Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
основана в 1992 г.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ – МУЗЕЙ МЕБЕЛИ –  Реставрация мебели Буль

Реставрация мебели Буль

В нашей мастерской производиться реставрация мебели в стиле буль, в технике буль, манере буль, стилистике буль. Иногда эту мебель называют Людовик XIV или Наполеон III. Так же восстанавливаем реплики, повторения, копии. Случалось восстанавливать и подражания (подделки), лишь отдалённо напоминающие этот королевский стиль.

Чтобы реставрировать мебель буль, о ней надо знать всё, что знают искусствоведы и даже больше.

Буль реставрация
Стол в стиле Буль. Процессе реставрации.

Работать с мебелью Буль мы начали ещё в 90-е, когда ни литературы, ни приличных реставрационных материалов не было. Приходилось буквально по крупинкам, по отдельным абзацам собирать информацию из разных книг. Какие-то книги даже переводить на русский язык. К слову сказать, труд не прошел даром. Сейчас мы располагаем солидным багажом знаний практически о всех видах реставрационных мероприятий, необходимых при восстановлении маркетри буля, существующих на сегодняшний день.

Больше того, всё это время мы имели возможность наблюдать (пост реставрационное сопровождение) как ведет себя наша реставрация дома у заказчиков. Так сказать в условиях хранения жилого помещения.

Таким образом какие-то техники и материалы оставили в своём арсенале, а от каких-то отказались.

Мастер по Булю

Не секрет, что у каждого реставратора есть своя специализация. Как нет просто врача, а есть кардиолог, стоматолог, психолог. "Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник". Не всякий мастер, или даже мастерская может восстановить Буль, хотя, самонадеянно берутся все. Необходимо ювелирное литьё, оборудование (инструмент) для обработки металлов резаньем, и достойные способы имитации черепахи.

Как отличить Мастера от самозванца. Поговорите с ним. Задайте несколько вопросов. Если его ответы будут спокойными, конкретными, развёрнутыми и уверенными, значит всё в порядке.

  1. Чем собираетесь красить дерево в черный цвет?
  2. Как, каким инструментом, и из чего будут вырезать недостающие латунные элементы?
  3. Где и из какого металла будут отливать накладной декор.
  4. Будут ли работать замки?

Особое внимание черепахе и её имитации.

Именно имитации. Черепаха Бисса, (лат. Eretmochelys imbricata) единственный вид, панцирь которой используется в маркетри буля входит в топ 10 исчезающих видов. Десятки лет промысел её запрещен. Так, что утверждение, что якобы где-то можно купить пластины настоящего панциря Eretmochelys imbricata - безответственное заявление. Источник настоящей черепахи, типа собираем старые гребешки и из них вырезаем кусочки, имеет место быть, но , тогда пусть покажут эти самые гребешки.

На нашем сайте есть книга Т. Матвеевой, где описаны способы восстановления утрат черепахи, допустимые при реставрации музейных экспонатов.

Особенности маркетри Буля

Маркетри -

1. Разновидность мозаики. ( Похожие: паркетри, интарсия, инкрустация)

2. Название техник создания изображений или орнаментов путём наклеивания на поверхность произведения тонких фигурных пластинок из различных по цвету и структуре пород дерева, иногда с добавлением пластинок слоновой кости и других материалов. (Похожие: насечка, врезки, печворк).

3. Произведения, выполненные в такой технике. (Стол маркетри, шкаф маркетри).

Поскольку сайт у нас реставрационный, предназначенный, в первую очередь, для людей, интересующихся реставрацией, рассмотрим особенности маркетри Буля с точки зрения производства реставрационных работ. 

По образованию я инженер. Поэтому особенности маркетри Буля и его реставрации представлю не в виде искусствоведческого эссе, а с точки зрения физических и химических свойств используемых материалов.

У всех материалов есть такое качество, как коэффициент теплового расширения. Это значит, что при изменении температуры (а для дерева и влажности) металл, черепаховый панцирь и дерево ( составляющие фрагменты маркетри Буля) неизбежно изменяют свои размеры. Причем каждый в соответствии со своим коэффициентом, то есть, по разному.

Так как маркетри Буля представляет собой декор собранный именно из этих материалов, возникает вопрос - чем их склеить. Металл дерево и черепаху. Клей должен обладать высокой адгезией, чтобы укрепиться на металле, достаточно текучим, чтобы проникнуть в поры дерева. Прочным, но эластичным. Это вообще противоположные свойства. Потому, что прочность всегда идёт в связке с хрупкостью, а эластичность с мягкостью.

Чем клеить? Перепробовали всё. Не буду перечислять положительные и отрицательные эффекты эпоксидки и ПВА. Оба имеют место быть. Пробовали и растворы и всевозможные расплавы. И пришли к выводу, что старинный способ склейки смесью столярных клеев костного (прочность) и мездрового (эластичность) плюс немного пластификатора, самый лучший.

Клеить столярным костным и мездровым клеем не удобно. Его надо где-то найти, купить, проследить, что бы он был не просроченный, потом варить на дистиллированной воде и водяной бане. Это значит, что где-то купить клеянку и эту самую воду. Потом поддерживать в определённой температуре, наносить горячим, зажимать струбцинами, ждать несколько часов, пока высохнет. Гораздо удобнее купить пузырёк клея, намазать , приложить и будь что будет. Любой современный клей через 5 лет отвалиться.

Итак. Современным клеем клеить можно, но, если Вы хотите, что бы реставрация продержалась 100 лет, клеить надо правильным столярным клеем.

Орнамент Буль

Орнамент Буля интересен в двух аспектах. 1 - искусствоведческий. То есть, что художник изобразил и что он этим хотел сказать. Об этом будет рассказано ниже, подзаголовок "Орнамент в стиле Буль". 2 - технический. То есть, как на практике, из каких материалов и в какой последовательности этот самый орнамент был исполнен в его материальном виде. Именно этому аспекту посвящена нижеследующая статья.

Главные элементы орнамента Буля - латунные вставки. В качестве фона могли быть использованы пластинки панциря черепахи, рога, слоновой кости, перламутра. При имитациях натуральное сырьё заменялось искусственными составами. Всевозможные мастики, тонированный бакелит, крашеный целлулоид, сургуч использовались как заменители для имитации панциря и рога. Во времена правления Наполеона III, во Франции в моду вошла мебель декорированная латунными орнаментами на черном деревянном фоне.

Как правило, черепаха на дереве держится хорошо, а латунь часто отслаивается "задирается", или вообще теряется. При реставрации возникает необходимость в изготовлении латунного декора.

Латунные элементы декора должны быть определённого цвета (цвет металла определяет лигатура), толщины (точно соответствовать толщине черепахи) и определённой твёрдости. Слишком жесткая латунь выглядит неестественно ровной, как новодел. Слишком мягкая напоминает теряет гладкость уже при обработке и выглядит, как мятая фольга. Показатели качества прописаны в ГОСТе, государственном стандарте качества. ГОСТ. Лигатура и твёрдость смотрим в ГОСТе, а толщина листа подбирается для каждого предмета отдельно.

Ложе вставки (место, где была латунь, но отклеилась и потерялась), выравнивается. Тщательно очищается от бугорков старого клея, налипших кусочков загрязнений. Столярный клей, хотя и прочный, но водорастворимый. Для облегчения работы по расчистке, его можно размягчить водой.

К расчистке ложа латуни особые требования. Слишком сильно вычистить - латунь "провалиться". Недостаточно углубить - латунь возвысится над уровнем черепахи. На фото мастер прочищает ложе электроинструментом. Но это реставратор с 30-летним стажем и огромным опытом. С меньшим опытом лучше делать это вручную без применения электроинструмента.

Реставрация мебели Буль

После вклейки на латунь наноситься глубокая гравировка ручным штихелем. Гравированные участки покрываются четным составом (олифа с сажей), высушиваются. Следующий этап - шлифовка гравировки. Цель шлифовки - убрать излишки черной пасты таким образом, что бы плоскости стали чистыми, а черная паста осталась только в углублениях гравировки.

Реставрация Буль
На фото фрагмент мебели в стиле Наполеон III. Орнамент состоит из латуни и слоновой кости. Декорирован чернёной гравировкой.

Я описала только десятую часть особенностей восстановления мебели в стиле Буль. Это сложнейший вид реставрации.

Мебель в стиле Буль действительна уникальна, даже, если орнамент не из черепахи, а целлулоида, её мало осталось, она не повторима.

Прежде, чем отдавать своё сокровище в руки мастера, посмотрите на его предыдущие работы.

Не всегда буль Буль

Королевский столяр и столяр короля, основатель стиля своего имени, законодатель целого направления декоративно-прикладного искусства Андре́-Шарль Буль  (André-Charles Boulle) родился 11 ноября 1642 года. Ушел из жизни 29 февраля 1732 года, оставив после себя четырёх сыновей, десятки шедевров столярно-мебельного искусства и целую армию мастеров, освоивших его технику украшения мебели.

После смерти Буля семейное дело возглавили сыновья. Учеником и подражателем Буля был Шарль Крессан. «Стиль Буль» продолжали мебельщики Дюбуа и Левассер. «Английским Булем» называли голландского мебельщика Иенсена, а также француза Леганье, работавших в Лондоне. Французские фирмы Байн и Фулле во второй половине XVIII века в технике «Буль» изготавливали футляры настольных, настенных и напольных часов.

В XIX веке наступила эра эклектики. "Буля" не делал разве только ленивый. Латунь больше не резали лобзиком, а штамповали. "Черепаху" квадратными метрами лили из целлулоида. А то и просто заливали мастикой уже оклеенные латунным декором детали.

Так, в XIX веке появились такие "не характерные" предметы в стиле буль, как мягкая мебель, шкафы и витрины с гнутыми стёклами и ножками кабриолями.

Нам приходилось восстанавливать несколько малых шкафов русского производства от фабрики братьев Гамбс. Наследников знаменитого Генриха Даниэля Гамбса, основателя большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила название обобщенное название : гамбсова мебель.

Авторское произведение - это то, к чему приложил свои руки непосредственно тот человек, который это произведение исполнил. Авторские шедевры Андре Шарля Буля все известны. Их немного. Находятся в крупнейших музеях мира. Имеют клейма и подробные описания жизни. То есть, когда были изготовлены, кем куплены, кому перепроданы и так далее.

Различаем авторскую работу, СТИЛЬ и ТЕХНИКУ.

Стиль Буль

СТИЛЬ - исторически сложившийся образ. Для Буля - это мебель черного дерева, ярко полированная, декорированная маркетри из яркой золотистой латуни на контрастном фоне (черепаха, рог, тёмное дерево). И не важно, когда это мебель сделана в мастерских самого André-Charles Boulle, в XVII веке или на рубеже XIX - XX веков где-нибудь в Польше. Всё это будет мебель в стиле буль.

Этой уловкой активно пользуются дилеры от антиквариата и искусствоведы, когда продают мебель ренессанс или рококо, сделанную во второй половины XIX века.

Стиль буль в мебели

Часы в стиле буль

Орнамент в стиле буль

Орнаментальные мотивы заимствуются из мифологии, флоры, фауны, архитектуры или войны. Часто центральным мотивом всей композиции являлся медальон с изображением солнца в виде лица, окруженного лучами.

Краснодеревщики того времени действительно были поддаными своего Louis XIV Le Roi Soleil (1638-1715). Преданно транслировали политику "короля Солнце", а он хотел быть ослепительным. Только роскошь, великолепие и отождествление повелителя с небожителями с богами олимпа.

В орнаментах Буля акцентируется постоянная забота о строгости и симметрии. Классицизм, стремление к уравновешенности и стабильности пронизывает всё орнаментирование стиля Людовика XIV, включая архитектуру, интерьеры, паркет, шпалеры, придавая тем самым уравновешенность и величие королевскому быту. Симметрия, проявляется по отношению вертикальной оси и оси горизонтальной. Прямые линии смягчаются мотивами гирлянд, или медальонов, зубцов и каналов. Изогнутые линии проявляются очень робко, к тому же радиус их незначителен.

МАНЕРА - это художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника, или группы художников, объединённых одной мастерской, регионом, временем.

СТИЛИСТИКА - это более свободная в формах проявления и своеобразная модификация канона. Если перевести с русского на русский, то получиться примерно так. По канону - орнамент Буля состоит из латуни и черепахи, но, если латунь заменить золотистой бумагой, а черепаху нарисовать на бумаге красной краской, а потом всё это художество наклеить на черную столешницу, то вполне, с искусствоведческой точки зрения получиться изделие в стиле буль.

Техника буль

ТЕХНИКА - искусствоведческий термин. Синоним - технология. Иными словами - как это сделать, что бы было точно так же, либо максимально похоже. Синонимы слова техник : метод, приём, способ, навык, квалификация, искусство, умение, дисциплина, порядок.

Когда ВИКИПЕДИЯ утверждает, что техника украшения фасадов мебели была известна давно, а Буль лишь довёл её до совершенства, это не совсем верно. Давно был вид украшения фасадов - маркетри или интарсия.

МАРКЕТРИ -  (франц. marqueterie), вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (деревянную мебель, панно и др.). Наивысшего расцвета искусство маркетри достигло в XVII XVIII вв. во Франции и …   Художественная энциклопедия.

ИНТАРСИЯ - (от итал. intarsio инкрустация) вид инкрустации на мебели и других деревянных предметах; фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в деревянную поверхность …   Большой Энциклопедический словарь

Техника буль в мебели

Мебель Буль

Французский художник, резчик по дереву, гравёр, рисовальщик- орнаменталист, позолотчик, крупнейший мастер-мебельщик своей эпохи, создатель особенных техники и стиля художественной мебели, названных его именем — «техника буль», «стиль буль». За изысканность стиля и техники мастера называли.

Крупнейший мастер эпохи «французских королевских стилей», по происхождению фламандец Андре Шарль Буль известен своей величавой и монументальной мебелью. В сочетании с латунью, эбеновым деревом, золоченой бронзой черепаховые узоры придавали его произведениям поистине королевский вид.

Изобретённая техника Буль оказалась так хороша, что на протяжении последующих столетий, мебельщики всех времён и народов с успехом её использовали в самых разных вариациях.

За нашу реставрационную практику мы восстановили столько "Булей", 18, 19, даже 20 веков, что ими можно было бы мебелировать небольшой дворцовый комплекс.

Реставрация мебели в стиле Буль
Реставрация мебели в стиле Буль.

В 1679 году Буль возглавил мебельные мастерские в Лувре, расширил их, повысил качественный и художественный уровень производимой мебели. Талант Буля был многогранным: известны его работы в архитектуре, живописи, в музеях Франции хранятся его рисунки и гравюры, но всемирную славу Булю принесло его гениальное изобретение декорирования мебели своеобразным набором. Тончайшие барочные: узоры, завитки и листья, вырезанные из меди, олова, иногда серебра, выделяются на фоне из полированной черепахи. Всё это великолепие еще подчеркивается безупречно прочеканенной и золоченой бронзой. Буль применял следующую технику: две тонкие доски черепаховая и медная слегка склеиваются друг с другом, на одну из них наносится требуемый узор, который одновременно сквозь обе пропиливается лобзиковой пилой, пока узор не выпадет из доски. Вкладывая затем медный узор в черепаховый фон и, наоборот, получают непревзойдённый набор Буля. Такая техника позволяла достичь тончайшей пригонки частей друг к другу, возможность одновременно создавать два предмета и достичь полного отсутствия отходов.

Реставрация мебели Буль
Реставрация мебели Буль

Подобная техника была известна и ранее, но Буль довёл её до совершенства и пользовался ею с таким успехом, что она стала носить его имя. Слава знаменитого мебельщика была настолько велика, что его имя в русском языке стало нарицательным для обозначения некоторых мебельных форм, ни какого отношения к Булю не имеющих.

Реставрация мебели Буль

Андре-Шарль Буль имел почетное звание чернодеревец короля. Его четыре сына продолжили дело отца, но мода на подобные изделия постепенно заглохла и возродилась лишь в середине XVIII века. Появились предметы мебели сделанные в технике Буль, затем в стиле Буль, где черепаха заменялась мастикой, целлулоидом, или подкрашенной под черепаху смолой. Но, даже, несмотря на грубейшую имитацию, предметы, выдержанные в стиле знаменитого мебельщика XVII века выглядят роскошно и украшают собой любой, пусть даже самый современный интерьер.

Реставрация мебели Буль
Реставрация мебели Буль
Реставрация мебели Буль

Техника Буль

Техника Буль

Техника Буль предполагает использование различных экзотических материалов. Слоновая кость, металл, панцирь черепахи, эбеновое дерево. При создании маркетри «Буль» сначала создавался рисунок. Дерево, использовавшееся для отделки, например эбеновое, нарезалось тонкими дощечками для фанеровки в виде декоративной поверхности. Черепаховый панцирь делали плоским. Обычно использовали панцирь черепахи Hawkshill, который размягчается в горячей воде и под прессом принимает нужную форму. Затем черепаху полировали и иногда подкрашивали с внутренней стороны для придания какого-либо оттенка. Все другие материалы также сначала уплощались потому же принципу, потом нарезали на пластины необходимого размера.

Черепаховые пластины складывали с тонкой металлической пластиной, обычно из латуни или сплава олова, и укладывали между двумя листами дерева наподобие бутерброда. Все слои между собой склеивались. Рисунок наносился на одну сторону «бутерброда», и узор вырезался лобзиком сразу сквозь все слои дерева, металла и черепахи.

Техника Буль

Когда латунь и черепаха разделялись, эти два слоя сортировали для образования двух наборов одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладывали на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie; черепаховые фрагменты, наоборот, укладывались на латунный фон, образуя тем самым зеркальный по контрасту узор, известный как contre-partie.

После наложения фанеровки маркетри латунные участки гравировались, чтобы достичь детализации и эффекта глубины. Затем все протирали акульей кожей, которая по своей фактуре напоминает наждачную бумагу, полировали смесью угля и масла. Этот состав заполнял выгравированные углубления, делая рисунок более выразительным.

Подобным образом часто украшались внутренние и внешние панели. Иногда Андре Буль использовал сочетание обоих типов своей техники в одном и том же изделии. Участки, не занятые маркетри «Буль», часто фанеровали черным деревом, что создавало выразительный контраст с остальными поверхностями. В качестве черного дерева использовалось либо эбеновое дерево, либо травлёная груша.

В технике Буль также дополнялась пике. Пике представляет собой технику декорирования изделий из панциря черепахи, при которой в просверленные заранее отверстия вертикально вставляли отрезки нагретой золотой или серебряной проволоки, после чего излишки спиливали и полировали поверхность. Получался кружевной узор из золотых точек.

Другое название подобной техники «броде». Эта техника была распространена в Италии, в XVII – XVIII веках. В разогретый панцирь черепахи запрессовывались пластинки или проволока из золота или серебра. Если пластинки впаивались горизонтально, такой приём назвали куле, если вертикально в проколотые предварительно отверстия, «пике» или «пике-пуант».

Техника Буль
Техника Буль

За всю историю своего существования через нашу мастерскую прошло огромное количество предметов выполненных в стиле и технике Буль. Каких только имитаций и подделок мы не встречали. Вместо черного дерева применялась крашеная берёза, вместо черепахи в XIX веке активно использовали целлулоид. Иногда черепаху имитировали мастикой смолами или сургучом. В настоящее время встречается большое количество предметов, имитирующих технику Буль. Опытный реставратор с первого взгляда отличит подделку от истинно дорогого предмета даже по фотографии.

Техника Буль имеет ряд характерных признаков. Если при покупке Вы сомневаетесь в ценности предмета в стиле Буль, обязательно проконсультируйтесь с независимым экспертом, или, в крайнем случае, пришлите фотографию понравившейся мебели на нашу почту. Я обязательно отвечу.

Андре Буль

Андре Буль, полное имя Андре Шарль Буль (1642-1732) - краснодеревщик Людовика XIV, отвечал за многие проекты оформления интерьеров и мебель Версальского дворца.

Буль родился в Париже, где и обучался ремеслу краснодеревщика, освоив также архитектурное проектирование, бронзовое литьё и гравировку. Он получил от короля привилегию жить и иметь рабочую мастерскую в Лувре. Возможно, в наибольшей степени его талант проявился в оформлении интерьеров Версаля – в разработке и создании зеркальных стен, паркетных полов, инкрустированных панелей и мебели, декорированных в оригинальной технике Буль. Кроме французского короля, его заказчиками были многие герцоги Франции, испанский король Филипп V, курфюрсты Баварский и Кёльнский.

Буль достиг совершенства в технике маркетри, получившей его имя, хотя он был не единственным краснодеревщиком, который ею владел.

Истоки техники, позже названной Boulle marquetry, восходит к Италии X века, где её именовали tarsia a incastro, что означало «комбинирование материалов». Видимо, итальянские мастера ввезли эту технику во Францию около 1600 года, когда они делали различные работы для Марии Медичи, второй жены Генриха IV. Известно, что во Франции одним из первых применил эту технику Пьер Голь, краснодеревщик из Нидерландов.

Андре Буль усовершенствовал эту технику, сделал её менее трудоёмкой и более экономичной, что позволило ему создать достаточно большое количество предметов мебели, декорированной в стиле его имени.

Именно Андре Булю во многом принадлежала разработка новых типов мебели, включая бюро и комоды различных видов. Подлинные работы Андре Буля хранятся в величайших музеях мира. Изделия в стиле Буль не утрачивают своей популярности. Они высоко ценятся коллекционерами и всегда привлекают внимание на аукционах.

Андре Буль создал свой стиль. К сожалению, мебель, декорированная различными материалами, сложна в хранении и часто подвергается разрушениям и утратам. Реставратор мебели в «стиле Буль» встречается с необходимостью восстанавливать различные материалы: это и дерево, и металл, и черепаха, и литьё, и позолота. Только реставратор высшей категории имеет право реставрировать мебель в стиле Андре Шарля Буля.

Стол в стиле Буль

За нашу практику нам посчастливилось восстанавливать несколько столов в стиле Буль. Это столы гостиные, так называемые "черепаха", столы письменные и столы кабинетные.

Стол "черепаха". По форме столешницы напоминает черепаху со втянутой головой и слегка выступающими лапками.

Стол письменный. Вообще-то такая мебель называется "Бюро Мазарини". История названия такова. Андре Шарль Буль изготовил в своей мастерской великолепное бюро, стол с ящиками для письменных занятий и хранения бумаг.

Стол кабинетный. Обычно это большой двусторонний стол для большого помещения, одинаково красивый со всех сторон.

Наибольшую сложность представляет реставрация деформированной и треснувшей столешницы.

Полушкаф (прилавок) в технике "Буль"

Прилавок 845х1150х482 мм.

Основа экспоната выполнена из древесины хвойных пород, предположительно сосна.

Внутренняя фанеровка красное дерево.

Внешняя фанеровка: вставные филёнки маркетри из металла (латунь, олово, медь), со вставками из альвеолярного речного перламутра, имеющего характерное многоцветное мерцание и слоновой кости. Прямоугольные вставки с нанесённой трельяжной сеткой выполнены из имитации слоновой кости. Состав материала имитации не известен; каркас экспоната фанерован травлёной в черный цвет берёзой с множеством латунных протяжек различной ширины; колонки украшены альвеолярным речным перламутром и латунными протяжками.

Говоря о художественных и технических особенностях булевского декорирования, нужно принять во внимание часто возникающую путаницу в вопросе об авторстве изделий, выходивших из стен "Мануфактуры королевской меблировки". Буль был руководителем предприятия, но далеко не единственным автором его продукции, говоря современным языком - не единственным дизайнером. Помимо него, в технике его имени, работали и другие мастера, притом достаточно самостоятельно. Особенно широко это применялось в работе с мебелью для сидения и лежания. Нередко использовались эскизы декора, получаемые от сторонних художников, - например, Д. Маро и Ж. Берена. Кроме того, с 80-х годов XVII века в мастерской Буля один за другим начали работать четыре его сына. Наконец, еще в конце того же века во Франции и за ее рубежами появилось много подражателей, а позже даже фальсификаторов изделий королевской мануфактуры. Даже сегодня эксплуатация брэнда "Буль" приносит неплохой доход некоторым производителям мебели. Так что с атрибуцией собственных работ Буля-отца у исследователей иногда возникают неразрешимые проблемы. Все подлинные работы Андре Шарля Буля в настоящее время учтены, находятся на хранении в крупных национальных музеях и частных коллекциях.

Представленный экспонат выполнен в технике Буль, по технологическим признакам может быть отнесен к середине или второй половине XIX века. Работа, судя по тщательности выполнения, скорее всего, принадлежит французским мастерам. Ни каких клейм, отметок или свидетельств о происхождении, принадлежности или истории существования предмета не обнаружено.

На реставрацию экспонат поступил в относительно хорошем состоянии. Общее загрязнение, отсутствие некоторых латунных протяжек прямоугольной формы и небольших участков альвеолярного перламутра. Отсутствовала так же одна полка. Все недостающие элементы были изготовлены с соблюдением аутентичных технологий, подогнаны и установлены на экспонат. Так же было произведено тонирование потёртых участков, устранение загрязнений и восстановление лакового покрытия.

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года

10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы

15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ И ОЦЕНКА