Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
основана в 1992 г.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ –  Мастерская реставрации мебели Елены Жилиной

Мастерская реставрации мебели Елены Жилиной

Реставрация мебели из дерева

В нашем мебельном ателье производиться:

Точечный ремонт новой мебели. Обычно это механические повреждения, получаемые мебелью при перевозке. Например. Стул новый, но при перевозке выломали ножку. Сбили угол стола, шкафа или оторвали столешницу. Услуга не уникальная и не дорогая.

Текущий ремонт. Устранение повреждений, полученных в результате естественного старения или бытового использования. Потёрся лак, запачкалась обивка, расшатался стул. То же ни чего уникального ни по составу работ ни по ценам. Большинство ремонтно реставрационных мастерских Москвы с этим успешно справляются.

Реставрация. Комплексное восстановление испорченного (после затопления или пожара) нового предмета или обветшалого старинного. Время так же губительно для вещи, как и стихийные бедствия. Оно разрушает саму суть, материал, из которого предмет сделан. В этом и есть отличие ремонта (восстановление функций) от реставрации (восстановление сути).

При реставрации восстанавливается материал, из которого мебель сделана. Иссохшее трухлявое, изъеденное жуком дерево. Узлы сочленения деталей, в которых клей давно утратил свои свойства, перекошенные от времени двери и ящики, отслоившийся шпон, побелевший лак. И, только, если материал отсутствует полностью, его можно заменить на аутентичный. (цвет, текстура, порода дерева). Восстановив материал, функции вещи возвращаются сами собой.

Фото до реставрации
Часть столешницы "шахматы" до реставрации.
Антикварная мебель после реставрации.
Стол столешница "шахматы" после реставрации.

Наши услуги (без ложной скромности) почти уникальны. Мастерских подобного уровня, способных грамотно произвести реставрационные работы по восстановлению антикварной мебели в Москве не больше десятка. Гораздо больше мастерских которые только думают, что могут сделать что-то подобное, берутся, а потом выкручиваются, как могут.

Мало знать и уметь что-то делать. Необходимо ещё и располагать достаточной материальной базой. Мебельное ателье реставрации, при всём его искусствоведческом антураже, по существу - оборудованный столярный цех. Здесь есть и деревообрабатывающие станки, пресс, вытяжная камера.

Музейная реставрация антикварной и старинной мебели в Москве. НИИ реставрации Грабаря.
Елена Жилина на съезде реставраторов.

Реставрация - это наука. В Москве есть несколько ВУЗов и колледжей, производящих обучение студентов по реставрационным специальностям. Брать студентов в мастерскую для прохождения производственной практики нам сложно. Слишком много с ними организационной суеты, но, особо упорным студентам попасть на стажировку к нашим мастерам всё-таки удается.

Наша мастерская - одна из старейших реставрационных мастерских Москвы. Традиции старой школы Советской музейной реставрации успешно сосуществуют с последними достижениям реставрационной науки современности.

Основное направление - восстановление деревянной мебели XIX, XX века.

От бытового русского классицизма, "пушкинской" и "павловской", до нашей, родной и любимой советской мебели 50-х 60-х годов.

Целевая аудитория - люди, не желающие менять свою настоящую деревянную мебель, на современные изделия из опилок.

Реставрация антикварной мебели.
Мягкая мебель со съёмными сиденьями
Карельская берёза реставрация
Черновая обивка под лицевую ткань

Что такое реставрация

Реставрация - это восстановить "как было", как точно заметил наш заказчик "чтоб стало, как было".

Процесс состоит из трёх этапов. Первый - остановить разрушение - консервация. Поместить в приемлемые условия хранения. Освободить от биологических вредителей. Устранить поверхностные загрязнения.

Вторым этапом является восстановление целостности экспоната. Включает в себя регенерацию лака, устранение расшатанности, восполнение отсутствующих деталей конструкции или декора, подготовку к условиям использования или эксплуатации.

Третий этап реставрации - жизнь вещи после реставрации, то есть, его дальнейшее использование. Эксплуатацией предмета может быть и музейное хранение в качестве экспоната или использование, например, книжного шкафа по его прямому назначению.

Успешная, или, как её ещё называют, хорошая реставрация та, которая соответствует целям дальнейшей эксплуатации вещи.

Успех реставрации зависит от выбора средств соответствующих целям использования экспоната.

Фасадная сторона реставрации - регенерация лака, склейка, перетяжка и патинирование. Для этого не надо быть профи. Достаточно ключевых навыков по отдельным операциям и общей культуры. Освоив отдельные нехитрые приёмы восстановления, представители "культурных профессий" ( журналисты, архитекторы, дизайнеры и художники), не найдя себя в профессии, в настоящее время массово переключились на оказание услуг реставрации на дому либо у заказчика, либо у себя.

Надо сказать, что это течение, реставрация от деятелей культурных специальностей, не связанных с профессиональным столярным производством весьма востребовано и выгодно, как заказчикам, так и производителям. Единственный минус - реставрация получается косметическая.

Сделать настоящее, столярное восстановление под силу не каждому реставратору, даже со специальным образованием.

Что бы грамотно восстановить крупный предмет мебели, несколько вещей, а то и целый гарнитур, необходимо располагать достаточной площадью, специальным профессиональным оборудованием, хорошим снабжением аутентичными материалами. И главное, людьми, обладающими достаточными знаниями и опытом работы по восстановлению уникальных предметов из настоящего дерева различных пород.

Реставрационная мастерская Елены Жилиной основана в 1992 году.

Дата начала реставрационной деятельности - получение Еленой Жилиной допуска на реставрацию темперной живописи. Имея высшее профильное образование, связанное с деревообработкой, после окончания курсов повышения квалификации при НИИ Спец Строй Реставрация в мае 1992 года Елена Жилина получила допуск на реставрацию темперной живописи.

Как ни смешно это сейчас прозвучит, в начале 90-х, роспись по дереву, написание икон и их реставрация в чиновничьих понятиях относились к одной категории - деревообработка. Высшее лесотехническое образование в "профильной" области послужило основанием для получения лицензии на трудовую деятельность.

Так с диплома инженера и лицензии на трудовую деятельность в качестве реставратора, в мае 1992 года началась эта история, под названием "Мастерская Елены Жилиной".

Сначала было тяжело. Десятки лет упорного труда. А потом, как-то всё неожиданно началось. Выставки, дипломы, преподавание в ВУЗах, статьи в журналах, собственная книга."Реставрация. Словарь столяра". Её можно почитать на нашем сайте.

Всё, что можно увидеть на страницах сайта - реальные заказы, в разные годы, выполненные в мастерской. Фотографии и статьи авторские, публикуются впервые. Автор Елена Жилина.

Всегда на связи. С 9 до 9. Если возникли вопросы - консультация исчерпывающая и бесплатная.

Этика реставратора

Главный принцип мастерской - научный подход и использование реставрационных материалов, соответствующих времени изготовления вещи. Например. Склейку мебели 19 века сделаем столярным костным клеем, который сами варим. Полировку производим политурой собственного изготовления. Мебель середины 20 века отделаем мебельным лаком, который широко применялся именно в то время.

Научный подход заключается в следующем. Определить, к какому времени относится вещь. Составить план работы. Собрат необходимые аутентичные материалы.

Этап изучения для нас не представляет сложности. Специалисту высокого класса одного беглого взгляда достаточно, что бы определить, какой предмет он видит. Если хотите в этом убедиться, пришлите фото мебели на мою почту и получите развёрнутый ответ. Что это за предмет, из какого дерева сделан, какая ему требуется реставрация и какими материалами мы его можем восстановить. С материалами то же всё в порядке. Мебельщики - народ консервативный. Особого разнообразия в 19 и начале 20 века не было. Клей костный, мездровый, рыбий, осетровый. Лаки. Шеллак, дамаррный, фисташковый, янтарный... В 20 веке использовались лаки на основе коллоксилина. Мы знаем, где это можно купить. Всё всегда с запасом есть в мастерской.

Время изготовления определяется по конструкции и стилю. Как делали - из литературных источников. Старинные книги и учебники столярного дела изданные до 60-х годов 20 века. Методические разработки реставрационных НИИ. За 30 лет работы в профессии, в мастерской собрана библиотека, специальной литературы из 150 книг. Некоторые из них можно почитать на нашем сайте в разделе "Книги". Мы с одинаковым уважением относимся к музейным раритетам и элегантной Советской мебели 50-х, 60-х. 70-х. С современной элитной мебелью у нас отношения сложнее, хотя восстановить и её сможем.

Ателье мебели реставрация
Участие в тематической выставке
Сукно стол
Участие на выставке "На Тишинке".
Реставрация антикварной мебели
Участие на выставке "В Сокольниках"
Мебель после реставрации
Старинная мебель в современном интерьере.
Реставрация антикварной мебели
Реставрация кресла
Реставрация антикварной мебели
Выставка 2006 года
Реставрация дерева
Реставрация деревянного рано
Полировка стола
Полировка стола

В реставрации мебели практически все операции производятся в ручную. Необходимые станки: токарный, небольшой рейсмус, точило, конечно есть, но ручной инструмент у каждого мастера личный.

Реставрационные мастерские

Как правильно выбирать реставрационные мастерские на просторах интернета, получить хорошее качество и не платить за простую работу по антикварным расценкам. Для начала определимся в потребности: реставрируем старинную мебель, ретро или современную, требующую ремонт на дому. Далее сортируем предложения реставрационных мастерских.

Основное направление деятельности нашей мастерской - реставрация антикварной мебели, предметов интерьера XVIII - XIX вв., а также высококачественной стильной мебели XX в., выполненной из натурального дерева с использованием эксклюзивных декоративных отделочных материалов.

Реставрация мебели и реставрация антикварной мебели – это совершенно разные виды деятельности. Путаница приводит конфликтам между заказчиком и исполнителем. Высококлассные реставраторы современной мебели в своём большинстве даже не подозревают, о существовании принципов реставрации, аутентичности, сохранении следов бытования. Добросовестно восстанавливают мебель, привезённую заказчиком клеем, лаком и шпатлёвками, приобретёнными в ближайшем хозяйственном магазине.

Правильный, хороший ремонт производиться теми средствами и по тем технологиям, которые применялись при изготовлении в тот или иной временной период. Будь то соц. реализм 50-х годов 20 века, роскошь эклектики середины 19 века, дворянский аскетизм Пушкинской эпохи.

У каждой поры свои материалы, собственно по которым и определяется возраст предмета. Достаточно сравнить красное дерево мебели 19 века, и середины 20. Разница очевидно. Нельзя сказать, что лучше. Должно быть правильно.

Пластиковые ручки, китайские петли на дорогой мебели смотрятся также нелепо, как дорогая золоченая бронза на современных ламинированных фасадах из ДСП.

Специалисту признаки стиля виды даже на фотографии. Конструкция диктуется материалом. Из твёрдого дерева (орех, груша, бук) резьба тонкая, изящная. Из мягких пород (липа, осина) резьба и опоры крупные, одутловатые. Из твёрдых колких пород (дуб, ясень, каштан) в большинстве случаев опоры и резьба имеет крупный геометрический рисунок.

Реставрационные мастерские, услугами которых Вы собираетесь воспользоваться, должны иметь, как минимум, необходимые расходные материалы.

Если придя в реставрационную мастерскую, Вы увидите большое количество ДСП, поролона, клея ПВА, и мало натурального дерева ценных пород, скорее всего Вы попали в мастерскую реставрации или изготовления современной мебели. Антикварные технологии им мало знакомы.

Современные интерьерные объекты, – высокотехнологичный, продукт. Качественные полимерные покрытия, модные цвета, интересные конструктивные решения, продиктованные передовыми достижениями мебельной промышленности, условиями современного быта. Соответственно, материалы, приёмы, технологии восстановления нынешних диванов, шкафов, тумбочек, столов (без которых в настоящее время не может обойтись даже самый ярый собиратель роскошной старины), в корне отличаются от средств восстановления экспонатов 18 и 19 веков.

Продающиеся в магазинах «Реставрационные материалы» экологически чисты, приятны в работе, хорошо пахнут. К сожалению на этикетках не указывается состав, точная информация о границах применения и допустимости использования. Поэтому, в основном сложные составные клеи, лаки, политуры готовим сами. О которых нельзя сказать, что они просты в работе и особенно хорошо пахнут.

Клей для современного дерева ПВА, для старого дерева – костный, мездровый, рыбий, чаще их смеси в определённых пропорциях с добавлением пластификаторов. Современные лаки полиуретановые, яхтные, акриловые – технологичны, прочны, долговечны. Старинные шеллак, политуры, олифы – красивые. Основное их достоинство – высокие оптические характеристики. Шеллачное покрытие, подчеркивает достоинства натурального дерева ценных пород.

Современная мебель под антикварными лаками не практична. Антикварная под современным – не красива. Теряется «вкус цвета», ценность, подлинность, обаяние старины. Вряд ли в реставрационных мастерских современной мебели предложат ручную отделку лаком.

Доверить старые канапе, стол, жардиньерку булевский шкафчик мастерской, специализирующейся на реставрации мебели современной – сильно рискнуть и вещью и деньгами.

Отдать нам, мастерам в области старинных предметов интерьера в ремонт современное изделие – гарантированно получить высочайшее качество, но по цене выше, чем у специалистов современных технологий.

Как выбрать реставрационную мастерскую, чтобы не переплатить, за простой мелкий ремонт, как за реставрацию раритета? Как по внешним признакам вычислить мастерскую способную  гарантированно, без риска выполнить восстановление эксклюзивной старинной дорогой мебели?

Совет специалиста

Посмотрите на картинки и галереи приглянувшегося Вам сайта. Там, владельцы выставляют всё, по их мнению, самое красивое. Если на сайте представлена кожаная офисная мебель, ампирный диван им лучше не везти. В то же время, сайт, с упоением демонстрирующий в картинках особенности шитья различных видов борта из морской травы, покрытия шеллаком карельской берёзы, восстановления усадебных гарнитуров «из дров», до состояния музейных экспонатов, вряд ли предложит услуги эконом класса по замене ткани кухонного уголка.

Уголок, конечно, мы сделаем великолепно, но цена окажется под стать работе. К тому же, мы в принципе не работаем с поролоном. Даже современные стулья, полу жесткие диванчики, банкетки, пуфики, перетягиваем проверенными натуральными материалами. Сейчас они не дороже поролона.

Реставрация мебели из дерева.
Изготовление столярной детали

В старину, о мастерстве столяра судили по инструменту, которым он работает и как относиться к своему рабочему месту. Это правило работает и сейчас. На первый взгляд инструмент у реставратора простой: цикли, нож-косяк, стамески, цинубель, прикаточный молоток. На самом деле каждый инструмент реставратора – уникален. Цикли и резцы либо из особой инструментальной стали изготавливаются самим мастером «под свою руку». За инструментом мастер бережно ухаживает, постоянно полирует и содержит в идеальном состоянии. Конечно, такой инструмент у каждого свой.

Реставрационная мастерская
Реставрация стола

Расходные материалы – смывки, лаки, растворители, морилки и так далее, продаются в каждом хозяйственном магазине, но нам они не подходят. В настоящее время найти правильные реактивы и расходные материалы, настоящий столярный клей и шеллак можно только на специализированных оптовых базах. Ездить за ними иногда приходиться в другие города, покупать сразу большую партию, но гарантированное качество оправдывает все усилия. Тоже относиться и к ценным породам дерева, необходимого при восстановлении уникальной мебели.

Основа всего – это мастера и их отношение к своему делу. Терпение, упорство, постоянное самообразование и, как следствие этих качеств – мастерство.

Реставрация наука сложная. Каждый реставрируемый предмет ставит перед мастером множество, присущих только данному предмету вопросов.

В нашу мастерскую с целью прохождения практики приходят студенты вузов, всевозможных искусствоведческих курсов, начинающие реставраторы и просто любители старинной мебели. Кто-то хочет попробовать себя в профессии, кто-то подучиться, кто-то с целью привести в порядок собственную мебель.

Реставрация мебели из дерева
Практическое занятие со студентами
Реставрация мебели из дерева
Занятие со студентами

Желающих настолько много, что мы открыли специальные кратковременные курсы реставрации мебели, где в сжатые сроки профессиональный реставратор обучит основным приёмам работы с деревом и принципам реставрации. Есть у нас курсы и по истории мебели, и по росписи, декорированию, обивке, но самые востребованные – реставрация мебели. Уж очень приятно, своими руками возвращать к жизни старые, но дорогие и любимые вещи.

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года

10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы

15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ И ОЦЕНКА