Шпалеры для стен

Обивочные ткани ведут свою родословную от шпалер – безворсовых ковров, которыми оформляли стены богатых домов и замков. Шпалера – это не любой ковёр, а только тот, на котором фигурное, сюжетное или орнаментальное изображение создано в технике самого тканья – переплетением нитей утка и основы – и поэтому являются органической частью самой ткани, в отличие от вышивки, узоры которой наносятся на ткань дополнительно иглой. Шпалеры французского производства в истории ткачества принято называть гобеленами.
Происхождение шпалер, как вида искусства в странах Западной Европы связано с эпохой Крестовых походов (XI - XIII веков). Возможно, именно крестоносцы принесли с Востока идею украшать дворцы завесами, утеплять коврами холодные каменные стены замков.

Вначале шпалеры для стен ткали исключительно из шерстяных нитей, красители применялись только минеральные: кошениль, индиго. Ткач работал по кальке, снятой с так называемого картона, созданного художником-картоньером на бумаге, иногда и маслом на холсте. Повторяя рисунок картона, ткач переплетал разноцветные нити. Плавные переходы одного цвета в другой создавались «зубцами» - взаимопроникающей штриховкой. Диагональные линии приходилось делать «ступеньками», нити основы придавали поверхности обивочной ткани характерную рубчатость. В основном использовали эффекты контраста дополнительных цветов. По мере усложнения композиции в XVII - XVIII веках для глубоких теней в изображении применяли матовые шерстяные нитки, для «светов» - блестящие шелковые. Использовались также золотые и серебряные нитки.

С XII века многие шпалеры для стен делали в монастырских мастерских на ткацких станках, а отдельные детали изображения – лица, руки и отдельные детали одежды вышивали вручную.
В 1546 году герцог Козимо Медичи основал во Флоренции первую в Италии шпалерную мануфактуру. Во Франции, в Фонтенбло, знаменитая шпалерная мастерская действовала с 1539 года. В Англии королевская шпалерная мануфактура действовала с 1619 года в Мортлейне. В Германии шпалерные мануфактуры работали в Берлине, Дрездене, Мюнхене.
В России по приказу Петра I в 1716 году мастер Лефорт (ранее работавший на французской мануфактуре) основал шпалерную мануфактуру в Петербурге. В 1741 году при шпалерной мануфактуре учредили Рисовальную школу. В 1858 году петербургская шпалерная мануфактура прекратила своё существование.
В XX веке вместо термина «шпалера» стали повсеместно использовать слово «гобелен», что внесло путаницу в исторически обоснованную терминологию. Отчасти это вызвано необходимостью обозначить различия в применении этих тканей. Шпалеры были неотъемлемым элементом ренессансного и барочного интерьера, они выполняли функции роскошных, декоративных стен. Гобелен традиционно ассоциируется с тканями, предназначенными для обивки мебели.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера
17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля
25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября
05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 августа участвует в выставке старинных и ретро автомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо