, по характеру рисунка, их можно различить. Черепаха - пятна, но рог - полосы.

Черепаха - животное не очень большое. Рог тоже имеет небольшие размеры. Следовательно, на поверхности предметов должны быть места стыка отдельных кусков.

Мебель буль Реставрация
Реставрации черепахи

На первом фото, между двумя латунными полосами, заметен стык кусочков разного рисунка. На втором фото в правом нижнем углу вставка из черепахи, немного отличающейся по цвету.

Ремонт черепахи мебель
Наполеон III реставрация

Латунный букет буквально лежит на месте соединения двух пластин черепахи верхней и нижней. На следующем фото стык проходит вертикально.

ВАЖНО. Если На латуни есть гравировка, это априори предмет дорогой, даже если вместо черепахи там мастика или целлулоид.

Следующий признак настоящей черепахи - неизменяемость формы. На ней не может быть ни кракелюров, ни вздутий, ни неровностей. Панцирь - материал жесткий, практически не подвержен деформациям. Из него делали гребни, ножи для бумаги, ложечки для икры, вязальные спицы и крючки, веера, браслеты. В лучшем случае, на черепахе могут быть трещины с жесткими, острыми краями.

Ложечка для икры из черепахи
Ложечка для икры из черепахового панциря.

Немаловажный признак настоящей черепахи - неизменяемость не только формы, но и сочности цвета маркетри. Подделки выцветают, бледнеют, нарисованные пятна стираются, но настоящая черепаха всегда остаётся в своём изначальном цвете. Яркая, сочная, благородная.

Реставрация Буль черепаха
Столик дамский. Франция. XVIII век. До реставрации. Ниже будут представлены фото процесса реставрации латуни.

Имитация панциря черепахи

Как отличить и чем имитировать панцирь черепахи?

Натуральные черепаха, рог, слоновая кость, латунь и их имитации старятся по разному. Поэтому отличаем их по характерным повреждениям.

Старинные вещи тем и хороши, что создавались в условиях отсутствия продуктов химической промышленности. Это сейчас можно купить "бриллианты"- фианиты (расшифровывается как физический институт академии наук), "хрустальные" люстры из пластика и "шерстяной" костюм из полиэстера. Выглядят новые искусственные материалы похоже на настоящие, но недолго. Фианиты ровно столько времени, пока их хозяйка не наденет их рядом с настоящими. Люстра будет "хрустальной" до того момента, пока пластик не помутнеет, а костюм не покроется катышками. Жизнь подделок яркая, но короткая.

С панцирем черепахи та же история. Настоящая черепаха практически не старится, но имитации теряют презентабельный вид довольно быстро. Как именно выглядят подделки расскажу на примере вещей, реставрировавшихся в нашей мастерской.

Настоящая черепаха

Слева черепаха настоящая. Пластины прочные, ровные, заметны места соединения кусков панциря. Справа имитация. Скорее всего мастика. Растрескалась по всей площади на бесформенные участки.

После реставрации, естественно всё будет выглядеть намного лучше, но опытный эксперт всегда найдёт признаки искусственного декора.

Характерные для мастики трещины аккуратно уложены, выровнены и покрыты лаком, но все равно выдают мастику.

МАСТИКА. Собирательное название искусственных пластических масс, применяемых в изделиях ДПИ (декоративно прикладное искусство). Изначально - смола мастичного дерева, смешанная с каким либо наполнителем. Например пигментом, глиной, и олифой. Ведёт себя, грубо говоря, как густая масляная краска, положенная толстым слоем. Это наиболее старый способ имитации черепахи, рога, самоцветных камней. В настоящее время мастикой называют любую густую композитную субстанцию, которая со временем затвердевает. К сожалению, мастики обладают такими неприятными свойствами, как усыхание и нарастающая твердость, что ведёт к растрескиванию, образованию кракелюра, отслоению.

ЦЕЛЛУЛОИД -термопластичный материал на основе нитрата целлюлозы (коллоксилина), пластифицированного камфорой. Один из первых распространённых типов пластмасс.

В 1855 году британский металлург Александр Паркс (Alexander Parkes) открыл новое вещество на основе нитроцеллюлозы, растворённой в этаноле. Для массового производства нового вещества, которому Паркс дал название «паркезин» (Parkesine), в 1866 году им была основана Parkesine Company. Через два года компания прекратила выпуск продукции в связи с её низким качеством, вызванным стремлением Паркса к снижению затрат.

Затем Джоном Уэсли Хайаттом  был найден более экономичный способ получения твёрдой смеси на основе всё той же нитроцеллюлозы, но уже смешанной с камфарой. Так в 1870 году был создан и зарегистрирован новый материал под торговой маркой Celluloid.

Долгое время целлулоид выпускался в виде листов, полированных с одной или двух сторон, прозрачный, неокрашенный, белый, под перламутр, бронзу и другие материалы. В том числе черепаху, рог, мрамор. Из него делали гребни для волос, заколки, брошки и многое другое, но в связи с его высокой пожароопасностью от целлулоида отказались и заменили его более экономичными продуктами химической промышленности.

Имитация черепахи мастикой

Имитация черепахи мастикой происходит по следующей технологии. На декорируемую поверхность наклеивается латунный декор. Он имеет толщину, обусловленную толщиной латунного листа, из которого вырезался. Обычно от 0, 5 мм до 1 мм. Когда латунный орнамент хорошо приклеился, поверх него шпателем наносится мастика. Аккуратно разглаживается до уровня латуни. Высушивается, вышкуривается, подкрашивается пятнами, для большей похожести на черепаху и покрывается лаком. На этом работа мастера заканчивается и к своим обязанностям приступает ВРЕМЯ. Время покроет мастику кракелюрами, изменит цвет подкрасок. Какие-то краски потемнеют, какие-то наоборот под солнечными лучами выцветут. Мастика усыхает неравномерно и постепенно теряет гладкость поверхности. Иными словами со временем всё больше начинает транслировать, что она не настоящая черепаха. Несмотря на это, вещи, созданные в конце XIX века в стиле буль, выглядят великолепно и ценятся на антикварном рынке всегда высоко.

Иногда мастика усыхает равномерно, без трещин. В этом случаен мастика (масса) выдаёт себя неровной поверхностью и характерными поднятыми границами между мастикой и латунью. Серединка как бы усохла и опустилась, а краешки задержались на латуни и остались приподнятыми.

Имитация черепахи целлулоидом

Целлулоид материал, наиболее подходящий для имитации панциря или рога. Он гладкий, прочный, практически не усыхает, не даёт кракелюра. Его повреждения похожи на повреждения пластин черепахи. Однородный. Цвет в массе. Не белеет и не мутнеет, пятна не стираются. Изготавливался в виде пластин необходимой толщины, цвета, рисунка. Маркетри из целлулоида в стиле буль создавалось по той же технологии, что и из настоящей черепахи. Теоретически, отличить не возможно. Но есть признаки, заложенные в самой технологии его изготовления.

Целлулоид материал прочный, но тонкие листы его хрупкие. Поэтому в XIX веке целлулоид для маркетри выпускался небольшими пластинами правильной прямоугольной формы, не более 25 см. Места соединения отдельных пластин в единый лист имели четкие прямые границы. Куски настоящей черепахи наоборот, имели случайную, не регулярную форму. При близком рассмотрении экспоната целлулоид практически ни чем себя не выдаёт, но стоит отойти от предмета подальше, как становится заметен набор прямоугольных фрагментов якобы черепахи.

В XX веке научились производить имитации панциря большими листами, но подделка снова заявляет о себе "шагом орнамента", то есть повторяющимся рисунком или недостаточно реалистичным изображением пятен. Да и классом самого предмета.

Виды панцирей черепах

Для черепаховых изделий годятся только панцири морских черепах, обитающих в тропических морях и океанах. Панцири сухопутных для изготовления каких либо вещей не пригодны. Наиболее востребованной считается черепаха БИССА -настоящая каретта (Eretmochelys imbricata). Это единственный вид, длинна панциря которой достигает 80 и даже 90 сантиметров. У молодых черепах роговые щитки налегают друг на друга, как черепица на крыше дома. У взрослых особей панцирь гладкий. Причем панцирь верхней части темнее, красивее и ценится больше чем более светлая брюшная часть.

Подделка или раритет?

А так ли это важно, черепаха перед нами или не черепаха?

Стиль Наполеон III

Стиль Наполеон III один из самых необычных: ни в материалах, которые он использует, ни в формах, которые он воспроизводит ни в используемых им орнаментах нет ни чего, что делало бы его по-настоящему чистым. Всё в нем, напротив, заимствовано из стилей, предшествовавших ему. Подражание часто доходит даже до простого копирования, не заботясь о творческом воображении.

И всё же этот стиль, казалось бы столь лишенный оригинальности, имеет весьма характерную индивидуальность.

Это происходит потому, что вместо того, чтобы черпать вдохновение из какой-то одной эпохи, краснодеревщики, обойщики и декораторы Второй империи черпали без разбора, с радостным изобилием, из всех источников.

В течение двадцати лет правления Наполеона III в моде были Готика, Ренессанс, Людовик XV, Людовик XVI, Регентство, китайское искусство, японское искусство. Причем не последовательно, а почти одновременно, до боли. Результатом является богатство, изобилие, эклектизм, который, конечно, не лишен излишеств и несуразиц. но, который производит очаровательное впечатление исследования и плодородия.

Более того, этот стиль является довольно точным отражением лихорадочной эпохи, которая считала, что пришло время триумфа науки, промышленности и запазной цивилизации. Европа начинает относиться к остальной части планеты как к резервуару колоний. Прокладка Суэцкого канала символизирует превосходство белого человека и его коммерческие потребности силы. Позитивистская философия Огюста Канта провозглашает методическое превосходство разума. Архитектурные и археологические исследования Виолле-ле-Дюк направлены на прославление христианства

В Англии правление королевы Виктории обещает быть эпохой чистой совести. В Америке победа против рабовладения после долгой гражданской войны также интерпретируется как окончательный триумф морали и справедливости.

В условиях роста богатства, вызванного индустриальной эпохой, счастье кажется вполне достижимым. Целое общество танцует галопом под мелодии Оффенбаха и громко смеётся над водевилями Либиш Мериме, устраивает для двора роскошные и более изысканные развлечения.

Другие великие художники игнорируются этим обществом искателей удовольствий. Флобер осужден. Бодлер умирает почти неизвестным, Клод Моне и первый экспрессионист устроил скандал.

Под киркой барона Османа выпотрошенный Париж предаётся самым безумным спекуляциям в своей истории. За несколько лет восстановлен целый город. Обставив эти новые отели и эти новые апартаменты, фабрики и предместья Сен-Антуан и некоторые великие краснодеревщики заработали состояние. У них нет времени на инновации. Они подменяют исследование изобилием и накапливают, как попало самые разнообразные предметы мебели: правда, сами того не подозревая, они создают стиль.

2 страница Распространение форм, постоянное подражание прежним стилям, непрерывное создание мелких предметов мебели с новым назначением, делают невозможным полную инвентаризацию мебели этого периода: возможен лишь неполный обзор лишь наиболее характерных и распространённых предметов. В целом, вся обстановка Второй Империи подвергалась трём преобладающим влияниям, иногда разным, иногда смешанным стилям: Возрождения, Людовика XV.рокайля (рококо) и Людовика XVI. Первые два трактуются весьма свободно. Третий находится под покровительством императрицы Евгении, страстной поклонницы Марии-Антуанетты, представляет собой лишь чистую и простую пародию на Людовика XVI. Во Франции его называют Людовик XVI - императрица.

Материалы и техника. Краснодеревщики того времени почти не вводили новшеств в этих двух областях. Они подтвердили двойную тенденцию предыдущей эпохи к использованию темного дерева и механизации технологий.

Дерево. В этот период используется почти вся древесина для изготовления столярных изделий. Некоторые, однако, пользуются особой благосклонностью. Черное дерево используется как для мебели в стиле эпохи Возрождения или Людовика XV, так и для имитации Буля. Смоляная сосна, желтая древесина с красными прожилками, которую начинают в больших колличествах импортировать из Северной Америки, является самой дешевой из экзотических пород древесины. То так же популярны эбонизированная груша, орех, палисандр и роза. Однако наибольшей популярностью пользуется черная лакированная древесина ее в основном используют для изготовления небольших предметов мебели с инкрустациями или росписью.

Папье-маше. Это материал изобретённый и введённый в моду англичанами вначале XIX века начал производиться во Франции с 1850 года. Он представляет собой смесь бумажной массы и прочного клея. Его не режут и не пилят. Его формуют , что позволяет производить массовое серийное производство одинаковых вещей. Часто инкрустированный перламутром, они используются для изготовления столешниц, стульев, тумбочек, небольших предметов мебели и интерьера. Его хрупкость объясняет его редкость в наши дни.

Кожаная бумага или варёная кожа (коровья кожа, приготовленная в воде до затвердевания) значительно схожа с папье-маше.

Позолоченная бронза. Развитие технологий (гальваники) позволило значительно снизить себестоимость. Позолоченная бронза применяется уже не только в орнаментике, но и при изготовлении некоторой мебели (столов, книжных шкафов, кроватей и т. д.) Часто он принимает вид бамбука.

Чугун. Этот промышленный материал, который во Франции начинает производиться по низкой цене, всё чаще используется в мебели. Его используют для изготовления крупной парадной мебели, в частности диванов, кроватей, некоторых тумб

.

Особенности реставрации мебели Буль

Отличительная черта мебели в стиле буль - маркетри, состоящее из металла, панциря черепахи и дерева. Иногда к этому обязательному ассортименту добавляются кусочки перламутра, слоновой кости, самоцветы, смальта, рог, даже цветное стекло. В этом благородном собрании и кроется главная причина повреждений.

Вышеперечисленные материалы имеют разные коэффициенты температурно-влажностного расширения. Для Европы этот фактор не столь критичен. У них летом, тепло и влажно а зимой холодно и сыро. Да и топить они особо не привыкли. Кто бывал в европейских музеях зимой помнит, какой там царит холод. В нашей полосе условия для хранения мебели более жесткие. Летом влажность 70%, а зимой, в иссушенных центральным отоплением помещениях влажность всего 30%, а если в квартире герметичные пластиковые окна, да ещё и тёплый пол, влажность падает до 15%. Вот и получается. Стояла антикварная мебель двести лет в Европе нормально, но, стоило ей приехать в Россию, как пошла несчастная трещинами, вздутиями шпона, лущением лака.

Дерево усохнет и деформируется, но металл останется практически в прежних размерах. Следовательно, клеевое соединение металла и дерева неизбежно будет подвергаться постоянному напряжению, и, как результат - отслоение латуни от дерева. Металл маркетри сначала отслаивается, затем вздувается, а потом и совсем выпадает.

Способствуют процессу частые уборки. Протирания влажной тканью. Влага проникает под металл, разрушает клей, а тряпица цепляясь за неровные края, отрывает металлический орнамент. Хозяйка о него царапается, режется, в досаде отрывает латунь, затем орнамент теряется и на реставрацию предмет поступает уже без металла.

реставрация мебели буль
реставрация мебели буль

Первая особенность реставрации мебели буль - умение реставратора работать не только с деревом, но и с металлом. По сохранившемся следам орнамента снимается рисунок. Вычерчивается на бумаге, подгоняется под посадочные места, вырезается лобзиком и уже потом вклеивается на столешницу.

Латунь на предметах буль, как правило, гравированная. Это значит, реставратору понадобятся и первичные ювелирные навыки, чтобы выполировать вставки и нанести на них гравировку.

Так же, мебель в стиле буль не бывает без золоченой бронзы. Литые бронзовые детали, раскладки, уключины, ручки, часто тускнеют или вовсе теряются. Это значит, что реставрационная мастерская, берущаяся за восстановление мебели буль должна иметь надёжные связи с литейными мастерскими и организациями, имеющими лицензию на производство работ по гальваническому золочению.

К стати с золочением - вопрос вкуса. Иногда новое золото смотрится на антикварных раритетах чужеродным "богачеством" и только удешевляет экспонат. Хотя, опять таки - дело вкуса, требований композиции и концепции интерьера.

Черепаха и рог с деревом склеиваются хорошо, в отличии от металла.

Чтобы реставрировать мебель буль, о ней надо знать всё, что знают искусствоведы и даже больше.

Буль реставрация
Стол в стиле Буль. Процессе реставрации.

Работать с мебелью Буль мы начали ещё в 90-е, когда ни литературы, ни приличных реставрационных материалов не было. Приходилось буквально по крупинкам, по отдельным абзацам собирать информацию из разных книг. Какие-то книги даже переводить на русский язык. К слову сказать, труд не прошел даром. Сейчас мы располагаем солидным багажом знаний практически о всех видах реставрационных мероприятий, необходимых при восстановлении маркетри буля, существующих на сегодняшний день.

Больше того, всё это время мы имели возможность наблюдать (пост реставрационное сопровождение) как ведет себя наша реставрация дома у заказчиков. Так сказать в условиях хранения жилого помещения.

Таким образом какие-то техники и материалы оставили в своём арсенале, а от каких-то отказались.

Имя Буля

Полное имя Буля

Биография Буля

Мастер по Булю

Не секрет, что у каждого реставратора есть своя специализация. Как нет просто врача, а есть кардиолог, стоматолог, психолог. "Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник". Не всякий мастер, или даже мастерская может восстановить Буль, хотя, самонадеянно берутся все. Необходимо ювелирное литьё, оборудование (инструмент) для обработки металлов резаньем, и достойные способы имитации черепахи.

Как отличить Мастера от самозванца. Поговорите с ним. Задайте несколько вопросов. Если его ответы будут спокойными, конкретными, развёрнутыми и уверенными, значит всё в порядке.

  1. Чем собираетесь красить дерево в черный цвет?
  2. Как, каким инструментом, и из чего будут вырезать недостающие латунные элементы?
  3. Где и из какого металла будут отливать накладной декор.
  4. Будут ли работать замки?

Особое внимание черепахе и её имитации.

Именно имитации. Черепаха Бисса, (лат. Eretmochelys imbricata) единственный вид, панцирь которой используется в маркетри буля входит в топ 10 исчезающих видов. Десятки лет промысел её запрещен. Так, что утверждение, что якобы где-то можно купить пластины настоящего панциря Eretmochelys imbricata - безответственное заявление. Источник настоящей черепахи, типа собираем старые гребешки и из них вырезаем кусочки, имеет место быть, но , тогда пусть покажут эти самые гребешки.

На нашем сайте есть книга Т. Матвеевой, где описаны способы восстановления утрат черепахи, допустимые при реставрации музейных экспонатов.

Особенности маркетри Буля

Маркетри -

1. Разновидность мозаики. ( Похожие: паркетри, интарсия, инкрустация)

2. Название техник создания изображений или орнаментов путём наклеивания на поверхность произведения тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева, иногда с добавлением пластинок слоновой кости и других материалов. (Похожие: насечка, врезки, печворк).

3. Произведения, выполненные в такой технике. (Стол маркетри, шкаф маркетри).

Поскольку сайт у нас реставрационный, предназначенный, в первую очередь, для людей, интересующихся реставрацией, рассмотрим особенности маркетри Буля с точки зрения производства реставрационных работ. 

По образованию я инженер. Поэтому особенности маркетри Буля и его реставрации представлю не в виде искусствоведческого эссе, а с точки зрения физических и химических свойств используемых материалов.

У всех материалов есть такое качество, как коэффициент теплового расширения. Это значит, что при изменении температуры (а для дерева и влажности) металл, черепаховый панцирь и дерево ( составляющие фрагменты маркетри Буля) неизбежно изменяют свои размеры. Причем каждый в соответствии со своим коэффициентом, то есть, по разному.

Так как маркетри Буля представляет собой декор собранный именно из этих материалов, возникает вопрос - чем их склеить. Металл дерево и черепаху. Клей должен обладать высокой адгезией, чтобы укрепиться на металле, достаточно текучим, чтобы проникнуть в поры дерева. Прочным, но эластичным. Это вообще противоположные свойства. Потому, что прочность всегда идёт в связке с хрупкостью, а эластичность с мягкостью.

Чем клеить? Перепробовали всё. Не буду перечислять положительные и отрицательные эффекты эпоксидки и ПВА. Оба имеют место быть. Пробовали и растворы и всевозможные расплавы. И пришли к выводу, что старинный способ склейки смесью столярных клеев костного (прочность) и мездрового (эластичность) плюс немного пластификатора, самый лучший.

Клеить столярным костным и мездровым клеем не удобно. Его надо где-то найти, купить, проследить, что бы он был не просроченный, потом варить на дистиллированной воде и водяной бане. Это значит, что где-то купить клеянку и эту самую воду. Потом поддерживать в определённой температуре, наносить горячим, зажимать струбцинами, ждать несколько часов, пока высохнет. Гораздо удобнее купить пузырёк клея, намазать , приложить и будь что будет. Любой современный клей через 5 лет отвалиться.

Итак. Современным клеем клеить можно, но, если Вы хотите, что бы реставрация продержалась 100 лет, клеить надо правильным столярным клеем.

Орнамент Буль

Орнамент Буля интересен в двух аспектах. 1 - искусствоведческий. То есть, что художник изобразил и что он этим хотел сказать. Об этом будет рассказано ниже, подзаголовок "Орнамент в стиле Буль". 2 - технический. То есть, как на практике, из каких материалов и в какой последовательности этот самый орнамент был исполнен в его материальном виде. Именно этому аспекту посвящена нижеследующая статья.

Главные элементы орнамента Буля - латунные вставки. В качестве фона могли быть использованы пластинки панциря черепахи, рога, слоновой кости, перламутра. При имитациях натуральное сырьё заменялось искусственными составами. Всевозможные мастики, тонированный бакелит, крашеный целлулоид, сургуч использовались как заменители для имитации панциря и рога. Во времена правления Наполеона III, во Франции в моду вошла мебель декорированная латунными орнаментами на черном деревянном фоне.

Как правило, черепаха на дереве держится хорошо, а латунь часто отслаивается "задирается", или вообще теряется. При реставрации возникает необходимость в изготовлении латунного декора.

Латунные элементы декора должны быть определённого цвета (цвет металла определяет лигатура), толщины (точно соответствовать толщине черепахи) и определённой твёрдости. Слишком жесткая латунь выглядит неестественно ровной, как новодел. Слишком мягкая напоминает теряет гладкость уже при обработке и выглядит, как мятая фольга. Показатели качества прописаны в ГОСТе, государственном стандарте качества. ГОСТ. Лигатура и твёрдость смотрим в ГОСТе, а толщина листа подбирается для каждого предмета отдельно.

Ложе вставки (место, где была латунь, но отклеилась и потерялась), выравнивается. Тщательно очищается от бугорков старого клея, налипших кусочков загрязнений. Столярный клей, хотя и прочный, но водорастворимый. Для облегчения работы по расчистке, его можно размягчить водой.

К расчистке ложа латуни особые требования. Слишком сильно вычистить - латунь "провалиться". Недостаточно углубить - латунь возвысится над уровнем черепахи. На фото мастер прочищает ложе электроинструментом. Но это реставратор с 30-летним стажем и огромным опытом. С меньшим опытом лучше делать это вручную без применения электроинструмента.

Реставрация мебели Буль

После вклейки на латунь наноситься глубокая гравировка ручным штихелем. Гравированные участки покрываются четным составом (олифа с сажей), высушиваются. Следующий этап - шлифовка гравировки. Цель шлифовки - убрать излишки черной пасты таким образом, что бы плоскости стали чистыми, а черная паста осталась только в углублениях гравировки.

Реставрация Буль
На фото фрагмент мебели в стиле Наполеон III. Орнамент состоит из латуни и слоновой кости. Декорирован чернёной гравировкой.

Я описала только десятую часть особенностей восстановления мебели в стиле Буль. Это сложнейший вид реставрации.

Мебель в стиле Буль действительна уникальна, даже, если орнамент не из черепахи, а целлулоида, её мало осталось, она не повторима.

Прежде, чем отдавать своё сокровище в руки мастера, посмотрите на его предыдущие работы.

Не всегда буль Буль

Целлулоид - одна из первых имитаций черепахи был изобретён в 1855 году. А Буль жил 1642-1732, Следовательно, предмет, покрытый целлулоидом ни как не может быть старше середины 19 века и уж точно не "настоящий Буль". Покупать понравившуюся вещь или нет - дело вкуса, но информация должна быть достоверной.

Королевский столяр и столяр короля, основатель стиля своего имени, законодатель целого направления декоративно-прикладного искусства Андре́-Шарль Буль  (André-Charles Boulle) родился 11 ноября 1642 года. Ушел из жизни 29 февраля 1732 года, оставив после себя четырёх сыновей, десятки шедевров столярно-мебельного искусства и целую армию мастеров, освоивших его технику украшения мебели.

После смерти Буля семейное дело возглавили сыновья. Учеником и подражателем Буля был Шарль Крессан. «Стиль Буль» продолжали мебельщики Дюбуа и Левассер. «Английским Булем» называли голландского мебельщика Иенсена, а также француза Леганье, работавших в Лондоне. Французские фирмы Байн и Фулле во второй половине XVIII века в технике «Буль» изготавливали футляры настольных, настенных и напольных часов.

В XIX веке наступила эра эклектики. "Буля" не делал разве только ленивый. Латунь больше не резали лобзиком, а штамповали. "Черепаху" квадратными метрами лили из целлулоида. А то и просто заливали мастикой уже оклеенные латунным декором детали.

Так, в XIX веке появились такие "не характерные" предметы в стиле буль, как мягкая мебель, шкафы и витрины с гнутыми стёклами и ножками кабриолями.

Нам приходилось восстанавливать несколько малых шкафов русского производства от фабрики братьев Гамбс. Наследников знаменитого Генриха Даниэля Гамбса, основателя большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила название обобщенное название : гамбсова мебель.

Авторское произведение - это то, к чему приложил свои руки непосредственно тот человек, который это произведение исполнил. Авторские шедевры Андре Шарля Буля все известны. Их немного. Находятся в крупнейших музеях мира. Имеют клейма и подробные описания жизни. То есть, когда были изготовлены, кем куплены, кому перепроданы и так далее.

Различаем авторскую работу, СТИЛЬ и ТЕХНИКУ.

Стиль Буль

СТИЛЬ - исторически сложившийся образ. Для Буля - это мебель черного дерева, ярко полированная, декорированная маркетри из яркой золотистой латуни на контрастном фоне (черепаха, рог, тёмное дерево). И не важно, когда это мебель сделана в мастерских самого André-Charles Boulle, в XVII веке или на рубеже XIX - XX веков где-нибудь в Польше. Всё это будет мебель в стиле буль.

Этой уловкой активно пользуются дилеры от антиквариата и искусствоведы, когда продают мебель ренессанс или рококо, сделанную во второй половины XIX века.

Стиль буль в мебели

Часы в стиле буль

Орнамент в стиле буль

Орнаментальные мотивы заимствуются из мифологии, флоры, фауны, архитектуры или войны. Часто центральным мотивом всей композиции являлся медальон с изображением солнца в виде лица, окруженного лучами.

Краснодеревщики того времени действительно были поддаными своего Louis XIV Le Roi Soleil (1638-1715). Преданно транслировали политику "короля Солнце", а он хотел быть ослепительным. Только роскошь, великолепие и отождествление повелителя с небожителями с богами олимпа.

В орнаментах Буля акцентируется постоянная забота о строгости и симметрии. Классицизм, стремление к уравновешенности и стабильности пронизывает всё орнаментирование стиля Людовика XIV, включая архитектуру, интерьеры, паркет, шпалеры, придавая тем самым уравновешенность и величие королевскому быту. Симметрия, проявляется по отношению вертикальной оси и оси горизонтальной. Прямые линии смягчаются мотивами гирлянд, или медальонов, зубцов и каналов. Изогнутые линии проявляются очень робко, к тому же радиус их незначителен.

МАНЕРА - это художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника, или группы художников, объединённых одной мастерской, регионом, временем.

СТИЛИСТИКА - это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона. Если перевести с русского на русский, то получиться примерно так. По канону - орнамент Буля состоит из латуни и черепахи, но, если латунь заменить золотистой бумагой, а черепаху нарисовать на бумаге красной краской, а потом всё это художество наклеить на черную столешницу, то вполне, с искусствоведческой точки зрения получиться изделие в стиле буль.

Техника буль

ТЕХНИКА - искусствоведческий термин. Синоним - технология. Иными словами - как это сделать, что бы было точно так же, либо максимально похоже. Синонимы слова техник : метод, приём, способ, навык, квалификация, искусство, умение, дисциплина, порядок.

Когда ВИКИПЕДИЯ утверждает, что техника украшения фасадов мебели была известна давно, а Буль лишь довёл её до совершенства, это не совсем верно. Давно был вид украшения фасадов - маркетри или интарсия.

МАРКЕТРИ -  (франц. marqueterie), вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (деревянную мебель, панно и др.). Наивысшего расцвета искусство маркетри достигло в XVII XVIII вв. во Франции и …   Художественная энциклопедия.

ИНТАРСИЯ - (от итал. intarsio инкрустация) вид инкрустации на мебели и других деревянных предметах; фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в деревянную поверхность …   Большой Энциклопедический словарь

Техника буль в мебели

Французский художник, резчик по дереву, гравёр, рисовальщик- орнаменталист, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, создатель особенных техники и стиля художественной мебели, названных его именем — «техника буль», «стиль буль». За изысканность стиля и техники мастера называли.

Крупнейший мастер эпохи «французских королевских стилей», по происхождению фламандец Андре Шарль Буль известен своей величавой и монументальной мебелью. В сочетании с латунью, эбеновым деревом, золоченой бронзой черепаховые узоры придавали его произведениям поистине королевский вид.

Изобретённая техника Буль оказалась так хороша, что на протяжении последующих столетий, мебельщики всех времён и народов с успехом её использовали в самых разных вариациях.

За нашу реставрационную практику мы восстановили столько "Булей", 18, 19, даже 20 веков, что ими можно было бы мебелировать небольшой дворцовый комплекс.

Реставрация мебели в стиле Буль
Реставрация мебели в стиле Буль.

В 1679 году Буль возглавил мебельные мастерские в Лувре, расширил их, повысил качественный и художественный уровень производимой мебели. Талант Буля был многогранным: известны его работы в архитектуре, живописи, в музеях Франции хранятся его рисунки и гравюры, но всемирную славу Булю принесло его гениальное изобретение декорирования мебели своеобразным набором. Тончайшие барочные: узоры, завитки и листья, вырезанные из меди, олова, иногда серебра, выделяются на фоне из полированной черепахи. Всё это великолепие еще подчеркивается безупречно прочеканенной и золоченой бронзой. Буль применял следующую технику: две тонкие доски черепаховая и медная слегка склеиваются друг с другом, на одну из них наносится требуемый узор, который одновременно сквозь обе пропиливается лобзиковой пилой, пока узор не выпадет из доски. Вкладывая затем медный узор в черепаховый фон и, наоборот, получают непревзойдённый набор Буля. Такая техника позволяла достичь тончайшей пригонки частей друг к другу, возможность одновременно создавать два предмета и достичь полного отсутствия отходов.

Реставрация мебели Буль
Реставрация мебели Буль

Подобная техника была известна и ранее, но Буль довёл её до совершенства и пользовался ею с таким успехом, что она стала носить его имя. Слава знаменитого мебельщика была настолько велика, что его имя в русском языке стало нарицательным для обозначения некоторых мебельных форм, ни какого отношения к Булю не имеющих.

Реставрация мебели Буль

Андре-Шарль Буль имел почетное звание чернодеревец короля. Его четыре сына продолжили дело отца, но мода на подобные изделия постепенно заглохла и возродилась лишь в середине XVIII века. Появились предметы мебели сделанные в технике Буль, затем в стиле Буль, где черепаха заменялась мастикой, целлулоидом, или подкрашенной под черепаху смолой. Но, даже, несмотря на грубейшую имитацию, предметы, выдержанные в стиле знаменитого мебельщика XVII века выглядят роскошно и украшают собой любой, пусть даже самый современный интерьер.

Реставрация мебели Буль
Реставрация мебели Буль
Реставрация мебели Буль

Техника Буль

Техника Буль

Техника Буль предполагает использование различных экзотических материалов. Слоновая кость, металл, панцирь черепахи, эбеновое дерево. При создании маркетри «Буль» сначала создавался рисунок. Дерево, использовавшееся для отделки, например эбеновое, нарезалось тонкими дощечками для фанеровки в виде декоративной поверхности. Черепаховый панцирь делали плоским. Обычно использовали панцирь черепахи Hawkshill, который размягчается в горячей воде и под прессом принимает нужную форму. Затем черепаху полировали и иногда подкрашивали с внутренней стороны для придания какого-либо оттенка. Все другие материалы также сначала уплощались потому же принципу, потом нарезали на пластины необходимого размера.

Черепаховые пластины складывали с тонкой металлической пластиной, обычно из латуни или сплава олова, и укладывали между двумя листами дерева наподобие бутерброда. Все слои между собой склеивались. Рисунок наносился на одну сторону «бутерброда», и узор вырезался лобзиком сразу сквозь все слои дерева, металла и черепахи.

Техника Буль

Когда латунь и черепаха разделялись, эти два слоя сортировали для образования двух наборов одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie; черепаховые фрагменты, наоборот, укладывались на латунный фон, образуя тем самым зеркальный по контрасту узор, известный как contre-partie.

После наложения фанеровки маркетри латунные участки гравировались, чтобы достичь детализации и эффекта глубины. Затем все протирали акульей кожей, которая по своей фактуре напоминает наждачную бумагу, полировали смесью угля и масла. Этот состав заполнял выгравированные углубления, делая рисунок более выразительным.

Подобным образом часто украшались внутренние и внешние панели. Иногда Андре Буль использовал сочетание обоих типов своей техники в одном и том же изделии. Участки, не занятые маркетри «Буль», часто фанеровали черным деревом, что создавало выразительный контраст с остальными поверхностями. В качестве черного дерева использовалось либо эбеновое дерево, либо травлёная груша.

В технике Буль также дополнялась пике. Пике представляет собой технику декорирования изделий из панциря черепахи, при которой в просверленные заранее отверстия вертикально вставляли отрезки нагретой золотой или серебряной проволоки, после чего излишки спиливали и полировали поверхность. Получался кружевной узор из золотых точек.

Другое название подобной техники «броде». Эта техника была распространена в Италии, в XVII – XVIII веках. В разогретый панцирь черепахи запрессовывались пластинки или проволока из золота или серебра. Если пластинки впаивались горизонтально, такой приём назвали куле, если вертикально в проколотые предварительно отверстия, «пике» или «пике-пуант».

Техника Буль
Техника Буль

За всю историю своего существования через нашу мастерскую прошло огромное количество предметов выполненных в стиле и технике Буль. Каких только имитаций и подделок мы не встречали. Вместо черного дерева применялась крашеная берёза, вместо черепахи в XIX веке активно использовали целлулоид. Иногда черепаху имитировали мастикой смолами или сургучом. В настоящее время встречается большое количество предметов, имитирующих технику Буль. Опытный реставратор с первого взгляда отличит подделку от истинно дорогого предмета даже по фотографии.

Техника Буль имеет ряд характерных признаков. Если при покупке Вы сомневаетесь в ценности предмета в стиле Буль, обязательно проконсультируйтесь с независимым экспертом, или, в крайнем случае, пришлите фотографию понравившейся мебели на нашу почту. Я обязательно отвечу.

Андре Буль

Андре Буль, полное имя Андре Шарль Буль (1642-1732) - краснодеревщик Людовика XIV, отвечал за многие проекты оформления интерьеров и мебель Версальского дворца.

Буль родился в Париже, где и обучался ремеслу краснодеревщика, освоив также архитектурное проектирование, бронзовое литьё и гравировку. Он получил от короля привилегию жить и иметь рабочую мастерскую в Лувре. Возможно, в наибольшей степени его талант проявился в оформлении интерьеров Версаля – в разработке и создании зеркальных стен, паркетных полов, инкрустированных панелей и мебели, декорированных в оригинальной технике Буль. Кроме французского короля, его заказчиками были многие герцоги Франции, испанский король Филипп V, курфюрсты Баварский и Кёльнский.

Буль достиг совершенства в технике маркетри, получившей его имя, хотя он был не единственным краснодеревщиком, который ею владел.

Истоки техники, позже названной Boulle marquetry, восходит к Италии X века, где её именовали tarsia a incastro, что означало «комбинирование материалов». Видимо, итальянские мастера ввезли эту технику во Францию около 1600 года, когда они делали различные работы для Марии Медичи, второй жены Генриха IV. Известно, что во Франции одним из первых применил эту технику Пьер Голь, краснодеревщик из Нидерландов.

Андре Буль усовершенствовал эту технику, сделал её менее трудоёмкой и более экономичной, что позволило ему создать достаточно большое количество предметов мебели, декорированной в стиле его имени.

Именно Андре Булю во многом принадлежала разработка новых типов мебели, включая бюро и комоды различных видов. Подлинные работы Андре Буля хранятся в величайших музеях мира. Изделия в стиле Буль не утрачивают своей популярности. Они высоко ценятся коллекционерами и всегда привлекают внимание на аукционах.

Андре Буль создал свой стиль. К сожалению, мебель, декорированная различными материалами, сложна в хранении и часто подвергается разрушениям и утратам. Реставратор мебели в «стиле Буль» встречается с необходимостью восстанавливать различные материалы: это и дерево, и металл, и черепаха, и литьё, и позолота. Только реставратор высшей категории имеет право реставрировать мебель в стиле Андре Шарля Буля.

Стол в стиле Буль

За нашу практику нам посчастливилось восстанавливать несколько столов в стиле Буль. Это столы гостиные, так называемые "черепаха", столы письменные и столы кабинетные.

Стол "черепаха". По форме столешницы напоминает черепаху со втянутой головой и слегка выступающими лапками.

Стол письменный. Вообще-то такая мебель называется "Бюро Мазарини". История названия такова. Андре Шарль Буль изготовил в своей мастерской великолепное бюро, стол с ящиками для письменных занятий и хранения бумаг.

Стол кабинетный. Обычно это большой двусторонний стол для большого помещения, одинаково красивый со всех сторон.

Наибольшую сложность представляет реставрация деформированной и треснувшей столешницы.

Полушкаф (прилавок) в технике "Буль"

Прилавок 845х1150х482 мм.

Основа экспоната выполнена из древесины хвойных пород, предположительно сосна.

Внутренняя фанеровка красное дерево.

Внешняя фанеровка: вставные филёнки маркетри из металла (латунь, олово, медь), со вставками из альвеолярного речного перламутра, имеющего характерное многоцветное мерцание и слоновой кости. Прямоугольные вставки с нанесённой трельяжной сеткой выполнены из имитации слоновой кости. Состав материала имитации не известен; каркас экспоната фанерован травлёной в черный цвет берёзой с множеством латунных протяжек различной ширины; колонки украшены альвеолярным речным перламутром и латунными протяжками.

Говоря о художественных и технических особенностях булевского декорирования, нужно принять во внимание часто возникающую путаницу в вопросе об авторстве изделий, выходивших из стен "Мануфактуры королевской меблировки". Буль был руководителем предприятия, но далеко не единственным автором его продукции, говоря современным языком - не единственным дизайнером. Помимо него, в технике его имени, работали и другие мастера, притом достаточно самостоятельно. Особенно широко это применялось в работе с мебелью для сидения и лежания. Нередко использовались эскизы декора, получаемые от сторонних художников, - например, Д. Маро и Ж. Берена. Кроме того, с 80-х годов XVII века в мастерской Буля один за другим начали работать четыре его сына. Наконец, еще в конце того же века во Франции и за ее рубежами появилось много подражателей, а позже даже фальсификаторов изделий королевской мануфактуры. Даже сегодня эксплуатация брэнда "Буль" приносит неплохой доход некоторым производителям мебели. Так что с атрибуцией собственных работ Буля-отца у исследователей иногда возникают неразрешимые проблемы. Все подлинные работы Андре Шарля Буля в настоящее время учтены, находятся на хранении в крупных национальных музеях и частных коллекциях.

Представленный экспонат выполнен в технике Буль, по технологическим признакам может быть отнесен к середине или второй половине XIX века. Работа, судя по тщательности выполнения, скорее всего, принадлежит французским мастерам. Ни каких клейм, отметок или свидетельств о происхождении, принадлежности или истории существования предмета не обнаружено.

На реставрацию экспонат поступил в относительно хорошем состоянии. Общее загрязнение, отсутствие некоторых латунных протяжек прямоугольной формы и небольших участков альвеолярного перламутра. Отсутствовала так же одна полка. Все недостающие элементы были изготовлены с соблюдением аутентичных технологий, подогнаны и установлены на экспонат. Так же было произведено тонирование потёртых участков, устранение загрязнений и восстановление лакового покрытия.

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.07.25 Мастерская поздравляет с днем Реставратора! Если вы зашли к нам на сайт, то вы уже реставратор, так как занимаетесь сохранении материальной культуры

С Днем реставратора!

18.05.25 Нашей мастерской исполнилось 33 года. Не смотря на солидный опыт и огромный багаж реставрационных технологий мы открыты новым знаниям

17.10.24 Наша мастерская участвует в выставке 50 Антикварный салон, которая пройдет в Гостином дворе с 26 ноября по 1 декабря

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ И ОЦЕНКА