Консервация и реставрация
Консервация и реставрация музейных предметов из дерева имеет ряд особенностей.
Дерево по своему строению имеет волокнистую структуру. Главной составной частью является целлюлоза. Необходимо учитывать, что при хранении деревянных предметов в музее или частной коллекции, что непосредственное действие солнечных лучей на дерево, а тем более дерево старинное, оказывается довольно энергичным.
При повышенной влажности дерево набухает, при высыхании оно сокращается, и это чисто механически очень сильно действует на прочность дерева, вплоть до разрыва и образования щелей, не говоря уже о том, что влажное дерево становится прекрасной питательной средой для микроорганизмов.
Обычная музейная температура сама по себе, не осложнённая влажностью, действия на дерево не оказывает. Дерево малочувствительно к таким агентам как, например, разбавленным кислотам и щелочам. Однако крепкая серная или азотная кислота разрушают древесину весьма энергично; в чистой серной кислоте дерево обугливается. Вообще же главным фактором разрушения дерева является свет и особенно влажность.
Основной формой разрушения является всем известное гниение – результат работы гнилостных микробов. Вследствие чего дерево теряет свою и механическую структуру. При этом продукты разрушения частью приобретают газообразную форму (аммиак) и улетучиваются, частью вымываются водой. Дерево теряет значительную часть своего вещества и постепенно делается всё более лёгким.
При хранении в нормальных условиях деревянные вещи до 200 лет особой заботы не требуют, надо только поддерживать в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света. При поломке в результате внешних воздействий к музейным предметам применяется реставрация. Хранение вещей из дерева археологических или вообще очень старых является делом более сложным. Археологические деревянные вещи поступают в музеи в очень плохом состоянии и поэтому приходиться, прежде всего, укреплять их, часто даже на месте при раскопках. В качестве закрепителя используют лёгкий раствор желатина 2-3% не выше 5%.
После пропитывания желатином необходимо произвести пропитку формалином. Если невозможно устроить установку окуривания формалином, допускается пройти жидким 10 % раствором посредством кисточки по поверхности предмета, покрытого желатиновым закрепителем. Иногда приходится прибегать к цапону. Если вещь настолько плоха, что её невозможно взять руками, приходится не только укреплять деревянную вещь на месте, но и делать отливку из гипса. В настоящее время для этого возможно использовать некоторые виды литьевых пластиков. Тщательно выбрав деревянную труху, оставляют то место, которое было занято этой трухой и сюда наливают гипс или пластик, дающие форму погибшего предмета. Кроме того, можно взять деревянный предмет вместе с землёй.
Чтобы избежать стремительного высыхания более или менее сохранившихся деревянных вещей, получаемых из раскопок, допускается применение пропитывания предмета или чистым глицерином, или смесью глицерина с желатином: 100 частей воды, 50 частей глицерина, 20 частей желатина.
Необходимо при этом обязательно вводить дезинфицирующие средства. Этим составом предмет опрыскивают или смачивают кистью. Затем предмет заливают парафином, как это делается с археологическим костным материалом. В музее может быть предпринята и дальнейшая расчистка вещи, причем основным правилом остаётся – не допускать быстрого высыхания, ведущего за собой деформацию и разрывы.
Для дальнейшего хранения очень слабые деревянные вещи могут быть пропитаны парафином, (раствор в ксилоле или толуоле 25%). Лишний парафин, после продолжительного выдерживания вещи в растворе, удаляется тряпочкой, смоченной ксилолом.
Пропитывание смолами, лаками, и тому подобными веществами сильно изменяет внешний вид вещи. Препараты целлюлозы дают внешне хороший вид, но их прочность очень мала.
По материалам книги М.В Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937
Антиквариат и консервация
Без достойного хранения (консервации) ни одна вещь до статуса антиквариат не доживает. Консервация - это создание правильных условий хранения.
Правильные, или оптимальные условия это спокойные, исключающие резкие изменения (температура, влажность) а так же исключающие постоянные воздействия (помыть, почистить).
Коллекционеры знают. Чем меньше уделяется внимания вещи, тем она лучше сохраняется.
Сокровища египетских фараонов в условиях постоянной температуры и влажности, без сквозняков и света, просуществовали тысячелетия. С камнем и керамикой понятно. Это материалы стабильные. Что бы их испортить, надо постараться. Но в условиях полного покоя, тысячелетиями могут сохранятся и неспокойные "живые" материалы. Дерево, ткани, живопись.
В натуральных волокнах продолжают идти химические и физические процессы. Органику едят бактерии, на ней поселяются микроорганизмы. Предотвращение жизнедеятельности микроорганизмов так же является консервацией.
Помимо условий хранения, существует ещё один мощнейший разрушающий фактор - антропогенный. Чаще всего он принимает образ домохозяйки с мокрой тряпкой. В считанные месяцы она может уничтожить авторский лаковый слой, позолоту, живопись. Хуже только реставрация "своими руками".
Как ни покажется странным, но слой грязи, в народе именуемый "патина" является одним из самых надёжных средств консервации.
Интересно
Для чего нужна консервация? Что бы не понадобилась реставрация.
Что такое антиквариат?
Антиквариат – общее название старинных произведений искусства: картин, скульптур, художественного фарфора, стекла, ювелирных изделий, гравюр, книг, рукописей, монет, репродукций. Близкий термин – раритет (лат. raritas – «редкость»).
Главным критерием антиквариата является не столько древность, (границы древности относительны, и это понятие со временем меняется), сколько уникальность, неповторимость художественного произведения. Художественная ценность произведения искусства абсолютна, но это же произведение обладает и материальной стоимостью, находящейся в зависимости от спроса. Поэтому произведение искусства становится товаром, предметом антикварной торговли. Уже в конце XV века, в Италии живописцы стали писать картины на заказ. В XVI веке картины и гравюры продавали на городских рынках, ярмарках и в уличных лавках.
Как самостоятельная область профессиональной деятельности антикварная торговля сформировалась в XVII веке. В ней сложился определённый класс знатоков, антикваров, коллекционеров и их клиентов, прежде всего царствующие особы, придворная аристократия, духовенство. Каждый просвещенный монарх заботился о том, чтобы оставить о себе память в истории не только воинскими и дипломатическими победами, но и созданием богатейших, художественных коллекций. Из королевских коллекций возникли впоследствии общедоступные, художественные музеи как, например Лувр в Париже. Честолюбию Екатерины II Россия обязана созданием Императорского Эрмитажа в Петербурге.
Антикварами коллекционерами были многие художники – Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк.
Выдающимися российскими коллекционерами были Д.П. Боткин, П.Ф. Карабанов, братья Морозовы и многие уважаемые люди России.
В процессе движения предметов антиквариата наиболее ценные вещи «оседали» в крупных собраниях. Другие продавались через постепенно складывающуюся сеть антикварных магазинов. По данным на 1871 год антикварных магазинов, торгующих произведениями искусства, насчитывалось: в Париже - 64, в Лондоне – 34, Вене и Петербурге 14, Венеции 10, Амстердаме – 9.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)