Консультация по телефону 8(495)364‑93‑23 и почте elena@restavraciy.ru бесплатно
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
МОСКВА, ТАГАНСКИЙ РАЙОН
УЛ. РАБОЧАЯ Д. 84 СТР. 1
ежедневно с 9.00 до 21.00
8(495)364‑93‑23 WhatsApp: +7(985)364‑93‑23 elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ – РЕСТАВРАЦИОННЫЕ РАБОТЫ –  Восстановление покрытия мебели

Восстановление покрытия мебели

Восстановление покрытия мебели
Первая машинка - фанеровка без отделки. Вторая после отделки лаком.

Мастерская производит восстановление покрытия мебели. Фанеровка, реставрация лака, покраска черным лаком и полировка. К покрытиям относиться позолота, роспись, патинирование. Процесс нанесения покрытий на мебель называется отделка.

Так же в мастерской можно поменять покрытие мягкой мебели: кожу, гобелен, обивочную ткань. Замена покрытий мягкой мебели называется перетяжка, или замена ткани. Кстати. То, на чем сидят, не всегда мягкое. Поэтому в переводной литературе для реставраторов эту мебель называют просто места для сидения, а кушетки, диваны и кровати - места для отдыха.

Покрытие старой мебели

Покрытия старой мебели принципиально отличаются от покрытий современных. Современные лаки - это скорее прозрачные пластики, наносимые на поверхность воздушно-капельным путём. Ведут себя они так же как пластики. Плавятся и белеют от горячего, скалываются, трескаются, отслаиваются целыми пластинами. Причина такого поведения прочных мебельных покрытий в их прочности. Внутримолекулярные связи лакового слоя сильнее, чем связь покрытия с деревом. Поэтому, при деформации, усушке дерева, ударах, вмятинах или других метаморфозах, лак отслаивается.

Восстановление лакового покрытия
Отслоение полиуретанового лака. Мебель 70-х годов

Восстановление покрытия современных лаков производиться после полного удаления старого до чистого дерева. В противном случае свежее покрытие на короткий срок облагородит вещь, но неизбежно ускорит её дальнейшее разрушение.

Покрытия старой, старинной и антикварной мебели - это смолы, по большей своей части натуральные, растворённые в летучих растворителях (спирт, ацетон), либо олифах. Старинные лаки глубоко проникают в волокна дерева, высвечивают его красоту, играют в лучах света как янтарь, но... не прочные. От влаги, воздействия спиртосодержащих жидкостей, растворителей, высокой температуры разрушаются, превращаясь в белый порошок.

Восстановление покрытия мебели
Разрушения спиртового лака. Мебель 60-х годов

Восстановить, или регенерировать их проще, чем лаки современные. Покрытия старой мебели обратимы. Это значит, что, ели на высохший лак воздействовать растворителем, лак снова станет жидким. Конечно, его свойства будут не столь эффектными как у свежеприготовленного, но всё же для регенерации небольших повреждений будет пригоден. Самый яркий пример - использование реставраторами икон старой олифы (олифки) для тонировок свежих подкрасок.

Восстановление покрытия старой мебели эффективнее производить тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Если мебель была глянцевой, и вся её красота основывалась на сиянии прекрасной текстуры, не стоит покрывать её акриловой краской (если Вы не гениальный художник, конечно) красота вещи померкнет навсегда. Если же мебель была крашеная, снимать старую краску и пытаться сделать её деревянной то же бесполезно. Скорее всего под краской окажется некрасивое дерево с дефектами и въевшимися в поры следами прошлых окрашиваний.

Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски – являются сложными растворами плёнкообразующих жидкостей. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры – защитные средства для дерева с разной степенью долговечности. Сложная рецептура определяет их совместимость. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. Например. Если поверх полиэфирного лака положить пентафталевый, со временем он отслоиться с снимется с поверхности как плохо приклеенная плёнка.

Ремонт покрытия мебели

Ремонт покрытия старой мебели производиться исключительно по хорошо очищенной и обезжиренной поверхности.

Существует множество способов обновить мебель и только два способа ремонта мебельного покрытия. Регенерация и замена лака.

  1. Регенерация. Применяется исключительно при восстановлении старинных обратимых лаков.
  2. Замена лака. Как ни назови. Ремонт отделки, обновление полировки, восстановление внешнего вида всё это - замена лака.

Покрытие маслом, воском или масло-воском без расчистки до чистого дерева и грунтовки называется уход за мебелью или паркетом.

Лакировка - многоэтапный процесс. Это грунтовка, шлифовка или снятие ворса, нанесение лака 1, 2, или 3 слоя. Далее по необходимости полировка. В идеале, когда грунт, лак и растворитель произведены одной фирмой.

Опыт и профессионализм позволяет мастерам достигать высоких результатов без дорогостоящих лаков от известных фирм. Мы сами составляем политуры и полировочные жидкости. Но это, когда знания поддержаны опытом. На начальных этапах реставрационной практики лучше покупать хорошие лаки и действовать строго по инструкции.

Приведу пример, когда одними и теми же составами можно получить диаметрально противоположный результат.

Один из самых характерных примеров – порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой (грунтовочный) выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо "схватятся" и образуют красивую защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, сначала пентафталевый, а затем нитроцеллюлозный, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо изысканной отделки мы получим никогда не затвердевающую липкую бугристую массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к проявлению, даже ранее не заметных дефектов и потребует большой реставрации.

Нитроцеллюлоза

Доброе слово о нитролаке.

Получать нитроцеллюлозу англичане научились ещё в середине XIX века. А уже в последней четверти того же, XIX века нитроцеллюлозный лак был признанным заменителем лака шеллачного. Назывался искусственный шеллак и прочно занял лидирующие позиции в производстве дорогой полированной мебели из ценных пород дерева.

Первооткрывателем этого чудесного материала был английский инженер, ученый и химик Александр Парксон. Исследуя растительные клетки, он обратил внимание, на то, что целлюлоза (основной компонента клеточных стенок растений), обработанная азотной кислотой, превращается в прозрачную гибкую массу. Далее, если эту массу, растворить в спирте а затем высушить, она превратиться в прозрачный и эластичный материал, который можно формировать при нагревании и наносить на всевозможные поверхности для получения прозрачного блестящего покрытия. а добавляя светлый пигмент, его можно сделать похожим на слоновую кость.

Ранее, для изготовления бильярдных шаров, похожих на слоновую кость, использовался шеллак. Это обстоятельство и подвигло изобретателей к исследованиям в целях производства искусственного шеллака для покрытия мебели.

В 1855 году Александр Парксон в получил патент на технологию получения первого в мире пластика. С этого момента древесина, перестала быть только строительным материалом, а превратилась в источник ценнейшего продукта - целлюлозы.

Полученная в результате исследований динитроцеллюлоза также называющаяся коллоксилином полностью имитирует оптические свойства шеллака. Сейчас коллоксилин входит в состав средств для покрытия мебели объединённых под названием НИТРО- это нитро лаки, нитро эмали и нитро краски. В мебельной производстве используются редко. Из-за трудоёмкости процесса отделки почти полностью вытеснены современными, менее красивыми, но более экологичными лаками.

Покрасить мебель без снятия...

Что бы успешно покрасить мебель без снятия старого лака, полировки или краски, необходимо разобраться со старыми отделочными покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок, а далее выбрать краску, сила внутримолекулярных связей которой будет меньше силы связи молекул этого покрытия с молекулами старой отделки.

Объясню на примере. Старое дерево ослаблено, то есть рыхлое. Клей, который приклеивает шпон к основе то же старый и на некоторых участках разрушен. Если поверх старого дерева, фанерованного старым шпоном нанести паркетный лак (прочный, твёрдый и красивый), сначала получается красиво. Затем лак начинает сохнуть и уменьшаться в размерах. Толстый мокрый слой через сутки высохнет, станет тоньше. Но уменьшится он не только по толщине, а по всем размерам объёма. При высыхании он сжимается. Хорошо прилипнув к старому шпону, он потянет его за собой. А так как лак прочнее, чем соединение шпона и основы, может даже частично оторвать шпон.

В случае, если мы выберем слабенький не прочный, художественный лак, такого не произойдёт.

Для покраски без снятия старого покрытия выбираем нейтральные мягкие и эластичные покрытия.

В профессиональной реставрации такие изыски недопустимы. Все покраски ведутся только по чистому дереву.

Расчистка

Если лак старинный, спиртовой или масляный - он смывается.

Восстановление покрытия мебели
Смывка спиртового лака

Если лак современный, полиэфирный или полиуретановый - счищается при помощи фена.

Восстановление покрытия мебели
Снятие полиэфирного лака

Сошкуривать лак при помощи наждачки или шлифмашины опасно. Фанерованная поверхность имеет микронеровности. Толщина шпона 0, 6 мм, а подошва шлифмашины ровная. При малейшей неровности на выпуклых участках образуются "протиры" - тёмные бесформенные пятна.

Восстановление покрытия мебели
Протир на красном дереве.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками.

Кожаные покрытия

Кожей покрывают обычно столешницы или дорогие кресла. Ремонтируются кожаные поверхности специальными современными средствами. Ассортимент их настолько разнообразен, что общих правил их нанесения нет.

Сделать покрытие мебели

Сделать покрытие мебели матовым, глянцевым или почти незаметным - большая тема. Рассказать об этом вкратце практически не возможно. Нужны и знания и правильный выбор и опыт.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска мала.

Матовое покрытие мебели

Матовое и глянцевое покрытия мебели можно достичь разными способами.

Выбрать матовый лак, покрыть любым лаком тонким слоем и не полировать. Можно обработать глянец тонким абразивом. А можно просто обратиться к профессионалу, хотя-бы за консультацией.

Матовое покрытие мебели
Матовое покрытие без полировки
Покрытие мебели матовое
Покрытие после полировки

C уважением, Елена Жилина.

 

Форма обратной связи

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября.

05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 августа участвует в выставке старинных и ретро автомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо

01.07.22 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с "Днем реставратора" вместе мы сможем сохранить память предков для светлого будущего наших детей

19.05.22 20 мая исполняется 30 лет нашей мастерской, которые мы провели реставрируя мебель