Главная  →   Реставрационные работы  →  Позолота дерева

Позолота дерева

Золочение сусальным золотом

Золочение резьбы

Позолота дерева (мебели, багета, резьбы, лепнины) сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла на обрабатываемую поверхность. Сусальное золото – это тончайшие – от 0,1 до 0,8 микрон, почти прозрачные листы настоящего золота. Проба, как правило, соответствует 22 каратам (916 грамм золота на 1000 грамм сплава). В зависимости от лигатуры, цвет может быть лимонный, желтоватый, зеленоватый и красноватый или промежуточный оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. Традиционно, в России, для позолоты дерева, икон, лепнины, резьбы и мебели, использовали червонное золото (красноватое). В европейских странах позолота мебели осуществлялась более светлыми сплавами и сусальным серебром.

Стоимость реставрации золочения резьбы и лепнины зависят от объёма и сложности рельефа. Рассчитывается в квадратных дециметрах. В среднем, от 1500 до 3000 рублей за кв. дециметр. Точнее стоимость рассчитывается по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru.

Позолота дерева

Реставрация мебели со старинной позолотой

Политика нашей мастерской сохранение подлинности. Лучше бережно укрепить отслоение позолоты, очистить старое потёртое покрытие с просвечивающимся полиментом, чем тотально покрывать все поверхности новым. Хотя, в некоторых случаях полное золочение необходимо, а решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально. Получить консультацию реставратора о возможных вариантах восстановления старинной позолоты цене и сроках можно через нашу почту Elena@restavraciy.ru, прислав одну или несколько фотографий резьбы или лепнины своего кресла, багета, рамы, или части мебельного декора.

Позолота мебели Старинная позолота

Неопытные мастера, чаще всего начинают реставрацию с расчистки. Именно на этом этапе погибает огромное количество антиквариата. Вместе с налипшими загрязнениями и запылённостью легко удаляется рыхлый полу разрушенный левкас, иногда до дерева, безвозвратно унося с собой подлинность и историческую достоверность. В научной реставрации первый этап – это консервация в т.ч. фотофиксация. Крайне желательно, что бы расчистку и консервацию выполнял реставратор, имеющий опыт работы с золоченым деревом, особенно скульптурной резьбой.

Приёмы очищения позолоченной мебели, рамы, резьбы, багета зависят от вида поверхностных загрязнений и от способов нанесения золочения на основу. Плотные сухие пыльные наслоения возникают при хранении вещей в сухом проветриваемом помещении, где не горели жировые свечи, не топилась коптящая печь, не приготовлялась пища. В этом случае, плотный однородный сухой слой пыли можно удалить пеной слабого мыльного раствора. Расчистку производят точными, быстрыми движениями, что бы не допустить намокания дерева. Бывает более сложный вид загрязнения – смесь пыли с жировыми наслоениями и копоти. В этом случае, используется растворитель, способный разрушить слой жирной плёнки, не повредив при этом клеевое соединение сусального слоя с подложкой. В противном случае золочение смывается вместе с пыле-жировой плёнкой. Иногда, после излишне усердного очищения вместо золоченого дерева остаётся чистое.

Обнаруженная в ходе расчистки позолота, лепнины или резьбы не требует специальной обработки, потому что хорошо исполненной расчистки и консервации обычно бывает достаточно. Просвечивающийся сквозь потёртое золочение бордовый полимент придаёт экспонату особенно лепнине достойную глубину и красоту. В современной мебели полимент имеет яркий салатовый цвет.

Покрытие на рыхлом левкасе необходимо с большой осторожностью очищать и одновременно укреплять слегка влажной мягкой кистью, смоченной слабым водным раствором мездрового клея. Жидкость смоет чуждые наслоения, а проникший в левкас или дерево клей при высыхании укрепит его, придаст прочность и сохранит золочение на долгие годы.

Иногда позолота отслаивается чешуйками вместе с кусочками левкаса. Чешуйки приклеиваются на прежние места всё тем же мездровым клеем с помощью фторопластового шпателя.

Сложные случаи реставрации золочения – восстановление не только покрытия, но и воссоздание потерянных деталей декора резьбы и лепнины с их последующим вызолачиванием.

Золочение на полимент

Позолота лепнины Старая позолота

Различают водное «на полимент» и масляное «на мордан» золочение, а так же смешанную технику (их сочетание).

Водное золочение «на полимент» - старинная технология. Красота достигается благодаря виртуозной, резной скульптурной работе по левкасу, а так же за счет контрастов между полированной и матовой поверхностями позолоты.

Масляное золочение «на мордан» более современная и менее трудоёмкая технологии. Дерево грунтуется, вышлифовывается, далее покрывается тонким слоем лака мордан, слегка просушивается до состояния «на отлип». Наклеенное на мордан, в отличие от золота «на полимент» не полируется. Золочение на мордан получается однородным, по степени блеска. Сплошное или частичное золочение мебели в настоящее время производится на жидкие синтетические лаки или специальные клеи.

Так как листики слегка прозрачные, на оттенок золоченой поверхности может так же влиять и цвет полимента. В России и странах восточной Европы традиционно использовали бордовый полимент вследствие чего, Русская позолота киотных рам и мебели имеет красноватый оттенок. Во Франции полимент был голубым и желтым, в Италии часто используется зелёный полимент. Начиная с середины 19 века, широко используется способ укладки сусального золота на бесцветный лак мордан. В этом случае золочение кладётся на белый левкас без дополнительного подсвечивания полиментом.

Исходя из этого, становиться понятно, почему практически невозможно, «попасть в цвет» при восстановлении частично утраченной позолоты . Новые вставки ярко выделяются по цвету, по степени блеска. Лучше сохранить следы старого, «родного» золочения, чем пытаться имитировать уникальные произведения старых мастеров.

С уважением, Елена Жилина.

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал дерева, возраст мебели) и стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место нахождения мебели, осмотрит его и определит окончательную цену реставрации. В процессе реставрации цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Задать вопрос, оценить мебель, рассчитать стоимость реставрации

Если есть фотографии, прикрепите

Если фотографий много пришлите на почту Elena@restavraciy.ru
или позвоните 8(495)364-93-23

8(495)364-93-23
8(903)752-52-72
8(916)474-54-06

Ежедневно
с 9.00 до 21.00

Карта сайта