Реставрация венского стула
Реставрация венских стульев, имеет ряд особенностей, обусловленных технологией изготовления самой гнутой мебели. Буковое дерево нарезается длинными брусками, строго в соответствии с направлением древесных волокон. Затем бруски по всей длине скругляются, приобретают вид прутьев. Далее прутья подвергаются воздействию горячего пара, изгибаются и высушиваются в специальных формах. После подобной обработки буковое дерево долгое время сохраняют ту форму, в которой высохло.
В XIX веке венская мебель отделывалась тонированным лаком тёмно коричневого (под цвет ореха) или тёмно бордового (цвет старого красного дерева) цветов. Лак наносился методом распыления, затем детали шлифовались и полировались вручную. Каждая деталь отдельно. Далее следовала сборка на металлические болты. В местах соединения детали сверлились насквозь. В отверстия вставлялись болты. С внутренней стороны изделия болты притягивались гайками. В склейке венский стул не нуждается. Если он расшатался, достаточно подтянуть болты. Сиденья плелись из ротанга или клеились из формованной фанеры со штампованным рисунком. Иногда обивались кожей, дерматином, гобеленом.
Реставрируются венские стулья по тем же технологиям и теми же материалами, которые применялись при их изготовлении.
В целом, гнутая мебель задумывалась, как не дорогая и экономичная. Венские мастера превратили её в уникальное произведение столярно мебельного искусства. Дизайнеры венских мастерских декорировали свои изделия перфорированной фанерой, ротанговой сеткой, кожей, гравировкой, тиснением с отжигом. В настоящее время настоящий венский стул приобрел статус антиквариата. Любая, даже самая скромная гнутая мебель "венских мастерских", будь то стулья, кресла качалки, этажерки или вешалки, существенно выросла в цене и является предметом коллекционирования.
Как отличить настоящий венский стул от современных копий массового производства? На царгах старой гнутой мебели есть выжженные клейма, либо наклейки, на которых указаны названия фирм. Тоннет, Кон, реже Войцехов или Хофман. Подлинная венская мебель всегда окрашивалась в тёмные тона. Головки болтов углублялись в дерево. Сверху закрывались деревянными пробками слегка выпуклой или плоской формы. С изнаночной стороны плетёных сидений углубление крепления ротанга закрывалось деревянной реечкой. Современные буковые стулья обычно светлого цвета, все болты "наружу", сетка не плетётся, а вставляется.
Реставрация венского стула заключается в восстановлении с соблюдением технологий, использованных при изготовлении.
Повреждения и реставрация венского стула.
Прорвалась сетка на сиденье стула. Не надо было становиться на него ногами или подкладывать подушку. Замена плетёного сиденья или ротанговой сетки 7-10 тысяч рублей.
Венский стул шатается. Скрутить болты не трудно и самому. Сложность в том, что старые болты прикрыты заглушками и от старости не крутятся. Головки болтов необходимо освободить от деревянных заглушек и ржавчины. Только затем скручивать, иначе можно сорвать резьбу. Далее установить заглушки на прежнее место. Цена работы 2-3 тысячи рублей за один стул.
Общий неряшливый вид. Обновить лак. 5 тысяч рублей.
Склейка или замена отдельных деталей. 3-5 тысяч рублей. Большинство трещин образуется на наружной стороне изгиба, когда разрываются волокна древесины, растянутые в процессе сгибания. Вторая причина появления трещин на гнутых деталях - расслоение древесины по годовым кольцам. Самостоятельно устранить такой дефект мало кому удаётся. Требуются навык и столярный инструмент.
Можно до бесконечности перечислять возможные дефекты. Одним словом, полная реставрация венского стула из самого плохого состояния, когда и сетка порвана и ноги расшатались и лак облез и детали поломаны - 25 тысяч рублей.
"ВЕНСКИЕ МАСТЕРСКИЕ" - объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 году в Вене Хофманом и Мозером. Основная цель объединения - координация сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства изделий декоративного и прикладного искусства. Особое внимание уделялось комплексному проектированию и оборудованию современных интерьеров. Организация имела проектные и ремесленные мастерские. Мастерские производили мебель, изделия из металла, ткани, светильники, художественную керамику, стекло. Каждый мастер ставил своё клеймо. Все изделия считались авторскими. Именно в это время гнутая мебель фирмы "Тонет" достигла пика своей популярности во всём мире. А так, как фабрика Михаэля Тонета находилась в непосредственной близости от Вены, его мебель во всём мире принято называть "Венской".
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)