Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
 
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
 
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
основана в 1992 г.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
elena@restavraciy.ru
ГЛАВНАЯ –  Антикварная мебель

Антикварная мебель

Антикварная мебель
Интерьер мастерской

Мастерская реставрации старой, старинной и антикварной мебели, предлагает услуги реставрации профессионального уровня по доступным, демократичным ценам.

Посетить мастерскую и увидеть процесс реставрации, поговорить с мастерами. Увидеть, как выглядят вещи после профессиональной реставрации.

У нас нет секретов. Ответим на все вопросы.

Телефон: 8(495)364-93-23, почта Elena@restavraciy.ru, WhatsApp 8(985)364-93-23.

Задача реставрации вернуть мебели её первоначальный вид, сохранив при этом возрастные особенности. Лёгкий элегантный налёт старины придают мебели благородство, подчеркивают вкус владельца. Но мебель при этом тщательно очищена от бытовых загрязнений по всем поверхностям, включая внутренние стенки и ящики. Двери отремонтированы, ящики хорошо ходят стёкла и зеркала вставлены, замки и ключи работают, а не только торчат из дверок.

Мы стремимся, даже капитальный ремонт сделать незаметным. Будто мебель ни кто и не ремонтировал, просто она хорошо сохранилась.

Мечта любого коллекционера, дилера, галерейщика, отыскать «подарок» то есть антиквариат в идеальном состоянии, не требующий реставрации. Но чудес не бывает. Все старые вещи нуждаются в реставрации.

Без реставрации антиквариат видят только археологи. Иногда наследники, случайно открывшие давно непосещаемые помещения.

Чудеса случаются редко. Каждая вековая вещица, старинный медальон, диковинная безделушка, музейная редкость, многоценный раритет или просто памятный сувенир, несут неизбежные повреждения. Загрязнения, потёртости, мелкие, дефекты. Так сказать, следы бытования, отметки времени, естественного старения. Даже самое бережное обращение с ветхими объектами ведёт к повреждениям.

Изъятие из среды хранения (Египетская пирамида, музейное хранилище, чердак родительской дачи), с дальнейшей упаковкой, транспортировкой, снятием загрязнений, консервацией опасны для старинных вещей. Безобидная сухая расчистка обеспыливание, может обернуться полной или частичной гибелью полуразрушенных слоёв лака, живописи, позолоты. Влажная обработка, чистка домашними средствами, губят, а реставрация «своими руками» добивают бесценные сокровища.

Важно

Старинные вещи особенно не любят протирания влажной тряпочкой.

После первого же протирания, в ткань проникают частички пыли. Даже, если мы её хорошо прополощем, частички пыли останутся в ткани. При следующем использовании начнут работать как абразив.

Важно

Искусство реставрации заключается в первую очередь, в сохранении, а уже потом, в восстановлении вещи.

Современная антикварная мебель

Современный - …отвечающий материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени. (Толковый словарь Ушакова)

Антикварная мебель современна всегда. Другое дело, что культурные запросы и материальные потребности как и много веков назад, у различных слоёв населения разные. Речь идёт не о материальном достатке, а о вкусах, потребностях, приоритетах.

Старая мебель выполняет материальные и культурные запросы, то есть является современной, если она исправна, чиста, функциональна.

При скромных доходах можно весьма счастливо жить со старой добротной родительской мебелью. Если бережно относиться к дедовскому креслу, бабушкиному винтажному зеркалу, модерновой этажерке, отпадёт необходимость в приобретении нового. Со временем дешевые вещи обесцениваются, но дорогие растут в цене. Так старьё сначала становиться ретро, винтажом, антиквариатом, раритетом, музейной редкостью. Именно в таком порядке хорошая вещь за сто, двести лет совершает свой путь от первого покупателя нового изделия до статуса исторической ценности.

По сохранности АВИТО или антикварные интернет магазины пожилую мебель предлагают трёх видов.

1. Крайне в плохом полу разрушенном, не пригодном для эксплуатации состоянии (слабо отвечает материальным, бытовым потребностям)

2. Подержанная, относительно исправная. Годная к употреблению.

3. Подремонтированная, искаженная. (при плохой реставрации не отвечает культурным запросам).

Фото после и до реставрации.

<Антикварный буфет после реставрации
Антикварный буфет до реставрации

Старый буфет в его нынешнем, современном состоянии. Верхние дверки из выпуклых квадратиков цвета бутылочного стекла, вымыты. Латунные накладки ручки и петли отчищены до золотого мерцания. Покрыты лаком «цапон», предотвращающим естественное потемнение металла. Столешница выровнена. Кафельная плитка сияет чистотой. Внутренние поверхности, ящики, полки отмыты, отшкурены до идеального состояния. Затем, чистое дерево покрыто свежим аутентичным лаком.

На следующем фото буфет до реставрации. То, что он стоял на неотапливаемой даче, существенно подпортило конструкцию. Грязь, жирные пятна, неприятный запах. Одним словом старьё. В мастерской развалился на глазах. Иначе как старый хлам или рухлядь назвать его было трудно. После полной реставрации с уверенностью можно сказать это функциональная, удобная, красивая современная, хотя и антикварная мебель. Стоимость полной реставрации буфета (включая доставку) около 120 тысяч рублей.

Кресло гостиное

С изношенной мягкой мебелью всё почти так же, как корпусной, только сложнее. Давнишние кресла стулья и диваны должны быть комфортными. Кто хоть раз сидел на настоящем, выполненном по канонам, пружинном сиденье из морской травы, не забудет этого ощущения блаженства никогда. В меру упругие, повторяющие форму тела сиденья, локотники и спинка позволяют полностью расслабиться, предаться отдыху после суеты рабочего дня.

Фото. Кресло гостиное, асимметричное. Россия. Конец XIX века. Частная коллекция.

На реставрацию поступило в состоянии кучи дурно пахнущего пыльного хлама. Далее полностью разобрано. Деревянный каркас восстановлен. Укреплён деревянными уголками косынками, шкантами, вставками. Сделано сиденье из пружин и морской травы, прошит борт, «устроена мягкость». Обито тканью, предоставленной заказчиком. Сейчас украшает собой одну из подмосковных дач.

Кресло гостинное до реставрации
Реставрация кресла
Шитье борта из морской травы

Стоимость полной реставрации кресла вместе с расходными материалами составила сумму около 40 тысяч рублей.

Современный – существующий в настоящее время. Форма, в которой существует старинный предмет в настоящее время, называется его нынешним, то есть современным состоянием.

Современная антиквариат имеет много названий. Иногда его называют РЕТРО, иногда ВИНТАЖ. Специалисты гордо именуют РАРИТЕТ, дворники, которым приходиться отправлять выброшенные вещи на свалу – барахло, хлам, старьё, мусор. Каждый видит то, что хочет увидеть.

СТАРОЕ или АНТИКВАРНОЕ

СТАРОЕ или АНТИКВАРНОЕ

Главным критерием антиквариата является не столько его старость, древность, сколько уникальность, неповторимость, индивидуальность, чистота стиля, авторство. Естественно, уникальность, неповторимость с годами возрастают, существенно увеличивая цену.

Столярная, крестьянская мебель даже очень старая мало уникальна. Лавки, табуретки, грубые столы, стулья конструктивно и технологически неизменны веками. Сейчас столяр с минимальными навыками легко повторит дедовский наличник, деревенскую зеркальную раму, простенький сундук.

Другое дело мебель старинная, сделанная на заказ лучшими краснодеревщиками прошедших столетий. Некоторые породы дерева, сейчас не продаются или запрещены «Красной книгой» к разработке как исчезающие. Искусственные заменители полностью вытеснили натуральные красители. Ручная отделка раритетов настолько трудоёмка, что на её освоение уходят годы. Свои секреты старые мастера так хорошо прятали, что сами потеряли. Многие технологии изготовления, отделки, декорирования попросту утрачены.

Сейчас остаётся только удивляться. Как почти безграмотные крепостные мастеровые люди могли, виртуозно владея нехитрым инструментом, который сами же сделали, создавать современную нам антикварную мебель. Повторить невозможно. Сохранить наша профессия.

Слова старое и антикварное синонимы. Разница есть. «Старое» - ветхое, потёртое, поломанное чаще употребляется дилерами при покупке мебели у владельцев с целью её дальнейшей перепродажи. «Антикварное» - ценное, раритетное, достойное, изысканное – может примениться по отношению к той же мебели, но уже с целью повышения её цены при продаже.

Интересно

Если дилер хочет купить дешевле, называет мебель старой. Если желает ту же мебель продать дороже, подчеркнуто назовёт антикварной.

Дизайнеры, склонные к эпатажу чаще употребляют слово винтаж. Более консервативные – ретро.

Тоже относится и к статуэткам, шкатулкам, лампам, люстрам украшениям и так далее.

В нашей почте всё чаще встречаются вопросы со словосочетанием «антиквариатная мебель». Привычнее, конечно, «антикварная», но смысл вопроса от этого не меняется.

Платяной шкаф
Платяной шкаф
Платяной шкаф

Антиквариат мебель

АНТИКВАРИАТ МЕБЕЛЬ

Мебель, как антиквариат находиться в самом невыгодном положении по отношению к другим видам предметов коллекционирования. Столовое серебро, фарфор, статуэтки, шкатулки, даже картины, можно коллекционировать долгие годы в неограниченном количестве. Если закончилось место, добавить ещё одну полку. Повесить поплотнее.

Мебели нужна площадь. Она должна быть функциональной, исправной, стилистически подобранной. Составлять жизненное пространство коллекционера, членов семьи разных возрастов мировоззрений, характеров.

С антикварной мебелью живут либо наследники, независимо от нынешнего достатка, либо эстеты коллекционеры, желающие иметь неординарный интерьер. Бомонд, богема, нувориши, завсегдатаи модных тусовок, также иногда становятся страстными коллекционерами. Быстро учатся, хорошо ориентируются в ценах.

Купить, продать антиквариат, мебель, другие старинные вещи просто в интернет магазине, на АВИТО. Здесь важно найти владельца, которому срочно необходимо избавиться от ненужного громоздкого старинного шкафа, красивого, но поломанного стула, кресла, дивана. Тогда цена будет реальной.

Шкаф неоклассицизм
Шкаф неоренесанс
Шкаф необарокко

Большинство старинных вещей, встречающихся в продаже, относятся ко второй половине 19, началу 20 веков. Время расцвета производства качественных товаров из натуральных материалов фабричным, кустарным, артельным способами с большой долей ручного труда. Изготавливались отдельные модели, целые гарнитуры в различных исторических стилях. Мебель 19 века в стиле Ренессанс, Барокко, Готика, Рококо, Ампир, Классицизм. Так называемая мебель Эклектики.

Отличить эклектичную мебель 19 века от её высокоценных патриархальных аналогов можно по фурнитуре, конструкции, фанеровке, состоянию древесины. Специалист сделает это с первого взгляда. Начинающему коллекционеру антиквару понадобиться «помощь друга». Не стесняйтесь, звоните, присылайте фотографии на почту Elena@restavraciy.ru WhatsApp 8(985)364-93-23, звоните по телефону 8(495)364-93-23. Получите квалифицированный, аргументированный ответ.

Антикварная мебель Модерн (русский модерн)

Консоль модерн

Конец XX века был ознаменован небывалым интересом антикварного рынка к стилю Модерн. Мебель русского модерна и его европейских аналогов – французскому и бельгийскому Ар Нуво, австрийскому Сецессиону, немецкому Югендстилю, итальянскому Либерти, каталонскому Модернизмо и некоторым другим национальным версиям стала предметом пристального внимания коллекционеров, галерейкщиков, дилеров. Интерес рос вместе с ценами.

Модерн многолик. От затейливых витиеватых растительных форм «Ар Нуво», до строгой геометричности мебели школы Глазго и Венских мастерских.

Одно из направлений модерна «Ар Деко». Уже название говорит об исключительном внимании к материалу. Контрастные цвета, обилие стекла, изысканные непривычные сочетания текстуры, глянца, цветных металлов в одном предмете. Дорогую мебель инкрустируют кожей, костью, перламутром, смальтой, керамикой. Даже полудрагоценными камнями. Одно из направлений «Искусства и ремёсла» появилось как протест и вызов художников машинному производству безликих предметов быта, переходящих в китч.

Кресло модерн
Кресло модерн
Кресло модерн

Многое модерн взял у искусства Японии. Им тогда была увлечена вся Европа. Для модерна характерна натуралистичность. Естественного цвета, узнаваемые природные формы. Его скорее можно назвать периодом буйства фантазии талантливых архитекторов, конструкторов, производителей мебели, чем выделить в какой-то определённый стиль.

Винтажная мебель

комод, собранный из разрозненных ящиков, лондонская выставка

Слово винтаж пришло к нам от виноделов. Обозначает вина или урожай определённого возраста. То есть, высокое качество, достигнутое выдержкой. Исполненное какое-время назад, выдержанное, гарантированно хорошее, не современное, но интересное, с признаками прошлого, но вкусное сейчас. Синоним херитаж (английское heritage – наследие).

Винтажные объекты хорошо компонуются между собой. На фотографии комод, собранный из разрозненных ящиков. Лондонская выставка «Дизайн 2015».

Самые взыскательные критики просто немеют от неожиданности. Винтажу можно всё. Оригинальность, вызов, протест, изысканная элегантность это всё винтаж.

ВИНТАЖНАЯ МЕБЕЛЬ
ВИНТАЖНАЯ МЕБЕЛЬ
ВИНТАЖНАЯ МЕБЕЛЬ

В широком смысле, винтажными можно назвать вещи, одежду, предметы быта, мебель прошлого, в современном применении. Временные границы винтажа плавающие. Сейчас они находяться где-то в районе до 70-х, когда цветная фотография ещё не побелила черно-белую.

Почему за винтаж, казалось бы, старый, давно вышедший из моды хлам, современные дизайнеры и светские львицы готовы выкладывать большие деньги. Всё просто. Винтажом становятся удачные авторские находки дизайнеров недалёкого прошлого. Так сказать, знаковые тренды прошедших эпох. Выпускались опытные образцы, небольшим тиражом под строгим авторским контролем.

Далее моду подхватывали производители. Упрощали, удешевляли, оптимизировали. Идея шла в народ, утрировалась, становилась ширпотребом, пересыщала рынок. Теряла актуальность, устаревала. Но, авторские образцы сохранили свою оригинальность до наших дней.

Важно

Качество – ключевое слово, определяющее ценность старых вещей.

Простенькая продукция, массового производства носилось каждый день, дорогое, одевалось по праздникам, береглось, оставлялось в наследство дочерям. Хорошие ткани, удачный крой подчеркивают достоинства красивых людей. Они вне законов взбалмошной моды.

Тоже относится и к мебели. Наиболее стильные её экземпляры яркими акцентами освежают современные монотонные интерьеры массового производства. Ценность винтажной мебели приходит с возрастом, а закладывается в момент изготовления талантом дизайнера. Стул и стол. «LCW» and «CTW». 1946 год. Формованная фанера.

Стул и стол «LCW» and «CTW» 1946 год

Хороших вещей всегда единицы. Стоили дорого тогда, и не потеряли цену сейчас. На денежный эквивалент влияет мода, Этим объясняется периодичность интереса к тому или иному автора. Следствие - повышение цен антикварного рынка на его работы. Лет 10 назад, работы Альфонса Муха сводили с ума прогрессивное сообщество богатых домохозяек. Всё, что хотя бы отдалённо напоминало его изысканный томный стиль уходило с аукционов по завышенным ценам. Сейчас шумиха улеглась, но цены на его работы не упали.

РЕТРО МЕБЕЛЬ

Горка фирмы Досау

В отличие от вещей винтажных, «Ретро» – это уже сформировавшийся стиль. Проявляет себя в области интерьера, проектирования мебели, в одежде и ювелирном искусстве. Для внутреннего убранства помещений – включение старых вещей в современную обстановку. Для современной продукции – декорирование элементами не так давно ушедшей моды. В какой-то степени ретро и винтаж синонимы.

Слово «РЕТРО» происходит от латинского retro «обратно, назад» или французского a retour «возвращение». Сентиментальная ностальгия, так свойственная русской душе. Сформировано целое идейное течение ретроспективизм – тенденция мышления, направленная в прошлое, которое признаётся более ценным, чем настоящее. Ретроспективное мышление свойственно романтикам, идеализирующим прошлое.

Винтаж – призван эпатировать публику, свойственен экстравертам. Ретро мягко созерцает сам себя. Среди его приверженцев больше интеллигентных интровертов.

Мебель БУ эконом класса моложе 50 лет отношения ни к ретро ни к винтажу не имеет. Должно пройти минимум половина столетия, чтобы произошла естественная сортировка. Плохое разрушиться, утилизируется. Хорошее, сохраниться, перейдёт наследникам, следующему поколению.

Мебель 50-х, 60-х, даже 70-х имеет много названий. Советская, ГДРовская, Румынская. Югославская. Старшему поколению понятно, о какой мебели идёт речь. Апогей развитого социализма. Престижные интерьеры московских работников умственного труда. Это последние хорошие шкафы, столы, буфеты, диваны, горки, прочая деревянная мебель машинного производства.

Искусствоведы ещё не успели систематизировать особенности и сформировть набор ключевых черт уходящей натуры XX века. Надеемся, любители винтажа, ретро, плюшкины, чудаковатые старьёвщики, нашего времени смогут донести до антикварщиков XXII века наши ценности. Как материальные, так и духовные.

Мастерская восстанавливает всякую мебель. Антикварная, старая, старинная, винтаж, ретро, историческая. Даже, если владелец называет свою мебель «антиквариатная», мы тоже это делаем. Главное, сохранить предмет. На фото резные копии деревянных шахмат, сделанные нашими мастерами.

Копии деревянных шахмат

Какую мебель можно считать антикварной?

Производя реставрацию, мы с одинаковым уважением относимся как к 200 летним раритетам, так и к 50-летним предметам ретро интерьера. Врач ветеринар, окажет помощь с одинаковым профессионализмом как мусоропроводному коту так и золотому медалисту международных выставок. Ключевое слово – профессионально.

Споры на тему, антикварная ли  мебель или нет, возникают только в том случае, когда обсуждается вопрос цены, или цены реставрации.

Иногда спорящие называют её «АНТИКВАРИАТНАЯ», но это случай экстремальный, я бы сказала клинический.

В словаре И.В. Лёхина и профессора Ф.Н. Петрова, изданного Государственным  Издательством  Иностранных и Национальных Словарей в Москве в 1954 году, дано, пожалуй, самое лаконичное определение слову антиквар и антиквариат.

АНТИКВАР  (лат. Antiquaries) – торговец старинными предметами, картинами, книгами и т. д.; В старину иногда называли антикваром любителя таких предметов.

АНТИКВАРИАТ (см. антиквар.) – торговля старинными предметами, картинами, книгами.

Со словарём не поспоришь. Слово антиквариат напрямую связано с торговлей и получением денег посредством оборота старинных вещей. Если же мы не собираемся продавать свою любимую мебель, или перевозить её через границу, то и прикладывать к ней высокопарные определения не зачем.

Опыт показывает, что стоимость антиквариата или предметов, произведённых в далёком прошлом, зависит не от прожитых ими лет, а от степени художественной ценности. Высококачественные авторские произведения декоративно прикладного искусства высоко ценились  уже с момента их изготовления, ценны они и сейчас. Ширпотреб массового производства с низкой себестоимостью, даже изготовленный 100 лет назад, хотя может гордо именоваться антиквариатом, но приличных денег не стоит.

По Российским законам все предметы, перевозимые через границу, изготовленные 50 и более лет назад, подлежат декларированию и на их вывоз требуется экспертное заключение о их художественной и исторической ценности.  Исходя из этого, можно считать, что стулья, буфеты, столы, телевизоры и т. д., произведённые до 1967 года (сейчас 2017 год),  представляют антикварную ценность.  Антиквариатом их назвать как-то сложно, но семейную, историческую ценность они, безусловно, представляют.

Антик

Антик

Антик (франц. Antique от лат. antiquus – «древний») – принятое в академической традиции название произведений древнегреческого и римского искусства, главным образом, скульптуры – подлинных статуй либо гипсовых слепков с них. В эпоху Итальянского Возрождения стремление художника к скульптурности, «осязаемости» формы в рисунке и живописи понуждали их всё чаще обращаться к антикам – фрагментам статуй, бюстам, рельефам римских триумфальных арок и саркофагов. В мастерских – боттегах – ученики много рисовали античную скульптуру с натуры и с моделей – специально изготовленных образцов. Такие модели создавали А. Верроккьо, Л. Гиберти, Леонардо да Винчи. Художники эпохи Возрождения и Классицизма использовали античные фигуры, отдельные движения, позы, атрибуты в своих рисунках гравюрах и картинах. Этим особенно прославились А. Мантенья, Б Гоццоли, А. Поллайолло, Микеланджело, Рафаэль, Н.Пуссен.

Рисование с «антиков» стало главным методическим принципом обучения искусству в Академиях. Рисовать «антик» легко и полезно – они не заменимы в учебном рисунке, поскольку представляют собой идеально обобщенные формы с ясной, четко выраженной структурой. А белый цвет гипсовых слепков абстрагирует от восприятие от окраски и фактуры поверхности. Это «чистая» форма, так ярко проявившаяся именно в искусстве древнегреческой классики. Любые другие, позднейшие объекты, даже если это шедевры, такие как например голова статуи Давида работы Микеланджело, более экспрессивны и, следовательно, в учебном отношении труднее. Но академизм обучения по «антикам» имеет свои отрицательные стороны. Большинство шедевров древнегреческой классики сохранилось только в посредственных повторениях римского периода. А среди сохранившихся оригиналов преобладают поздние и не лучшие произведения эллинского времени аттической школы. Кроме того, отвлеченный канон формы неизбежно входит в противоречие с национальными традициями искусства и актуальными задачами творчества.

Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. I: А. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – С. 307.

Антик

В чем секрет старой мебели?

В чем секрет старой мебели? Почему новая, модная, недорогая, мебель стоит в магазинах в ожидании покупателя. А эти самые, потенциальные покупатели, к слову сказать, люди далеко не бедные, находят на даче, блошиных рынках какую-то рухлядь, реставрируют за большие деньги в лучших реставрационных мастерских. А потом всю жизнь гордятся своей находкой, ещё и детям по наследству передают, что бы и дети их не покупали красивую современную мебель, а жили бы в родительской, антикварной, которой в принципе и быть то уже не должно.

Почему бы не передать по наследству, например, какую-нибудь икеевскую кухню, или, скажем дорогую итальянскую спальню? Так нет, найдут стул с цельной боковой рамой начала 19 века весь разваленный, отреставрируют, проследят, чтобы и набивка была из морской травы, которую в Москве днём с огнём не найдёшь, и лак был не абы какой, и реставратор высшей категории, а потом сидят в нём с превеликим удовольствием.

Секрет в качестве. Качество – это ощущение. Для сравнения вспомним ощущения, которые вызывает синтетическая майка и хлопчатобумажная, а ещё лучше из натурального шелка. Дамы, которым посчастливилось ходить зимой в лёгкой норковой шубке, даже с закрытыми глазами отличат натуральный мех от искусственного аналога. Подделать внешний вид можно, но ощущения никогда.

Здесь важно иметь эталон, с чем сравнивать.

То же самое и с мебелью. ДСП, МДФ, поролон, синтепон, клеёные обрезки дерева, собранные в якобы «массив», синтетические лаки – ужас, ужас, ужас – какие ощущения вызывает эта какофония по сравнению с натуральным деревом, шелковистыми лаками, благородными формами старинной мебели.

Если сравнивать не с чем, живите спокойно и счастливо. А вот кому есть с чем сравнить, кто уже вкусил этот сладкий плод роскоши, приходиться туго. Настоящего мало. Симфоническая музыка, опера, классический балет, старинные украшения из «не правильных» камней, интерьеры, любимое кресло, письменный стол, книжная полка… Это как восторг от заката над лесом, знакомый запах детства, когда ты был маленьким, счастливым, защищённым. Ностальгия, ускользающее настроение, ощущение совершенства и быстротечности бытия. Если этого нет, то и не надо. Будьте счастливы каждый в своём мире. Не пытайтесь понять друг друга. Просто уважайте.

Старая антикварная мебель

Старая антикварная мебель

Как правильно содержать антикварную мебель в современном доме, ухаживать за ней, и реставрировать, рассказывает знаток антикварного рынка, реставратор, основатель и руководитель одной из старейших реставрационных мастерских Москвы Елена Жилина.

Деревянная антикварная мебель

Ни в особых условиях хранения, ни особом уходе не нуждается. Если помещение регулярно проветривается, поддерживается комфортная для человека температура, 18-20 градусов, оптимальный температурно-влажностный режим (влажность 30-70%) установиться сам собой. Дополнительно можно завести комнатные цветы, установить аквариум. То есть приблизить внутреннюю атмосферу жилья к естественным природным условиям. Если же квартира наглухо запакована герметичными пластиковыми окнами, снабжена тёплыми полами, иссушающими воздух, никакие увлажнители не помогут. Обогревательные приборы, солнцепёк, сквозняк – враги всего живого, в том числе и натуральных материалов. А именно – дерева, кожи, шелка, шерсти, хлопка. Создайте нормальные условия для собственной жизни, и вещам это тоже понравиться.

Каким лаком пользуются для реставрации мебели?

Тем лаком, которым старая мебель была покрыта изначально. Давным-давно мебель покрывали специальными маслами, олифами, восковыми мастиками. Это было не очень удобно. Покрытия получались не прочными, нуждались в постоянном подновлении. В настоящее время для косметической реставрации, широко используют специальные воски и масла, но надо понимать, что это всего лишь средства ухода за мебелью для быстрого придания предмету экспозиционного состояния. Они лишь на время камуфлируют царапины, сколы, потёртости.

Начиная с 18 века для защиты деревянных поверхностей дорогой дворцовой мебели, а также придании ей изумительного бархатистого блеска, использовать спиртовые восточные лаки. Так называемый лак ШЕЛЛАК. Он наилучшим образом, из всех ныне существующих лаков, подчеркивает красивую текстуру, фактуру, цвет настоящего дерева. Ни чего более красивого с древних времён до наших дней не было изобретено. Шеллак и шеллачная политура являются официально признанными средствами для реставрации старой и антикварной мебели.

Спиртовой раствор шеллака нейтрален. Если его наносить тампоном, тонкими, быстро высыхающими слоями, он не вступает в химическую реакцию с другими лаками. Им можно регенерировать старое покрытие без предварительной расчистки до чистого дерева. Обладает приятным золотистым оттенком, глубоким мерцающим блеском.

К недостаткам можно отнести его относительную невысокую прочность и низкую износостойкость. Белеет от влаги, высоких температур и спиртосодержащих жидкостей. При высоких температурах плавиться. Лас (след от тампона) высыхает мгновенно. Но до полного отверждения всей полировки проходит не одна неделя. Чем толще слой шеллака, тем дольше он будет затвердевать. Во избежание механических повреждений, вещью практически нельзя пользоваться от месяца до двух.

Допускается также использование лаков на основе коллоксилина и целлюлозы. Оптические свойства их схожи с шеллаком. Они обратимы, легко полируются. В работе проще, чем шеллак, прочнее, проще в уходе.

Интересно

Старая антикварная мебель нуждается в уходе, потому, что служит 20, 30, 50, 100 и более лет. С современной мебелью проще. Её просто меняют каждые 5, в лучшем случае 10 лет. То есть чаще, чем антикварная мебель реставрируется. А теперь скажите, что экономичнее, жить в великолепной антикварной деревянной мебели, или в современной, из опилок.
Старая антикварная мебель

УХОД ЗА АНТИКВАРНОЙ МЕБЕЛЬЮ

Главное – создать условия для хранения. Естественная температура, естественная влажность. Без резких перепадов. Даже, если старая мебель зимует на неотапливаемой даче, но в сухом помещении без сквозняков, она прекрасно сохраниться. Яркий пример тому Европейские музеи, в которых практически нет отопления и наш замечательный Музей-усадьба в Останкино, в котором почти 300 лет всё деревянное великолепно себя чувствует без какого-либо отопления.

Следующее непременное условие – не тереть, не скрести, и не мыть. Шеллак, как известно не любит влагу и механические воздействия. Пыль, попавшая на тряпку, приобретает свойства абразива. Протирая одной и той же, даже сухой тканью полированную поверхность, мы наносим микроскопические царапины. Чем чаще это делать, тем быстрее помутнеет лак, сотрется позолота. В старину горничная смахивала пыль метёлкой из перышек. Сейчас можно применить пылесос.

Конечно, убирать пыль нужно, но не очень часто и без фанатизма. Из современных средств по уходу за старой мебелью могу посоветовать «Пронто». Практически бесцветное, лёгкое, мягкое, не оставляет следов. Масла и воски для мебели дают быстрый эффект, но, проникая в углубления резьбы, начинают, что называется «собирать грязь». Если же масло или воск проникнет в трещины или под отслоившийся шпон, возникает преграда для склеивания дерева. Реставратору придётся сначала удалить со склеиваемых поверхностей жирные загрязнения (масло или воск) и только затем приступить к склеиванию древесины.

Старинная мебель хорошо сохраниться, если содержать её в исправном состоянии. Отслоившийся шпон, лёгкая расшатанность, не выровненные ножки устраняются легко и недорого на начальных этапах повреждения. Если болезнь запустить, утрата усугубиться. Не выровненные ножки приведут к перекосу всей конструкции, слегка качающееся старое кресло может вскоре совсем развалиться, а отслоившийся шпон обернётся дырой в облицовке. Случиться это не скоро, лет через 5-10, но если есть возможность отремонтировать сейчас, зачем запускать процесс.

Важно

Если расшатавшуюся деревянную конструкцию попытаться укрепить металлическим крепежом – гвоздями, саморезами, уголками, болтами, получиться только хуже. Металл твёрже дерева. При каждой нагрузке он будет деформировать древесину. Расшатанность вскоре не только вернётся, но и увеличиться.

Антикварная мебель в Москве

Антикварная мебель в Москве

Обзор Московского рынка антикварной мебели на сегодняшний день. Как и где по оптимальной цене с наименьшими рисками купить или продать настоящую антикварную мебель. От чего зависит цена при покупке и продаже. Своим опытом делиться реставратор, руководитель реставрационной мастерской Елена Жилина.

Предложения настоящей антикварной мебели в Москве отличаются завидным многообразием. Здесь есть всё. Ампирные дворцовые кресла и деревенские скамьи, Петровские стулья и горки в стиле французского рококо. Мебель из Европы, Питера, ближайших деревень, подмосковных усадеб. На любой вкус, цвет кошелёк. Надо только места знать.

Самый, доступный и демократичный источник старинной мебели в Москве – доска бесплатных объявлений АВИТО. Здесь можно приобрести из первых рук, без посредников, по приемлемой цене настоящую антикварную мебель или подлинную старинную вещь. Единственный недостаток. Искать придётся долго, а шедевры быстро раскупаются.

Там выставляют для продажи все и всё. Старинный комод соседствует с венскими стульями. Комплект мягкой мебели в дворцовом стиле чередуются с французским антиквариатом. И очень много хлама. Хотя, для кого старый хлам, а для кого и раритет.

Интересно

Антикварную мебель одного класса, вида и сохранности на антикварном рынке Москвы можно приобрести по ценам, которые в разы будут отличаться друг от друга. Всё зависит от того места, которое занимает продавец в пищевой цепочке торговцев антиквариатом.

Казалось бы,хаотичный, на первый взгляд, рынок антикварной мебели в Москве представлен всего тремя группами продавцов.

1.Частные владельцы. Они хотят быстро и недорого, а то и совсем «в хорошие руки» избавиться от «старого хлама». Это, так сказать, сырьевая база всего антикварного рынка Москвы и Московской области.

2.Мелкие и средние дилеры от антиквариата. Перепродают купленный там же, на АВИТО, антиквариат. Сутками напролёт просматривают все предложения АВИТО. Выбирают более или менее ценное. Покупают у первых владельцев. Быстро придают вещи презентабельный вид. Далее выставляют на продажу, там же, на АВИТО, но уже немного дороже. Люди, они в своём большинстве порядочные. Процент за свою деятельность берут не большой. Однажды, найдя такого дилера, подружившись с ним, можно спокойно, доверяя его опыту и знаниям приобретать интересные подлинные вещи. Будет это немного дороже, чем из первых рук, но зато с огромной экономией собственного времени.

3.Владельцы солидных антикварных галерей выставляют на АВИТО свои раритеты, чтобы привлечь новых клиентов. Цены здесь будут гораздо выше, чем у перекупщиков, но и сервис на высоте. Все предметы прошли предпродажную подготовку, доведены до экспозиционного состояния, красиво представлены. В галерее можно получить исчерпывающую информацию о вещи. Времени изготовления, материале, авторе.  Солидные антиквары дорожат своей репутацией. Им можно доверять, но за надёжность и сервис придётся доплатить весьма солидную сумму.

Это три источника и три составные части антикварного рынка Москвы и Московской области, где можно купить, или продать мебель.

Как понять, чьё объявление читаете. Первого владельца, дилера или объявление антикварного салона? Нажмите кнопку «Показать все объявления продавца». По ассортименту, состоянию экспонатов и качеству фотографий сами поймёте, с кем имеете дело. Чем больше однотипных вещей, в хорошем состоянии, тем выше будут качество, состояние и, соответственно, цены.

Мебельные комиссионные, антикварные магазины, Вернисаж в Измайлово, блошиные рынки, периодические выставки стихийные «точки» с предметами старинного быта вдоль трасс. Посещение этих мест может превратиться в увлекательное времяпровождение.

Есть ещё важный сегмент рынка антикварной мебели – антиквариат из Европы. Об этом отдельный разговор.

Важно

В 90 процентах случаев, приобретённый антиквариат нуждается в реставрации, даже если, на первый взгляд, он в идеальном состоянии. Исключение могут составлять лишь приобретения из солидных антикварных салонов.

Почему нужна реставрация?

После того, как старинная вещь приобретена, и доставлена домой, неизбежно возникает желание её почистить. Смахнуть пыль, убрать поверхностные загрязнения, освежить лак. Помыть стёкла, почистить или поменять обивку. По большому счету, это обычный, бытовой уход или мелкий текущий ремонт. Осложняется только тем, что вещь старая, иногда ветхая. Современные моющие и чистящие средства не годятся. Смывая загрязнения, можно нечаянно удалить что-то нужное. Патину, тонкую позолоту, кусочки отслоившегося лака.

Интересно

У каждого начинающего коллекционера есть своё кладбище собственноручно испорченных вещей.

С мебелью всё ещё сложнее. Помимо того, что она хороша собой, ею хотелось бы полноценно пользоваться. Значит шкаф, секретер, комод, старинный стул должны быть прочны, устойчивы, крепки и надёжны.

При покупке, в полумраке салона или склада всё выглядело идеально. Дома же выясняется, что стул немного пошатывается, ящики не очень хорошо двигаются. К тому же, всё как-то странно пахнет чужим домом.

Когда продавец утверждал, что раритет в «идеале», он не обманывал. Для стола, комода, дивана или кресла столетней давности состояние действительно великолепное. С музейной точки зрения всё отлично, но мы-то хотим не только созерцать, но и пользоваться. Причем полноценно. На стуле сидеть, за столом обедать, а на диване лежать. Редко кому, без специального образования и опыта, удаётся самостоятельно восстановить функциональные возможности антикварной мебели. За реставрацию приходиться платить.

Важно

Приобретая антикварную мебель, в цену покупки всегда необходимо заложить риски. Устранение скрытых, или не замеченных при покупке дефектов.

Какую сумму заложить? Продавца спрашивать бесполезно. Во-первых, он не реставратор, во-вторых, он искренне может заблуждаться по поводу состояния своего товара.

Остаётся одно, перед покупкой показать специалисту. Он-то уж точно определит, что за вещь, сколько ей лет, не новодел ли это. И, конечно же, сколько будет стоить реставрация.

Мы давно отладили процесс оценки мебели и расчета цены реставрации по фотографии. Во-первых, это оперативно, как звонок другу перед покупкой. Во-вторых, реставратор профессионально укажет специфические признаки возраста и состояния вещи, на которые любитель может не обратить внимания. И самое главное, это будет бесплатно.

Фотография общего вида, и 2-3 повреждения и отсылается нам любым удобным способом.

Если ответ нужно получить быстро, продублировать отосланную фотографию телефонным звонком. Если время терпит, подождать письменного ответа.

На почту я отвечаю каждый день, так, что ни один вопрос не останется без ответа.

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года

10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы

15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ И ОЦЕНКА