Инкрустация мебели
Инкрустация мебели - декорирование материалами отличающимися по цвету от основного фона. Инкрустированными могут быть столешницы, фасады и дверки шкафов и буфетов, дверные ручки. На фото ореховая шкатулка, инкрустированная металлом, латунью . Мы её реставрировали несколько лет назад. Выполнена из массива сосны. Большая часть поверхности фанерована шпоном ореха европейского коричневого цвета. По периметру крышки орнамент из латуни с вкраплениями перламутра на фоне черного дерева. Центр - вставка из латуни и кусочков перламутра. По большому счету, это и инкрустация (вид декорирования) и маркетри (техника).
Инкрустация - (позднее лат. incrustatio, букв. “покрытие корой”) изображение или орнамент из пластинок дерева ценных пород, кости, перламутра, металла и прочих материалов, которые врезаны в поверхность мебели или других изделий и отличаются от основного фона цветом и фактурой. Инкрустация деревом по дереву называется интарсия (по-французски маркетри); металлом по металлу насечка. Инкрустацию применяли уже в античные времена и в период средневековья. Но особенного расцвета этот прием украшения мебели достигает в эпоху Возрождения и широко используется до конца ХIХ века.
Инкрустация дерева металлом
Инкрустация (итал. Incrustation от incrustare – «покрывать слоем, корой, выкладывать плитами, облицовывать») – техника декорирования какой-либо поверхности сочетанием материалов, различного цвета, фактуры, текстуры. Камнем, металлом, кожей, костью, рогом, перламутром.
Реставрируют инкрустацию металлом по дереву далеко не все мастерские. Сложность в поиске аутентичного материала и, конечно же, высоком мастерстве реставратора.
Один из самых знаменитых стилей декорирования дерева металлом Стиль Буль. Позаимствовал своё название у Андре-Шарля Буля, придворного мастера Людовика XIV. Но Буль, для инкрустации использовал разные материалы. А вот стиль декорирования черной мебели только желтым полированным металлом называется Наполеон III.
Изначально, во времена строительства Египетских пирамид, инкрустация производилась по довольно простой схеме. В гладкой поверхности массива дерева или камня делались углубления. Из отделочного материала изготовлялись вставки, по форме соответствующие углублениям. Затем вставки вклеивались в углубления. Поверхность выравнивалась, полировалась, отделывалась, оставалась на века.
С развитием ремёсел, материалоёмкость снижалась, а техника усложнилась. В качестве массива начали применять простое дерево, а в строительстве недорогой камень. Инкрустация приобрела вид сплошного слоя, состоящего из тонких пластин. Так стол может быть изготовлен из сосны, а его столешница покрыта набором из дорогого дерева. Здание построено из серого камня, а облицовано гранитным или мраморным, рустовым камнем. С середины 19 века русты имитировали. Поверхности придавали вид не обработанного камня. Отсюда "рустикальный" стиль, то есть, нарочито грубый.
Инкрустация – общее название декорирования поверхностей. Техника декоративного набора из разноцветных кусочков камня, мрамора, стекла (смальты) называется мозаикой. Поэтому облицовку фасадов зданий «инкрустационного стиля» в техническом отношении правильнее было бы назвать мозаикой.
Мозаичную технику набора из деревянного шпона (дерево по дереву) принято называть маркетри. Именно этот вид отделки чаще всего называют инкрустацией. Углубленную инкрустацию, когда один материал врезался в другой, именуют интарсией.
Насечка. Металлом по металлу. Металл одного цвета, например, золотистая латунь, выковывается в награвированные углубления металла другого цвета, например, тёмной, воронёной стали. Термин «инкрустация» правильно применять лишь в случаях сочетания разных материалов. В иных вариантах: мозаичный набор, наборное дерево, маркетри, облицовка.
Инкрустация мебели камнем, костью, смальтой
В Древнем Египте деревянную мебель инкрустировали золотом, слоновой костью, перламутром. Инкрустирование античной мебели панцирем черепахи и слоновой костью было описано ещё в I веке до нашей эры Плинием Старшим. Инкрустация мебели так же традиционна для арабского, персидского, испано-мавританского искусства.
В эпоху Итальянского возрождения картинами из деревянного набора украшали дорогие свадебные сундуки, стулья и скамьи. Во многих музеях мира хранятся не только целые предметы инкрустированной мебели, но и отдельные её детали, как образцы великолепного искусства эпохи возрождения.
Один из самых знаменитых видов инкрустации мебели носит имя французского мастера-мебельщика Андре Шарля Буля. Буль разработал оптимальную технологию инкрустации мебели ценными материалами. Черепахой, латунью, рогом, перламутром.
Инкрустированная мебель наиболее сложна в реставрации. Точнее сказать трудоёмка. У каждого материала свой температурный коэффициент расширения. Вещь, как бы постоянно то сжимается на доли миллиметра, то расширяется. Латунь и дерево по разному. По разному ведет себя основа и фанеровка. В результате клей не выдерживает таких упражнений, перестаёт держать и мелкие детальки отваливаются, затем теряются. На местах узоров появляются прорехи. Трудность состоит в подборе аутентичных материалов, и владении техникой, которой обладал автор антикварной мебели.
Новые времена, новые технологии.
Современная мебель "Стол Река" из слэба, инкрустация по упрощенной технологии. Стоит дорого, но, по существу это не обрезная доска с трещиной, залитая подкрашенной эпоксидной смолой. Основа цены - оригинальность. Смола материал не долговечный. Быстро теряет блеск и реставрации не подлежит.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)