Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ –  Консервация и реставрация

Консервация и реставрация

Консервация и реставрация

Консервация и реставрация музейных предметов из дерева имеет ряд особенностей.

Дерево по своему строению имеет волокнистую структуру. Главной составной частью является целлюлоза. Необходимо учитывать, что при хранении деревянных предметов в музее или частной коллекции, что непосредственное действие солнечных лучей на дерево, а тем более дерево старинное, оказывается довольно энергичным.

При повышенной влажности дерево набухает, при высыхании оно сокращается, и это чисто механически очень сильно действует на прочность дерева, вплоть до разрыва и образования щелей, не говоря уже о том, что влажное дерево становится прекрасной питательной средой для микроорганизмов.

Обычная музейная температура сама по себе, не осложнённая влажностью, действия на дерево не оказывает. Дерево малочувствительно к таким агентам как, например, разбавленным кислотам и щелочам. Однако крепкая серная или азотная кислота разрушают древесину весьма энергично; в чистой серной кислоте дерево обугливается. Вообще же главным фактором разрушения дерева является свет и особенно влажность.

Основной формой разрушения является всем известное гниение – результат работы гнилостных микробов. Вследствие чего дерево теряет свою и механическую структуру. При этом продукты разрушения частью приобретают газообразную форму (аммиак) и улетучиваются, частью вымываются водой. Дерево теряет значительную часть своего вещества и постепенно делается всё более лёгким.

При хранении в нормальных условиях деревянные вещи до 200 лет особой заботы не требуют, надо только поддерживать в помещении, где хранятся те или иные деревянные вещи, умеренную влажность и не подвергать их сильному действию света. При поломке в результате внешних воздействий к музейным предметам применяется реставрация. Хранение вещей из дерева археологических или вообще очень старых является делом более сложным. Археологические деревянные вещи поступают в музеи в очень плохом состоянии и поэтому приходиться, прежде всего, укреплять их, часто даже на месте при раскопках. В качестве закрепителя используют лёгкий раствор желатина 2-3% не выше 5%.

После пропитывания желатином необходимо произвести пропитку формалином. Если невозможно устроить установку окуривания формалином, допускается пройти жидким 10 % раствором посредством кисточки по поверхности предмета, покрытого желатиновым закрепителем. Иногда приходится прибегать к цапону. Если вещь настолько плоха, что её невозможно взять руками, приходится не только укреплять деревянную вещь на месте, но и делать отливку из гипса. В настоящее время для этого возможно использовать некоторые виды литьевых пластиков. Тщательно выбрав деревянную труху, оставляют то место, которое было занято этой трухой и сюда наливают гипс или пластик, дающие форму погибшего предмета. Кроме того, можно взять деревянный предмет вместе с землёй.

Чтобы избежать стремительного высыхания более или менее сохранившихся деревянных вещей, получаемых из раскопок, допускается применение пропитывания предмета или чистым глицерином, или смесью глицерина с желатином: 100 частей воды, 50 частей глицерина, 20 частей желатина.

Необходимо при этом обязательно вводить дезинфицирующие средства. Этим составом предмет опрыскивают или смачивают кистью. Затем предмет заливают парафином, как это делается с археологическим костным материалом. В музее может быть предпринята и дальнейшая расчистка вещи, причем основным правилом остаётся – не допускать быстрого высыхания, ведущего за собой деформацию и разрывы.

Для дальнейшего хранения очень слабые деревянные вещи могут быть пропитаны парафином, (раствор в ксилоле или толуоле 25%). Лишний парафин, после продолжительного выдерживания вещи в растворе, удаляется тряпочкой, смоченной ксилолом.

Пропитывание смолами, лаками, и тому подобными веществами сильно изменяет внешний вид вещи. Препараты целлюлозы дают внешне хороший вид, но их прочность очень мала.

По материалам книги М.В Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937

Антиквариат и консервация

Без достойного хранения (консервации) ни одна вещь до статуса антиквариат не доживает. Консервация - это создание правильных условий хранения.

Антиквариат и консервация. Фото 1. Реставрация антикварного столика. Красное дерево. Россия 19 век.  Восстановление резьбы, позолоты, лака.
Фото 1. Реставрация антикварного столика. Красное дерево. Россия 19 век. Восстановление резьбы, позолоты, лака.

Правильные, или оптимальные условия это спокойные, исключающие резкие изменения (температура, влажность) а так же исключающие постоянные воздействия (помыть, почистить).

Коллекционеры знают. Чем меньше уделяется внимания вещи, тем она лучше сохраняется.

Сокровища египетских фараонов в условиях постоянной температуры и влажности, без сквозняков и света, просуществовали тысячелетия. С камнем и керамикой понятно. Это материалы стабильные. Что бы их испортить, надо постараться. Но в условиях полного покоя, тысячелетиями могут сохранятся и неспокойные "живые" материалы. Дерево, ткани, живопись.

В натуральных волокнах продолжают идти химические и физические процессы. Органику едят бактерии, на ней поселяются микроорганизмы. Предотвращение жизнедеятельности микроорганизмов так же является консервацией.

Помимо условий хранения, существует ещё один мощнейший разрушающий фактор - антропогенный. Чаще всего он принимает образ домохозяйки с мокрой тряпкой. В считанные месяцы она может уничтожить авторский лаковый слой, позолоту, живопись. Хуже только реставрация "своими руками".

Как ни покажется странным, но слой грязи, в народе именуемый "патина" является одним из самых надёжных средств консервации.

Интересно

Для чего нужна консервация? Что бы не понадобилась реставрация.

Что такое антиквариат?

Антиквариат – общее название старинных произведений искусства: картин, скульптур, художественного фарфора, стекла, ювелирных изделий, гравюр, книг, рукописей, монет, репродукций. Близкий термин – раритет (лат. raritas – «редкость»).

Главным критерием антиквариата является не столько древность, (границы древности относительны, и это понятие со временем меняется), сколько уникальность, неповторимость художественного произведения. Художественная ценность произведения искусства абсолютна, но это же произведение обладает и материальной стоимостью, находящейся в зависимости от спроса. Поэтому произведение искусства становится товаром, предметом антикварной торговли. Уже в конце XV века, в Италии живописцы стали писать картины на заказ. В XVI веке картины и гравюры продавали на городских рынках, ярмарках и в уличных лавках.

Как самостоятельная область профессиональной деятельности антикварная торговля сформировалась в XVII веке. В ней сложился определённый класс знатоков, антикваров, коллекционеров и их клиентов, прежде всего царствующие особы, придворная аристократия, духовенство. Каждый просвещенный монарх заботился о том, чтобы оставить о себе память в истории не только воинскими и дипломатическими победами, но и созданием богатейших, художественных коллекций. Из королевских коллекций возникли впоследствии общедоступные, художественные музеи как, например Лувр в Париже. Честолюбию Екатерины II Россия обязана созданием Императорского Эрмитажа в Петербурге.

Антикварами коллекционерами были многие художники – Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк.

Выдающимися российскими коллекционерами были Д.П. Боткин, П.Ф. Карабанов, братья Морозовы и многие уважаемые люди России.

Антиквариат

В процессе движения предметов антиквариата наиболее ценные вещи «оседали» в крупных собраниях. Другие продавались через постепенно складывающуюся сеть антикварных магазинов. По данным на 1871 год антикварных магазинов, торгующих произведениями искусства, насчитывалось: в Париже - 64, в Лондоне – 34, Вене и Петербурге 14, Венеции 10, Амстердаме – 9.

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните).

18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера

17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля

25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября

 

Форма обратной связи