Реставрация лака
Мастерская реставрации старинной, антикварной и ретро мебели предлагает восстановить лаковое покрытие мебели из дерева.
Восстановить лаковое покрытие мебели можно несколькими способами. Способ восстановления выбирается исходя из состояния вещи, требований заказчика и его возможностей. Нельзя сказать, что хорошо - это обязательно дорого. Хорошо - это когда правильно, надёжно и именно то, чего хочет заказчик.
Кто-то любит, что бы всё сияло как солнце, а кому-то комфортно в обстановке "потёртой роскоши". Последнее время, всё чаще, нам приходиться реставрировать советскую мебель 50-х, 60-х, 70-х годов.
Лаковое покрытие должно соответствовать типу мебели.
Например. Дворянская усадебная мебель из красного дерева начала XIX века хотя и полированная, но не блестящая. Русское дворянство ни когда не стремилось к самоварному блеску. Уютно, комфортно, спокойно. Полировка шелковая, мерцающая.
Та же мебель красного дерева, но дворцовая, из карельской берёзы, с золоченой бронзой, наиболее выгодно смотрится с полировкой яркой сияющей. Но опять таки, полировка не стеклянная, а блеск натурального янтаря. Медовый, глубокий.
То же относиться и к советской мебели. Мебель 60-х ещё без блеска. Её декоративность достигалась формой, пропорциями и лаконичной резьбой. А вот в 70-е приходят практичные сияющие глянцевые полиэфирные лаки. Они так громко высвечивают текстуру дерева, что необходимость в дополнительном декоре в виде резьбы полностью исчезла.
Без ложной скромности скажу, что мы можем восстановить лаковое покрытие всеми известными современной реставрационной науке способами. Это регенерация (применяется при восстановлении шеллачных, восковых и всех политурных покрытий), лакировка, полировка, а так же полная или частичная замена разрушенного, побелевшего, покрасневшего, потемневшего лака. Объём, стоимость и сроки работ определяются при осмотре вещи, но предварительную оценку и консультацию реставратора можно получить и по фотографии, присланной любым удобным для Вас способом.
Обновить лак
Автор: Елена Жилина. 27 02 2022
В настоящее время современная мебель массового производства себя немного дискредитировала.
Как обновить лак в старину знала каждая образованная дама. Наука вести домашнее хозяйство преподавалась в институтах благородных девиц. Помимо музыки, литературы, математики и бальных танцев юные леди учились шить одежду, делать заготовки на зиму, вышивать подушки и, конечно же ухаживать за дорогой мебелью своих родовых поместий или городских квартир.
Из школьной программы мы помним, какой мастерицей была Анна Каренина переделывая свои бальные платья, и как мастерски мама Татьяны Лариной умела организовать сбор малины крепостными девушками.
Во второй половине 19 века, существовала отдельная специальность - полировщик. Имея в небольшой склянке политуру (10% раствор шеллака в спирте) полировщик, с помощью тампона наносил на потёртые места тончайшие слои шеллака. Слой за слоем, пока потёртость по цвету и толщине лака не выровняется со всей плоскостью столешницы. Сейчас полировка шеллаком помпезно называется регенерация лака, а раньше - обычное дело - обновить лак. Происходила полировка не реже, чем раз пол года. Иногда, прямо по пыле-жировым наслоениям от свечей и печного отопления. Вот почему старинная дворянская мебель такая тёмная и имеет столь толстое лаковое покрытие.
Глядя на подержанную ретро мебель, кажется, что стоит освежить лак, как тут же решатся все проблемы с реставрацией. Отчасти это верно. Если мебель хорошая, прочная и не расшатанная, глубокая реставрация ей не нужна. Больше того, обновление лака на мебели входило в курс домоводства института благородных девиц.
Ремонт лака
Процесс, в результате которого царапины и потёртости лака делаются менее заметными называется ремонт лака. В быту - обновление, или освежение лака.
Лаковое покрытие состоит из нескольких слоёв. Грунтовочного, собственно лака и отделочного, финишного покрытия.
Грунтовочный слой отвечает за связь лаковой отделки с деревом. Собственно лак - защищает дерево от загрязнений и укрепляет поверхность дерева (лестницы, двери, мебель) от механических повреждений. А финишная отделка отвечает за декоративность. Именно тончайший финишный слой придаёт предмету желаемый вид. Глянцевый блеск, шелковистую матовость, ощущение благородной старины и так далее.
Все эти три слоя объединяются одним понятием - лакировка.
Лак на дереве выполняет защитную функцию. Защищает пористую древесину от проникновения в её волокна влаги, загрязнений, маслянистых веществ, бактерий, спор грибов и жуков древоточцев. Он первый принимает на себя удары судьбы в виде потёртостей и царапин. Постоянно обновляемый лак в углублениях резьбы образует тёмные утолщения, в быту именуемые патиной. Повреждения и наличие патины указывают на возраст либо интенсивность эксплуатации экспоната.
Если лак в хорошем состоянии, создаётся впечатление, что вещь новая и наоборот, если лак потёрт, покрыт трещинками, патиной, вещь производит впечатление старой, и даже антикварной, не зависимо от своего возраста.
Этим визуальным эффектом успешно пользуются как торговцы так и дилеры от антиквариата.
Как и чем освежить мебель
Рецептов, как как за 10 минут подновить или состарить любой шкаф великое множество.
Первый способ воскресить лак - протереть старую мебель полиролью. Мы в мастерской вот уже много лет пользуемся полиролью "Пронто". Она снимает загрязнения, придаёт поверхности шелковистый блеск, наделяет запахом лимона, кофе, мяты. Мне больше нравится вообще без запаха. Способ хорош уже тем, что мебель воскрешает,
Далее следуют профессиональные полироли, масла и мебельные воски. Действуют по принципу крема для обуви. Очищают, придают ухоженный вид. Как и крем для обуви, внешний вид ненадолго поднимает, но кардинальных улучшений не производят.
Если средство по уходу за мебелью пахнет мёдом, это значит только то, что в его составе есть ароматическая медовая отдушка, а вовсе не наличие натурального пчелиного воска.
Второй способ оживить лак - регенерировать отделочный слой. Если мебель антикварная, способ регенерации заключается в нанесении политуры или лака "шеллак" тампоном. Техника сложная, но после непродолжительной тренировки доступная. Смотреть в интернете "как лакировать шеллаком" бесполезно. Процесс показан красиво, а самого главного, как отжать и отрегулировать наполненность тампона нет.
Суть полировки шеллаком в том, что тампон должен быть лишь слегка влажным. После проведения тампоном по лакируемой поверхности, он должен оставлять лёгкий влажный след, длиной не более 5-7 см, и следом тут же высыхать. Если тампон будет слишком мокрым, вместо нанесения лака, он будет не наносить, а снимать уже существующие слои шеллак.
Осовременить процесс шеллачной отделки пока не удалось ни кому. Все попытки модернизации приводят к ухудшению декоративных качеств антикварной мебели.
Дать новую жизнь современной мебели гораздо проще. Регенерация производится следующим способом. Поверхность очищается от загрязнений, обрабатывается мелким абразивом не ниже 180. Далее методом распыления наносится подходящий лак. В мастерской мы это делаем с помощью распылительного пистолета для краскопульта.
В домашних условиях - оптимальный вариант изменить жизнь к лучшему - использовать акриловый реставрационный лак в аэрозольной упаковке. Кстати, этот лак продаётся матовом и глянцевом вариантах.
Профессионально обновить лак на одном стуле в нашей мастерской - 5 тысяч рублей.
Опыт - основа успеха
Что бы отреставрировать мебель, кстати, правильно говорить "реставрировать", для начала необходимо определиться с целями этого процесса. И в зависимости от целей, начинать искать в интернете мастерскую, частного мастера, или информацию "как реставрировать мебель своими руками".
Обновление покрытия позволяет уберечь себя от ненужных трат, связанных либо с покупкой новой мебели, либо с обращением в профессиональную реставрационную мастерскую.
Подкрасить скол, поменять ткань на стуле, даже склеить трещину на дереве не сложно, но, кто уже пробовал это делать своими руками подтвердит, что результат первых 5 попыток получается кустарный. По большому счету неприемлемый.
Опыт показывает, что реставрация своими руками, чаще всего, приятное времяпровождение с непредсказуемым результатом. В большинстве случаев но лишь подтверждает, что без практических навыков, инструмента и добротных расходных материалов, хорошего качества достичь невозможно.
Это я, реставратор с 30-летним стажем, могу подручными средствами, а именно, посредством простой акварели и бесцветного лака для ногтей убрать царапину на двери. Кажущаяся простота основана на знании.
Акварель "Ленинградская" и "Черная речка", представляют собой натуральный пигмент, связующий которого гуммиарабик. Богатая цветовая палитра. Легко наносится, практически без толщины слоя. В случае ошибки, удаляется водой. Является практически единственной допустимой профессиональной тонировкой при музейной реставрации.
Бесцветный лак для ногтей, служащий для закрепления подкраски. Быстросохнущий экологически чистый материал, к тому же обратимый. По всем параметрам отвечает требованиям "Венецианской конвенции о принципах реставрации памятников культурного наследия". Единственная причина, по которой он широко не применяется в реставрации - его цена.
Итак, что бы убрать царапину на двери, в любом доме всегда найдётся, чем это сделать. Акварель, цветной карандаш, раствор кофе, корицы. Даже шкурка банана поможет сделать царапину менее заметной.
Вторая проблема. Чем закрепить подкраску? Про бесцветный лак для ногтей я уже говорила. Есть ещё лак для волос. Им успешно работают профессиональные художники, закрепляя пастель.
Подкраску можно закрепить растром желатина, клеем ПВА для склеивания бумаги, клеем для обоев. Короче говоря любым составом, который при высыхании даёт в той или иной степени прозрачную плёнку.
Для закрашивания царапин на лаке не надо покупать специальные карандаши для подкраски дерева. Они ни когда не соответствуют нужному цвету. Если не верите, купите и попробуйте сами.
Лак для старой мебели
Идеальный лак для старой мебели шеллак - природная смола, получаемая из сока тропических деревьев, ближайших родственников нашему фикусу. Лак шеллак представляет собой раствор высохшей и очищенной смолы в спирте.
Высокая адгезия, уникальные оптические свойства, обратимость. Совместимость со всеми известными лаками. Единственный минус - непереносимость влаги. При попадании воды на отделанную шеллаком поверхность, появляются белые пятна.
Минусы современных лаков - низкие оптические свойства. Грубо говоря, они мутные.
Акриловый, полиуретановый, полиэфирный современные алкидные и матовые нитро, при высыхании вуалируют текстуру дерева, создавая эффект пластика. Старинная мебель выглядит как будто её сделали из пластмассы.
Если уж Вы решили покрыть старинную мебель современным лаком, делайте настолько тонкий слой, что бы вещь выглядела, как будто она вообще не покрыта лаком.
Толстый слой лака, высыхая, сжимается. Уменьшаясь в размерах он может либо потрескаться, либо оторвать старый шпон от ветхой основы.
Лак, который в процессе эксплуатации немного поистёрся, поцарапался, пбелел или наоборот потемнел, можно реанимировать в домашних условиях маслом для дерева или специальными восковыми мастиками. В последнее время появился какой-то совсем нереальный состав "масловоск".
Мы в мастерской, за долгие годы реставрационной практики, испробовали практически все масла и воски. На самом деле это и не воски и не масла. Это промышленный продукт по уходу за мебелью на основе масла либо воска. Конечно, и масло и воск в их составе есть, но помимо этих ингредиентов, средства содержат дополнительные улучшающие компоненты. В том числе и приятные отдущки: запах мёда, камфары, хвои и так далее.
Наносятся масла и воски легко и удобно.хорошо и легко. Вид после отделки приличный. Единственный минус - покрытие необходимо периодически обновлять.
Лак глянцевый и матовый
Какой лак матовый или глянцевый выбрать для отделки дерева? Как из глянцевого лака сделать матовый? Почему матовый лак блестит? На все эти вопросы отвечает реставратор. Свой вопрос по реставрации мебели, дерева, изделий декоративно – прикладного искусства можете задать через почту Elena@restavraciy.ru, WhatsApp +7(985)364-93-23 или по телефону 8 495 364-93-23.
Вопрос реставратору
Добрый день, Елена!
Я только начинаю свои первые шаги по освоению искусства изготовления маркетри, мозаики, инкрустации и еще много интересного мне предстоит изучить.
Информацию о Вас, как о специалисте в этой области, я нашел в интернете. Вы много лет занимаетесь изготовлением, реставрацией маркетри, антикварных столешниц из наборного дерева, мозаики из дерева, металла, перламутра, кости. Наверное, знаете, как покрыть лаком и современную картину маркетри. Решил обратиться к Вам за советом. Расскажите, чем и как мастера инкрустации по дереву сейчас восстанавливают старинные лаки.
Надеюсь, что это не является Вашим профессиональным секретом реставратора.
На многих сайтах сказано, что готовую работу лучше всего покрывать нитролаком НЦ-222, но в его описании сказано, что это глянцевый лак. У меня возникли сомнения, так как везде написано, что матовый лак лучше передает текстуру шпона, а при покрытии глянцевым лаком цвета "теряются" при прямом солнечном свете.
Можете ли Вы мне подсказать - какой лак лучше использовать для покрытия картины маркетри?
Заранее благодарен за ответ.
Ответ реставратора. Матовый лак для дерева
Уважаемый, Сергей, что бы правильно выбрать лак для отделки дерева, необходимо знать его состав. Глянцевый лак далеко не всегда блестит. Всё зависит от способа нанесения отделки мебели.
Чистый глянцевый лак - прозрачные смолы с различными пластификаторами, растворённые в прозрачном растворителе. Смола может быть акриловая, нитроцеллюлозная, полиуретановая и так далее. Отсюда и названия лаков.
Чистый лак, без матирующих добавок идеально передаёт цвет и текстуру дерева.
Лаки в чистом виде прозрачные и при большом слое дают в той или иной степени гладкую поверхность. Степень блеска реставратор регулирует способом и технологией отделки. Техники нанесения лака тампоном описаны во многих учебниках, Секрет реставратора есть - это огромный опыт. Дуб, орех, красное дерево или карельская берёза по-разному впитывают лак. Следовательно, и количество слоёв и техника нанесения и густота выбирается в зависимости от породы дерева, его состояния (новое плотное или старое иссушенное), заданного желаемого результата. Что бы всё это изучить, одной жизни мало.
При изготовлении современной мебели маркетри, картин из разных шпонов всё гораздо проще. На производстве, что бы лак стал матовым, в него добавляют парафин, либо его аналог. Мельчайшие зёрна парафина не дают получить гладкую отражающую поверхность, с другой стороны, находясь в массе лаковой плёнки, матирующие зёрна вуалируют текстуру дерева.
Чем больше парафина, тем «матовей» лак. Просто матовый, шелковисто-матовый, глянцевый – это коммерческие термины, обозначающие степень глянца. Лаки одной фирмы и состава можно между собой смешивать, тем самым регулировать степень блеска. Если матовый лак отстоялся и парафин выпал в осадок, то верхние слои станут глянцевыми.
В Вашем случае, лак можно взять любой, не обязательно НЦ-222. Этот нитролак из семейства НЦ-22х имеет большой сухой остаток и высокую вязкость, подходят для грунтования перед покрытием лаками из семейства НЦ-21x. Все нитролаки имеют весьма схожие свойства, а такое их разнообразие обусловлено технологиями производства и использования в промышленных масштабах. Советуем обратить на срок годности (некоторые лаки могут храниться только 1 год) и условия хранения лаков.
Нитро лаки быстро сохнут, что, безусловно, очень удобно. Покройте Вашу работу тонким слоем лака. Снимите ворс отработанной наждачной бумагой, снова покройте лаком в несколько слоёв, шлифуя каждый слой мелкой наждачкой (300-400, а последний слой 800-1000). Наши мастера работают тампоном, но это сложно. Для начала, можно работать кистью. Первые слои быстро впитаются и вообще блеска не дадут. С каждым последующим слоем степень блеска будет нарастать. Нитро лаки имеют свойство "проседеть", через некоторое время слой лака, истоньшается.
Оставьте готовую работу дня на 2-3 в тёплом сухом помещении. Лак просядет. Если покажется, что лака мало повторите покрытие.
Мебельный лак
По большому счету, чистое дерево можно покрывать любым лаком. Лаком по металлу, камню, пластику.
Механизм покрытия лаком следующий. Грунтовка, лакировка и полировка. Первый слой, грунтовочный, проникает в поры дерева, так сказать, "пускает корни". Второй прилипает к предыдущему и создаёт массу слоя. Третий слой - придаёт поверхности желаемую степень блеска. Прочность покрытия зависит от прочности самого лака.
Если дерево не очищено от старого лака, или содержит пыле жировые загрязнения, каким лаком ни покрывай, держаться он на поверхности будет не долго. Загрязнения не дали ему "пустить корни" и свежий лак может отслоится.
Видов лака в продаже не много. Акриловый, полиуретановый, полиэфирный, масляный, спиртовой, нитро. Все остальные названия, такие , как яхтный, мебельный, паркетный, для наружных работ, для внутренних, автомобильный, и так далее, а так же лаки по названиям фирм, например, "Дюфа", "Тикурилла" и так далее - коммерческие термины.
Яхтный лак может быть и масляным, и полиуретановым. Выпускаться как фирмой "Дюфа", так и фирмой "Тикурилла".
Способов восстановления лакировки десятки. Регенерация, восстановление, замена. Кистью, валиком, тампоном, распылителем, методом полного погружения, наливом.
Помножим это многообразие на степень глянца. Матовый, глянцевый, полу матовый, полу глянцевый. Для лучших продаж лаки называют красивыми словами: шелковистый, бархатный, шелковисто-бархатный. На самом деле это просто процент содержания парафина или какого-либо другого наполнителя, добавляемого для снижения отражательной способности лаковой плёнки.
Реставрационный лак
Реставраторы мебели восстанавливают лак на мебели тем лаком, который был использован при изготовлении мебели. Совсем старую мебель 18, 19 веков - шеллаком. Мебель до середины 20 века - мебельный нитро. Вторая половина 20 века - полиуретан и полиэфирный. Сейчас современные мебельщики пользуются в основном акриловым лаком.
На практике, ни одна мастерская не использует в своей работе полную палитру технологий. Каждый специализируется на какой-то одной, максимум, двух, наиболее удобных и эффективных технологиях.
Начинающие реставраторы используют масло и воск. Далее, по мере роста мастерства, переходят на более сложные и долговечные покрытия. Вершина мастерства - ручная отделка политурой.
Ею можно произвести и зеркальную полировку "как во дворце" и "потёртую роскошь" русского дворянства.
Как покрыть мебель лаком
Если мебель антикварная, доверьте покрытие лаком профессионалу. Во всех остальных случаях купите банку лака, желательно мебельного или "по дереву", прочитайте инструкцию и действуйте в строгом соответствии с написанным.
Наиболее пригодные для использования в домашних условиях лаки
- Нитролак (нитроцеллюлозные лаки) получается с помощью растворения нитрата целлюлозы в смеси активных органических растворителей. Свойства лаков регулируют введением в композицию различных смол (алкидных, аминоформальдегидных и др.). Нитролаки образуют твёрдые прозрачные, практически бесцветные быстросохнущие плёнки. Чаще всего нитролаки применяются для лакирования изделий из дерева. В узких кругах специалистов нитроцеллюлозные лаки считаются низкосортными лаками, так как они довольно хрупкие и не слишком устойчивы к износу и воздействию влаги. Благодаря их сравнительно низкой цене и быстрой сушке (сохнут от 15 до 30 минут) они по сей день находят широкое применение.
- Эпоксидные лаки представляют собой растворы эпоксидных смол в органических растворителях. Перед лакированием к ним добавляют отвердитель, количество которого зависит от типа смолы, отвердителя и условий отверждения. Лаковые плёнки обладают высокими водо- и щелочестойкостью, механической плотностью, адгезией к различным материалам, однако недостаточно атмосферостойки. В быту эпоксидные лаки часто используются для приготовления шпаклёвок, склеивания, изготовления сувениров и других целей.
- Спиртовые лаки и политуры получают растворением в спирте некоторых природных смол-шеллака, сандарака (концентрация лака 30-45 %, политуры 15-25 %). Эти материалы дают покрытие с хорошей механической прочностью и адгезией к различным поверхностям, высоким блеском. Покрытия хорошо полируются, но отличаются низкой водостойкостью.
Масляные и спиртовые лаки выпускаются в незначительных количествах из-за дефицитного и дорогостоящего природного сырья. Применяются они преимущественно для специальных целей, например при изготовлении музыкальных инструментов.
- Нефтеполимерные лаки — новая группа лаков, которые существенно дешевле масляно-смоляных, но способны заменить последние, превосходя их по стойкости к действию моющих средств и различных реагентов. Эти лаки получают в виде композиций, растворов нефтеполимерных смол в органических растворителях с различными модифицирующими добавками.
- Алкидно-карбамидные лаки представляют собой раствор в органических растворителях композиции алкидной смолы с аминоформальдегидной (карбамидо- меламиноформальдегидной) или взятых вместе в определённом соотношении. Высыхают на воздухе при нормальной температуре только при введении в них перед использованием заданного количества кислотных отвердителей. С отвердителем срок годности лака ограничивается от нескольких часов до нескольких суток. Такие материалы могут высыхать и без отвердителя, но при горячей сушке (+80-+120°C). Алкидно-карбамидные лаки с отвердителями образуют достаточно быстро высыхающие на воздухе плёнки, отличающиеся повышенной твёрдостью, хорошими водо- и износостойкостью. Применяются эти лаки для покрытия паркетных полов, мебели и различных изделий из дерева, эксплуатируемых внутри помещения.
- Полиуретановые и алкидноуретановые лаки дают плёнки, обладающие исключительно высокой механической прочностью и износостойкостью. Ими лакируют паркетные полы, мебель, музыкальные инструменты.
- Полиакрилатный лак представляет собой раствор акрилового сополимера в смеси органических растворителей с добавками органических красителей. Предназначен для создания декоративного покрытия по металлу, стеклу и дереву различных пород. Лак придаёт древесине требуемый оттенок и подчёркивает её текстуру, защищает материалы от атмосферных воздействий.
Особо следует отметить лаковые составы, используемые для защиты древесины. Эти лаки придают поверхности декоративный вид, одновременно защищает древесину от плесени, гниения, повреждения насекомыми и атмосферных воздействий.
Профессионал же знает, что лаки - это большая группа отделочных материалов. Представляют собой растворы натуральных или синтетических смол в органических растворителях.
В качестве растворителей могут выступать углеводороды, скипидар, ацетон, этанол, олифы, эфирные масла, даже вода или обычный медицинский спирт. ацетон
Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную плёнку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение плёнки лака происходит (частично или полностью) за счёт испарения растворителя, впитывания, либо за счёт реакции окислительной полимеризации. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные.
Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные. Лаки — большая группа материалов, представляющих собой растворы плёнкообразующих веществ (смол или полимеров) в органических растворителях или воде. После высыхания они образуют твёрдую прозрачную (бесцветную или цветную) плёнку.
Лаки бывают разные. Кистевый, вязкие, долго сохнущие. К ним относятся масляные и пентафталевые. Акриловые, разводятся водой. Можно наносить кистью и валиком. Масляные, долго сохнущие, наносятся кистью.Полиуретановые - современные и прочные. Хорошее покрытие получается распылителем. Шеллак нагоняется тампоном.
Как отреставрировать мебель в Москве
- Замена ткани или кожи на современной мебели. Как выбрать мастера, не попасть на дилетанта и не переплатить за ткать? Ищем в интернете торгующую тканью или кожей организацию и узнаём, нет ли у них услуги по перетяжке мебели. Во-первых, Вы не переплачиваете за ткань, а покупаете практически по оптовой цене. Во-вторых, получаете гарантированно профессионального обивщика. Кстати, этот способ поиска успешно работает при ремонтных и строительных работах. Так я нашла плиточника, для ремонта ванной, плотников для постройки домика из бруса, сантехников, по установке нового оборудования.
- Мелкий ремонт на дому. Иными словами экономим на доставке. Здесь работает правило «жадный платит дважды». Положительный результат можно получить только при обращении к знакомому столяру, либо по рекомендации знакомых. Рассчитывать на положительные отзывы в интернете, по меньшей мере, опрометчиво. К тому же, хорошие мастерские имеют свою бесплатную доставку.
- Текущий ремонт. Как выбрать мастерскую, если кроме сайта ни какой информацией о ней не располагаем. Выбираем 3-4 мастерские, звоним диспетчеру, и по ответам понимаем, куда попали. Для начала выясняем специализацию мастерской, местоположение производства и офиса. По опыту могу сказать, что по качеству работ, производство, оторванное от руководства, мягко говоря, уступает производству, под неусыпным контролем директора. Если реставратор отказывает Вам в посещении мастерской в процессе реставрации Ваших предметов, это должно Вас насторожить.
- Как реставрировать мебель в Москве антикварную, дорогую современную или имеющую значение, как семейная память. Выбираем мастерскую по рекомендации уважаемых Вами людей. Советы советами, но подойдёт ли это именно Вам, вопрос другой. Видов реставрационных работ по отношению к антикварной мебели несколько: музейная реставрация, экспозиционная, бытовая, предпродажная подготовка. На выяснение специализации отдельно взятой мастерской придётся потратить какое-то время. Посетить мастерскую, посмотреть готовые работы, поговорить с мастерами реставраторами, почувствовать атмосферу и отношение к работе. И только после большой проделанной работы по выбору мастерской, можно получить прекрасную реставрацию, именно такую, которой достойна Ваша мебель.
Лак в реставрации
Лак – материал органического происхождения, используемый в разных видах искусства, быту и промышленности. Само слово лак, происходит от французского laque, итальянского lacca, арабского lack, хинди lakh и обозначает «сотни тысяч».
Европейское название лаков (французское vernis, английское varnish, немецкое Firnis) происходит от латинского слова «vernix» - янтарь.
Желтая смола использовалась древними греками в качестве, как бы мы сейчас сказали, в качестве финишной отделки деревянных и некоторых других поверхностей. Иными словами древние греки использовали затвердевающую желтую смолу в качестве лака.
В Средневековье лаками покрывали деревянные доски перед письмом темперными красками, то есть использовали лак в качестве грунта.
В трактате XII века описаны способы получения лака из смол и льняного масла. Эта смесь называется fornis, fornix, или glassa, glaessum. Предполагается, что fornix – это смола сандарака или копал, а glassa – янтарь, из которого действительно получали «немецкую смолу» для живописи.
Более 2 тысяч лет до нашей эры в Древнем Китае соком лакового дерева (латинское название Rhus Vernicifera русское название Сумах Лаконосный) покрывали саркофаги, мебель, шкатулки, архитектурные детали. Наибольшего совершенства достигло искусство лакировки после 850 года нашей эры. (Период Чжоу). Лаковые изделия Китая, Японии, Индии, Кори, Вьетнама и других стран Востока вошли в европейскую моду в XVII веке. Способы изготовления восточных лаков хранились в глубочайшем секрете.
В 1730 году французские мастера братья Мартен разработали технологию лаков, близкую восточным лакам. С 1740 года «лаки мартен» пастельных тонов использовались в производстве мебели Рококо, шинуазри.
Традиционно лаками в живописи и декоративно прикладном искусстве называют растворы бесцветных природных смол: даммара, мастики, сандарака, а так же канифоли, бальзамов. Соответственно растворителям, лаки подразделяются на спиртовые, нефтяные и масляные. Для удаления излишнего блеска в лаки добавляется воск или парафин.
В реставрации старинных картин или икон их обычно покрывают фисташковым лаком (с добавлением 23% фисташковой смолы, пинена и спирта). Такой лак образует тонкую прозрачную плёнку и, при необходимости легко удаляется.
Лак спиртовой на основе шеллака (ссылка) и политура традиционно применяются в реставрации антикварной мебели. Ни чего лучшего на сегодняшний момент для восстановления старой полировки пока не найдено. Мало знать, чем можно восстановить старинный лак, необходимо уметь это сделать. Знания, по восстановлению старинных лаков мы не храним в секрете. Эти знания и навыки восстановления лаковой поверхности можно получить на наших двухнедельных курсах.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)