Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
8(495)364‑93‑23 WhatsApp: +7(985)364‑93‑23 elena@restavraciy.ru
Объявление работа Объявление работа
ГЛАВНАЯ –  Консервация и реставрация

Консервация и реставрация

Консервация и реставрация

Консервация и реставрация музейных предметов из дерева имеет ряд особенностей.

Дерево по своему строению имеет волокнистую структуру. Главной составной частью является целлюлоза. Необходимо учитывать, что при хранении деревянных предметов в музее или частной коллекции, что непосредственное действие солнечных лучей на дерево, а тем более дерево старинное, оказывается довольно энергичным.

При повышенной влажности дерево набухает, при высыхании оно сокращается, и это чисто механически очень сильно действует на прочность дерева, вплоть до разрыва и образования щелей, не говоря уже о том, что влажное дерево становится прекрасной питательной средой для микроорганизмов.

Обычная музейная температура сама по себе, не осложнённая влажностью, действия на дерево не оказывает. Дерево малочувствительно к таким агентам как, например, разбавленным кислотам и щелочам. Однако крепкая серная или азотная кислота разрушают древесину весьма энергично; в чистой серной кислоте дерево обугливается. Вообще же главным фактором разрушения дерева является свет и особенно влажность.

Основной формой разрушения является всем известное гниение – результат работы гнилостных микробов. Вследствие чего дерево теряет свою и механическую структуру. При этом продукты разрушения частью приобретают газообразную форму (аммиак) и улетучиваются, частью вымываются водой. Дерево теряет значительную часть своего вещества и постепенно делается всё более лёгким.

При хранении в нормальных условиях деревянные вещи до 200 лет особой заботы не требуют, надо только поддерживать в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света. При поломке в результате внешних воздействий к музейным предметам применяется реставрация. Хранение вещей из дерева археологических или вообще очень старых является делом более сложным. Археологические деревянные вещи поступают в музеи в очень плохом состоянии и поэтому приходиться, прежде всего, укреплять их, часто даже на месте при раскопках. В качестве закрепителя используют лёгкий раствор желатина 2-3% не выше 5%.

После пропитывания желатином необходимо произвести пропитку формалином. Если невозможно устроить установку окуривания формалином, допускается пройти жидким 10 % раствором посредством кисточки по поверхности предмета, покрытого желатиновым закрепителем. Иногда приходится прибегать к цапону. Если вещь настолько плоха, что её невозможно взять руками, приходится не только укреплять деревянную вещь на месте, но и делать отливку из гипса. В настоящее время для этого возможно использовать некоторые виды литьевых пластиков. Тщательно выбрав деревянную труху, оставляют то место, которое было занято этой трухой и сюда наливают гипс или пластик, дающие форму погибшего предмета. Кроме того, можно взять деревянный предмет вместе с землёй.

Чтобы избежать стремительного высыхания более или менее сохранившихся деревянных вещей, получаемых из раскопок, допускается применение пропитывания предмета или чистым глицерином, или смесью глицерина с желатином: 100 частей воды, 50 частей глицерина, 20 частей желатина.

Необходимо при этом обязательно вводить дезинфицирующие средства. Этим составом предмет опрыскивают или смачивают кистью. Затем предмет заливают парафином, как это делается с археологическим костным материалом. В музее может быть предпринята и дальнейшая расчистка вещи, причем основным правилом остаётся – не допускать быстрого высыхания, ведущего за собой деформацию и разрывы.

Для дальнейшего хранения очень слабые деревянные вещи могут быть пропитаны парафином, (раствор в ксилоле или толуоле 25%). Лишний парафин, после продолжительного выдерживания вещи в растворе, удаляется тряпочкой, смоченной ксилолом.

Пропитывание смолами, лаками, и тому подобными веществами сильно изменяет внешний вид вещи. Препараты целлюлозы дают внешне хороший вид, но их прочность очень мала.

По материалам книги М.В Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните).

18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера

17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля

25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября

 

Форма обратной связи