МОСКВА, ТАГАНСКИЙ РАЙОН
УЛ. РАБОЧАЯ Д. 84 СТР. 1
с 9.00  до 21.00
8(495)364‑93‑23 WhatsApp: +7(985)364‑93‑23 elena@restavraciy.ru
Интерьер мастерской Интерьер мастерской

Восстановление лакового покрытия

Восстановление лакового покрытия

Произвести восстановление лакового покрытия в нашей мастерской возможно несколькими способами. Полировка, регенерация, и полная замена. После осмотра предмета реставратор предложит оптимальный вариант, назовёт цену и сроки. Первичная консультация возможна по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru, или WhatsApp 8(985)364-93-23.

Полировка - выравнивание незначительных повреждений глянцевой поверхности. На старинных лаках это наращивание, на современных наоборот, снятие тончайшего поверхностного слоя специальной полировочной пастой. Отдельная история - восстановление матового покрытия.

То, что в народе именуется "освежить лак", на самом деле довольно сложная работа. И если очень хочется что-то сделать своими руками, лучше ограничиться средствами по уходу за мебелью из ближайшего хозяйственного магазина. Так как любая профессиональная полироль, смывка или политура в неумелых руках принесёт больше вреда, чем пользы.

Как восстановить лаковое покрытие на старой мебели?

Традиционный вариант для музейной реставрации – регенерация, или наращивание слоя. Возможен, когда кроме повреждения лака ни каких других утрат нет. Реставратор полу сухим тампоном, смоченным в спиртовом растворе шеллака, лёгкими движениями проводит по реставрируемой поверхности. Тампон оставляет на плоскости влажный след - лас. Так, лас за ласом и наращивается слой шеллака. Спиртовые шеллачные лаки широко применялись в мебельной промышленности вплоть до 70-х годов 20 века. Так, что советская мебель 50-х, 60-х вполне могла быть покрыта шеллаком.

Плюсы. Максимальное сохранение исторической и художественной достоверности. Минусы - все утраты остаются на своих местах. Царапины, протиры, сколы могут стать ещё заметнее.

Второй вариант - сначала убрать поверхностные повреждения, а затем наращивать слои. Плюсы. Сохранение исторической. Минусы - все утраты остаются на своих местах, хотя и станут менее заметными.

Последний вариант с полной заменой лака характерен для ремонта предметов с большой степенью разрушения, где лак практически не сохранился, либо основа имеет значительные повреждения. Применяется этот радикальный способ лишь в том случае, если реставратор обладает достаточной квалификацией, чтобы полностью повторить старинную технологию антикварной отделки.

На фото 1 деревянный поднос маркетри после восстановления лакового покрытия. На фото 2 тот же поднос до реставрации. Отчетливо видны вздутия шпона, отслоение небольших участков, общая загрязнённость и утрата шелковистого блеска.

До восстановления лакового покрытия
После восстановления лакового покрытия

Для устранения мелких царапин и лёгких потёртостей современной мебели, отделанной полиуретановым или полиэфирным лаками, возможна полировка поверхности специальными полировочными пастами.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении, лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины.

Лаковые покрытия являются восточноазиатским изобретением. Впервые о том, что дерево можно покрывать лаком европейцы узнали в 1515 году, когда португальцы в приехали в Китай, где искусство лакировки на тот момент процветало уже 2000 лет. Европейцы знали, что восточный лак (китайский, японский, индийский), представляет собой раствор шеллака в винном спирте. Однако до 18-го века французы и голландцы безуспешно пытались воспроизвести восточные лакированные изделия хотя бы приблизительно с таким же качеством.

Лаки художественные, изделия из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой. Главные художественные особенности Л. х. — блеск зеркальной полированной поверхности, контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков — мягкая светотеневая игра и сочность форм. Л. х. известны со 2-го тыс. до н. э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового дерева. Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архитектурные детали) из папье-маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длительные операции грунтования, многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность и водонепроницаемость покрытия. В китайских Л. х. распространены многоплановая резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми (в состав которых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному фону, роспись в прорезях чёрного фона («коромандельские лаки»), инкрустация перламутром, оловом или серебром. Для китайских Л. х. характерны изображения пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки Л. х. Кореи, Японии, Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью ка бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии и Центральной Азии (Герат) известны (особенно в 15—17 вв.) миниатюры, исполненные темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье-маше и покрытые лаком, главной составной частью которого является сандарак. В Индии распространены также «нирмальские лаки» — изделия из дерева или металла, покрытые так называемым золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по которому выполнялась яркая полихромная роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные Л. х. известны с 15 в. в Европе, где собственное производство лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров, мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17—18 вв. В европейских Л. х. техника производства была упрощена, введены горячая сушка в печах, применение масляных красок и масляных лаков. В 18 в. техническим и художественным мастерством выделялись французские Л. х. фирмы «Мартен» и немецкие фабрики И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). С 18 в. производство лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров, мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось в России, где с начала 19 в. стали возникать народные промыслы (см. Федоскинская миниатюра, Жостовская роспись). В советское время наряду со старыми промыслами возникло тончайшее искусство темперной живописи на лаковых изделиях (Палехская миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра)..

МАРТЕН I а, м. vernis Martin. Техника лаковой росписи, изобретенная в 1730 фр. мастерами-мебельщиками четырьмя братьями Мартенами."Лак Мартен" имитировал дорогостоящие китайские и японские лаковые изделия, пользовавшиеся огромной популярностью в период Рококо. В 1744 г. братья получили "монополию" (патент) и стали изготовлять мебель, деревянные панно и мебельные вставки, покрытые жемчужно-голубым, темно-зеленым, "оливковым", розовым лаком с глубоким "фарфоровым" блеском. Фр. мастера успешно воспроизводили многослойную китайскую лаковую роспись, создающую ощущение глубины, применяя инкрустацию и золотую пудру.

Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

Столик до реставрации
Реставрация столика
Столик после реставрации

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия – регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Бережное отношение к старинной мебели, периодическая полировка шеллачной политурой позволяет сохранять отделку в хорошем состоянии долгие годы. Таким образом, удаётся избежать капитального ремонта, замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление лакового покрытия комода
Восстановление лакового покрытия комода

Сделать заказ на реставрационные работы в нашей мастерской можно позвонив по телефону 8(495)364-93-23, через WhatsApp +7(985)364-93-23 или заполнив нашу форму

Будем рады видеть Вас в нашей мастерской.

C уважением, Елена Жилина.

Ориентировочная цена реставрации

Цена, тыс. руб.
Стул5 - 20
Кресло10 - 30
Диван30 - 60
Стоимость, тыс. рубли
Стол10 - 40
Буфет30 - 80
Шкаф30 - 80

Восстановление лакокрасочного покрытия

ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение500
Полировка1500
Шеллак2000
Золочение3000
ОтделкаРуб./кв. дм
Патиниров.50
Роспись200
Маркетри500
Мозаика1000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Новости Мастерской Елены Жилиной

17.05.21 В мастерской 31 мая 2021 года. Будет проходить день открытых дверей. Приглашаем специалистов и любителей реставрации антикварной мебели. В программе обсуждение проблемы современной реставрации мебели и обмен опытом

15.11.20 Наша мастерская переехала на новый адрес ул. Рабочая д. 84 стр. 1, Таганский район, недалеко от станции метро Римская

01.07.20 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который был учрежден 75 лет назад 1 июля 1945 г.

13.12.19 В мастерской прошло занятие для студентов Школы "Детали" на тему "Основы реставрации предметов Декоративно-прикладного искусства"