Главная  →  Услуги реставрации  →  Консервация

Консервация и реставрация

Консервация и реставрация Консервация и реставрация музейных предметов из дерева имеет ряд особенностей.

Дерево по своему строению имеет волокнистую структуру. Главной составной частью является целлюлоза. Необходимо учитывать, что при хранении деревянных предметов в музее или частной коллекции, что непосредственное действие солнечных лучей на дерево, а тем более дерево старинное, оказывается довольно энергичным.

При повышенной влажности дерево набухает, при высыхании оно сокращается, и это чисто механически очень сильно действует на прочность дерева, вплоть до разрыва и образования щелей, не говоря уже о том, что влажное дерево становится прекрасной питательной средой для микроорганизмов.

Обычная музейная температура сама по себе, не осложнённая влажностью, действия на дерево не оказывает. Дерево малочувствительно к таким агентам как, например, разбавленным кислотам и щелочам. Однако крепкая серная или азотная кислота разрушают древесину весьма энергично; в чистой серной кислоте дерево обугливается. Вообще же главным фактором разрушения дерева является свет и особенно влажность.

Основной формой разрушения является всем известное гниение – результат работы гнилостных микробов. Вследствие чего дерево теряет свою  и механическую структуру.  При этом продукты разрушения частью приобретают газообразную форму (аммиак) и улетучиваются, частью вымываются водой. Дерево теряет значительную часть своего вещества и постепенно делается всё более лёгким.

При хранении в нормальных условиях деревянные вещи до 200 лет особой заботы не требуют, надо только поддерживать  в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света. При поломке в результате внешних воздействий к музейным предметам применяется реставрация.(ссылка на музейную реставрацию и принципы реставрации). Хранение  вещей из дерева археологических или вообще очень старых является делом более сложным. Археологические деревянные вещи поступают в музеи в очень плохом состоянии и поэтому приходиться,  прежде всего, укреплять их, часто даже на месте при раскопках. В качестве закрепителя используют лёгкий раствор желатина 2-3% не выше 5%.

После пропитывания желатином необходимо произвести пропитку формалином. Если невозможно устроить установку окуривания формалином, допускается пройти жидким 10 %  раствором посредством кисточки по поверхности предмета, покрытого желатиновым закрепителем. Иногда приходится прибегать к цапону. Если вещь настолько плоха, что её невозможно взять руками, приходится не только укреплять деревянную вещь на месте, но и делать отливку из гипса. В настоящее время для этого возможно использовать некоторые виды литьевых пластиков. Тщательно выбрав деревянную труху, оставляют то место, которое было занято этой трухой и сюда наливают гипс или пластик, дающие форму погибшего предмета. Кроме того, можно взять деревянный предмет вместе с землёй.

Чтобы избежать стремительного высыхания более или менее сохранившихся деревянных вещей, получаемых из раскопок, допускается применение пропитывания предмета или чистым глицерином, или смесью глицерина с желатином: 100 частей воды, 50 частей глицерина, 20 частей желатина.

Необходимо при этом обязательно вводить дезинфицирующие средства. Этим составом предмет опрыскивают или смачивают кистью. Затем предмет заливают парафином, как это делается с археологическим костным материалом. В музее может быть предпринята и дальнейшая расчистка вещи, причем основным правилом остаётся – не допускать быстрого высыхания, ведущего за собой деформацию и разрывы.

Для дальнейшего хранения очень слабые деревянные вещи могут быть пропитаны парафином, (раствор в ксилоле или толуоле 25%). Лишний парафин, после продолжительного выдерживания вещи в растворе, удаляется тряпочкой, смоченной ксилолом.

Пропитывание смолами, лаками, и тому подобными веществами сильно изменяет внешний вид вещи. Препараты целлюлозы дают внешне хороший вид, но их прочность очень мала.

По материалам книги М.В Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937

С уважением, Елена Жилина.

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал дерева, возраст мебели) и стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место нахождения мебели, осмотрит его и определит окончательную цену реставрации. В процессе реставрации цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Задать вопрос, оценить мебель, расчитать стоимость реставрации

Необязательные поля:

или пришлите фотографии на почту Elena@restavraciy.ru

Карта сайта