Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ – РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ –  Шпалеры для стен

Шпалеры для стен

Шпалеры для стен

Обивочные ткани ведут свою родословную от шпалер – безворсовых ковров, которыми оформляли стены богатых домов и замков. Шпалера – это не любой ковёр, а только тот, на котором фигурное, сюжетное или орнаментальное изображение создано в технике самого тканья – переплетением нитей утка и основы – и поэтому являются органической частью самой ткани, в отличие от вышивки, узоры которой наносятся на ткань дополнительно иглой. Шпалеры французского производства в истории ткачества принято называть гобеленами.

Происхождение шпалер, как вида искусства в странах Западной Европы связано с эпохой Крестовых походов (XI - XIII веков). Возможно, именно крестоносцы принесли с Востока идею украшать дворцы завесами, утеплять коврами холодные каменные стены замков.

Шпалеры для стен

Вначале шпалеры для стен ткали исключительно из шерстяных нитей, красители применялись только минеральные: кошениль, индиго. Ткач работал по кальке, снятой с так называемого картона, созданного художником-картоньером на бумаге, иногда и маслом на холсте. Повторяя рисунок картона, ткач переплетал разноцветные нити. Плавные переходы одного цвета в другой создавались «зубцами» - взаимопроникающей штриховкой. Диагональные линии приходилось делать «ступеньками», нити основы придавали поверхности обивочной ткани характерную рубчатость. В основном использовали эффекты контраста дополнительных цветов. По мере усложнения композиции в XVII - XVIII веках для глубоких теней в изображении применяли матовые шерстяные нитки, для «светов» - блестящие шелковые. Использовались также золотые и серебряные нитки.

Шпалеры для стен

С XII века многие шпалеры для стен делали в монастырских мастерских на ткацких станках, а отдельные детали изображения – лица, руки и отдельные детали одежды вышивали вручную.

В 1546 году герцог Козимо Медичи основал во Флоренции первую в Италии шпалерную мануфактуру. Во Франции, в Фонтенбло, знаменитая шпалерная мастерская действовала с 1539 года. В Англии королевская шпалерная мануфактура действовала с 1619 года в Мортлейне. В Германии шпалерные мануфактуры работали в Берлине, Дрездене, Мюнхене.

В России по приказу Петра I в 1716 году мастер Лефорт (ранее работавший на французской мануфактуре) основал шпалерную мануфактуру в Петербурге. В 1741 году при шпалерной мануфактуре учредили Рисовальную школу. В 1858 году петербургская шпалерная мануфактура прекратила своё существование.

В XX веке вместо термина «шпалера» стали повсеместно использовать слово «гобелен», что внесло путаницу в исторически обоснованную терминологию. Отчасти это вызвано необходимостью обозначить различия в применении этих тканей. Шпалеры были неотъемлемым элементом ренессансного и барочного интерьера, они выполняли функции роскошных, декоративных стен. Гобелен традиционно ассоциируется с тканями, предназначенными для обивки мебели.

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года

10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы

15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)

 

Форма обратной связи