Логотип мастерской
МОСКВА, м. КУРСКАЯ
ул. ВОЛОЧАЕВСКАЯ, 3
c 9.00 до 21.00
.................

8(495)364‑93‑23
МОСКВА, м. КУРСКАЯ
ул. ВОЛОЧАЕВСКАЯ, 3
c 9.00 до 21.00

ТЕЛЕФОН     8(495)364‑93‑23
WHATSAPP:+7(985)364‑93‑23
SMS/MMS:   +7(916)474‑54‑06
ПОЧТА: elena@restavraciy.ru
Интерьер мастерской
Скидка 10% на все виды работ до 29 декабря 2020 г.

Антикварный гарнитур

В отличие от современного мебельного гарнитура, который состоит из довольно большого стандартного набора, предназначенного для определённой комнаты (спальни, кухни, столовой, детской), антикварный гарнитур может состоять из трёх, четырёх, или даже из двух вещей.

Антикварный гарнитур

На фото антикварный гарнитур из экспозиции Казанского исторического музея. Фото автора.

Диван, два кресла. Красное дерево. Резьба, полировка, шеллак. После реставрации. Обивка новая, но воссоздана по старинным аналогам. Цвет и рисунок соответствуют оригиналу. Стиль можно охарактеризовать как смешение стилей. От классицизма взята форма спинок – «корытце» и саблевидная форма задних ножек. От ампира – лебеди на локотниках. От шинуазри (одно из течений рококо) – форма окончания передних опор – «лапа дракона, сжимающая жемчужину». Такое смешение элементов разных стилей характерно для мебели середины и второй половин XIX века. Не каноническая форма элемента «лапа, сжимающая жемчужину», говорит о том, что гарнитур произвели не на большой мануфактуре, а где-то в усадьбе. Возможно крепостными мастерами.

 
Если нужны описание или оценка антикварного гарнитура по фотографии, присылайте фото на мою почту, WhatsApp или телефон. Я обязательно отвечу.

ГАРНИТУР - слово французское (garniture) в дословном переводе означает украшение, набор. Иными словами – набор предметов с одинаковыми украшениями или объединённых одной идеей. Антикварным гарнитуром можно назвать также набор старинной мебели, объединённый стилем, назначением. Кабинет – минимальный набор - стол, кресло, шкаф книжный. Гостиная диван, небольшой  стол, два или четыре кресла. Это минимум. Максимальное количество предметов не определено.

Предметы одной эпохи, стиля, автора, сами собой складываются в гарнитур. При подборе антикварного гарнитура из разных источников (аукционы, магазины, частные владельцы) вещи приобретаются в разном состоянии. От «потёртой роскоши» до состояния «как в Лувре». Чтобы из разрозненных предметов составить единую интерьерную композицию, можно их реставрировать (поменять ткань, придать нужный блеск).

Степень реставрации разная. От лёгкой, поверхностной – почистить, освежить лак, отрегулировать замки, ящики, петли. До серьёзной. Когда необходимо поднять вещь, что называется «из руин» и при этом сохранить её антикварность.

Старинные гарнитуры

Среди искусствоведов принято набор мебели, предназначенный для определённого вида помещения, именовать названием этого помещения. Набор мебели для столовой – СТОЛОВАЯ. Комплект для комнаты, в которой принимают гостей – ГОСТИННАЯ.

Старинная мебелировка формировалась в зависимости от потребностей и возможностей хозяина. Чем больше была комната, отведённая под кабинет, спальню, столовую или кухню, и выше достаток, тем богаче и разнообразнее был набор мебели.

Спальня или будуар могли включать в себя следующие предметы мебели: кровать, односпальная, полуторная, двуспальная, тумбочка, шкаф платяной – обязательный набор. А дальше начиналось… Тумбочки прикроватные, столик ночной, или нахтышный (для хранения ночной вазы в дневное время). Стол туалетный с пуфиком, казеткой или трюмо, трельяж, напольное зеркало псише. Столик чайный или небольшой круглый стол кофейный с двумя небольшими креслами. Дамское бюро для вседневной переписки с маленьким стулом. Непременный столик для вазы с цветами или консоль. Шкаф, шкафчик, шифоньер, комод, сундук, этажерка, скамья прикроватная. Глубокое мягкое кресло для чтения перед сном. В будуаре часто размещали Рекамье, диванчик для дневного отдыха. Осветительные приборы. Лампа, ночник, торшер.

Старинный гостиный гарнитур предназначался для приёма гостей и светских бесед без приёма пищи. Диван, несколько кресел, стульев и огромное разнообразие гостиных столов, консолей для цветов, зеркал соответствующих форм и размеров. Стол мог быть овальный, восьмигранный, круглый, «ананас на черепахе», журнальный, и так далее. Овальные зеркала вешались над диваном, прямоугольные в простенки, или над камином.

Гарнитур для зала, предполагал общение стоя, танцуя, слушая музыку, поэтов и чтецов. Включал в себя пристенные стулья, небольшие подвижные двухсторонние диванчики или канапе, столики ломберные, шахматные. Зеркала в простенках между окон и дверей, консоли.

Совсем другое дело – салон. В салоне развлечения, так сказать созерцательные. Там выставлялись картины модных или знаменитых художников, коллекции, собрания раритетов, выставки того, чем богаты. Салоны «держали» знатные прогрессивные дамы для приёма гостей. Там можно было не только посплетничать, как в гостиной или потанцевать как в зале, но и приобщиться к последним достижениям искусства, науки, техники. Все слышали такое выражение, как авиасалон, антикварный салон автомобильный салон.

Для салона, он же, клуб, характерна мебель, которой можно пользоваться, так сказать, со всех сторон. Мягкие скамьи, тет-а-тет, диван-десадос, конфидициан, пате. Застеклённые витрины для коллекций, грациозные горки с дорогим фарфором, этажерки.

В современных квартирах кухня давно совмещена со столовой, зал с гостиной, салон с прихожей.

Поэтому, если возникла необходимость купить антикварный гарнитур для зала, гостиной, столовой или кухни, нужно быть готовому к тому, что его, скорее всего,  придётся составлять самостоятельно. Подбирать по отдельным предметам. Полагаясь на собственный вкус.

 
Объединить разрозненные вещи в единую композицию поможет реставратор.

Обивка, старинная отделка, особая полировка, наличие благородной патины. Реставрационные приёмы позволяющие придать разным вещам внешне, еле уловимое сходство, которое объединит их в единый ансамбль. Будь то дворянский минимализм, или дворцовое сияние.

Стиль антикварного гарнитура

Не надо путать стиль антикварного гарнитура и время его изготовления. Определяя стиль, например, готика, вещь автоматически относят к XIV-XV векам. Барокко начало XVIII века. Ампир – начало XIX. Забывая при этом, что в XIX веке мебельщики изготовили огромное количество реплик и копий, в точности повторяющие оригиналы. Что даёт неограниченные возможности для всякого рода манипуляций с атрибуцией и, как следствие, завышения цен при продаже.

Стиль антикварного гарнитура

На фото антикварный гарнитур в стиле Людовик XIV (Годы правления 1643-1715), при дворе которого работал мастер мебельщик Андре-Шарль Буль. Именно Буль, в XVII разработал знаменитую технику маркетри из латуни и черепахового панциря, впоследствии получившую его имя. Впоследствии все вещи, декорированные маркетри из черепахи и латуни принято называть «в стиле буль», в «технике буль» или просто «буль». Изготовлен  этот старинный мебельный гарнитур во второй половине XIX века. Принадлежность к стилю определяется по внешнему виду и декору, а возраст предмета по технологии его изготовления, фурнитуре, замкам, петлям, крепежам, следам прошлых реставраций.

 
В старину всё делали в ручную, а, с середины XIX века началось фабричное машинное производство. Для реставратора моего уровня отличить ручную работу от машинной, также просто, как печатный текст от рукописного. Так, что даже по фотографии старинной мебели я без труда определю подлинник это, копия или подделка.

Основных художественных стилей не много. Они соответствуют историческим этапам развития всего изобразительного и декоративно прикладного искусства. Готика, Ренессанс, Барокко, Классицизм, Рококо, Неоклассицизм, Ампир. Это, относительно чистые стили. Так сказать, «столпы» искусствоведения.

Признаки стиля формируется годами. Чтобы его признали во всём мире проходят столетия после его ухода.

Так художники Ренессанса насмешливо называли своих предшественников готам, по имени племён, разрушивших великую Эллинскую культуру. Так появилась ГОТИКА.

Барокко – слово, обозначающее у испанских моряков бракованную, причудливой формы жемчужину. Как нельзя лучше подошло для обозначения пересыщенной объёмной тяжелой резьбой декора.

Ампир призван восхвалять императора. Римская империя, Наполеоновский ампир, Александровский, Сталинский. В декоре преобладают атрибуты победы и изобилия. Фанфары, знамёна, лавровые венки, гербы, рога изобилия и так далее.

Каждый чистый стиль разветвляется на множество течений. Так Готика есть ранняя, поздняя, пламенеющая. Барокко Французское (Людовик 14), Итальянское, Немецкое, Нарышкинское, Екатерининское….

Об особенностях, разновидностях, течениях внутри одного стилистического направления искусствоведы разных стран написали тома.

Наиболее точные характеристики, как по совокупности декоративных приёмов, так и по датам, а также стране изготовления – даёт присвоение имён правителей государств, во время правления и на территории которых этот стиль развился. Например. Мебель викторианской эпохи, Людовики, Наполеон I и II. Павловская мебель. Сталинская.

Великие мебельщики прошлого обогатили список названий декоративных приёмов своими собственными именами. Жакоб, Чиппендель, Макинтош, Тонет, Адам. Есть названия характерных приёмов декорирования по местности, где они зародились. Абрамцево, Прованс, Виндзор. Венская мебель, восточная, китайская, западноевропейская, древнерусская.

По назначению. Усадебная, дворянская, дворцовая, деревенская.

В конце 19 и до 20-х годов 20 века пришел Модерн. Со множеством видов и течений. Ар Деко, Конструктивизм, Либерти, Русский модерн, Французский, Немецкий, Английский. Позднее появились школы дизайна, которые также сформировали свой характерный почерк, как например, БАУХАУС в германии и ВХУТЕМАС в России.

В 20 веке изготовление мебели окончательно перешло на промышленные рельсы. Всё, что выпустили после 30-х годов 20 века можно назвать ретро или винтаж. Как-бы ещё не антиквариат, но уже и не современное.

Кровать в стиле Ренессанс

На фото кровать в стиле Ренессанс. Хотя она сооружена в 19 веке, декор в точности соответствует всем стилистическим признаки эпохи Ренессанс. Материал – орех. Декор в технике углубленной резьбы. Характерный орнамент внизу резных панелей. Строго симметричный рисунок. Характерные сюжеты. Канделябры. Гротески. Фото автора.

Части спального гарнитура

Фото части спального гарнитура. Классицизм. Не путать со словосочетанием «в классическом стиле», это разные понятия. Характерные черты. Прямые линии. Канелюры - продольные вертикальные углубления. Правильные геометрические пропорции. Симметрия. Декор латунными профилями позволяет отнести данное изделие к стилю «Русский Жакоб». Это, скорее торговый термин, который со временем приобрёл значение стиля.

Кровать с элементами рококо и классицизма

На фото кровать с элементами рококо и классицизма. Характерные черты рококо – затейливые изящно изогнутые линии орнамента, фигурная фанеровка шпонами разных пород дерева. От классицизма – прямые линии, четкие пропорции. Фото автора.

Стол письменный

До реставрации. Стол письменный. Готика. Характерные черты. Строгий четкий повторяющийся орнамент геометрической формы. Элементы декора заострены и устремлены вверх. Сюжеты скульптур характерны для средневековья. Святые, мученики в одеждах с огромным числом складок, скрывающие очертания тела. Так называемая готическая волна.

Следующее фото шкаф в стиле барокко. Объёмная скульптурная резьба. Изображены явно не  мученики. Растительный орнамент чередуется с изображениями гербов. Барокко любит крупные округлые формы, четкое разделение на вертикали и горизонтали.

Антикварный мебельный гарнитур

Антикварный мебельный гарнитур

Высокая художественность и низкая производительность вынуждала старых мастеров делать каждый отдельный предмет долгое время. Практически всё по заказам знатных особ. Интерьеры замков и дворцов собиралась годами, а то и веками. Антикварных гарнитуров, в нашем нынешнем понимании, тогда не было.

Антикварный мебельный гарнитур – большой комплект разных предметов интерьера с одинаковым декором появился на рубеже XVIII, XIX веков. С развитием сначала мануфактурного, а затем фабричного способа производства появляется разделение труда по операциям. Мебельщики разделились на столяров, резчиков, фанеровщиков, маркетристов, отделочников, художников по росписи мебели, позолотчиков. Производство становилось поточным, хотя и продолжало быть ручным.

Практика показывает, что большинство антикварных мебельных гарнитуров, предлагаемых к продаже, в каком бы стиле они ни были, изготовлены в XIX веке.

Причина проста. Мебельные мануфактуры, а затем и фабрики выпускали либо точные копии старинной мебели (реплики), либо мебель с использованием декора различных исторических периодов, в той или иной степени, похожую на подлинную, историческую. Высокая производительность позволяет делать мебель не только на заказ, но и на продажу. Чтобы побудить покупателя приобретать больше мебели у одного производителя, её начали объединять в гарнитуры. То есть разные предметы с одинаковым декором.

В это время и началось изготовление мебели целыми гарнитурами, используя для украшения элементы декора, орнаменты, художественные приёмы разных исторических периодов.

Так появилось очередное сначала течение, а потом и стиль, получивший впоследствии название ЭКЛЕКТИКА.

Старинный гарнитур уход

В современных интерьерах старинные гарнитуры в полном составе встречаются редко. Во-первых, размеры нынешних квартир, особенно их высота, чаще всего не позволяют разместить громоздкие обеденные столы на 12 или 24 персоны, высокие, 3 и более метров зеркала, помпезные купеческие буфеты вместе с самоварными столиками, сервировочными прилавками, этажерками, посудными горками. Да и быт сейчас предъявляет к вещам иные санитарно гигиенические требования.

 
Одна старинная вещь – раритет. Две-три уже коллекция.

Коллекция – это хорошо, но жить в музее, где ни чего нельзя трогать не всем нравиться.

Тем не менее, старинные гарнитуры в современной жизни не утратили своей актуальности, просто ими надо уметь пользоваться.

Во-первых, подбирается старинный гарнитур исходя из площади, потребности и возможности. Здесь главное знать, что необходимо и не делать спонтанных покупок.

Во-вторых, все вещи должны находиться в исправном состоянии. Для этого хорошо бы найти приемлемого по цене и качеству реставратора.

В-третьих, старинный гарнитур можно и нужно адаптировать к современной жизни. Есть несколько гуманных приёмов, позволяющих пользоваться старинными вещами, не нанося им вреда.

Правило первое. Всё должно быть исправно. Деревянные столы, стулья, диваны и кресла не шатаются, поверхности гладкие, без трещин и заноз, дверки подогнаны, ящики легко двигаются. Расшатанность предметов, находящихся в постоянной эксплуатации приводит к их быстрой гибели.

Правило второе. Плоские горизонтальные поверхности, как это делается во всех европейских музеях, защитить стеклом, лучше органическим. Оно лёгкое, тёплое, не бьётся. На него спокойно можно ставить вазы с фруктами и цветами, ёмкости с горячими или спиртосодержащими жидкостями, без риска испортить уникальную шеллачную полировку.

Правило третье. Исключить влажную уборку, тем более с применением агрессивных моющих и абразивных средств. Мы советуем воскосодержащие мебельные полироли – они создают тончайшее полируемое защитное покрытие.

По желанию - обить мягкую мебель подходящей тканью. Как правило, старинные мягкие гарнитуры нуждаются в замене ткани. Сохранить старую обивку или кожу в наших силах, но тогда мебелью можно будет только любоваться. Если в доме живут люди, есть дети, приходят гости, хозяева держат собак, кошек, птичек, обезьян и крокодилов, обивка старинной мебели просто обязана быть износостойкой.

Обивка тканями компаньонами придала старинному мягкому гарнитуру из дуба свежее, современное звучание.

Гарнитур начала XX века

На фото гарнитур начала XX века. Диван и два кресла. Реставрационные работы выполнена по всем канонам. Последний штрих, а именно, обивка, выбрана заказчиком не традиционно одинаковая для всех предметов, а ткани компаньоны. Получилось свежо и современно.

Подобрать мебельный гарнитур

Купить целый настоящий антикварный мебельный гарнитур в полном объёме, да ещё и в хорошем состоянии, довольно сложно. Проще подобрать.

Как правило, продаются отдельные вещи или группы из нескольких предметов. Причин несколько. Первая – бытовая. В процессе жизни что-то ломается, выбрасывается, заменяется новыми. Вторая – раздел наследства. Наследники либо делят всё поровну на всех, либо продают в розницу.

Чтобы подобрать мебельный антикварный гарнитур, одних денег мало. Необходим вкус, чувство меры. И, конечно же, чтобы привести всё приобретённое к общему знаменателю - хороший реставратор, профессионал, понимающий, что от него требуется.

Набор мягкой мебели

На фото. Набор мягкой мебели второй половины XIX века. Россия. Орех, резьба, полировка, золочение.

На первый взгляд все элементы из единого гарнитура. При более внимательном рассмотрении можно заметить разную форму передних ножек у кресел и стульев. Это говорит о том, что вещи одного времени, одного материала, может быть сделаны в одной мастерской, но от разных наборов.

Одинаковой обивкой, оттенком цвета, степенью глянца и фрагментарной позолотой реставратором был создан единый ансамбль. Причем, ни чего не переделывая, не подгоняя, не изменяя вещи. Оной только отделкой.

 
Вещи одного времени легко складываются в мебельный гарнитур.

Гарнитур мебели реставрация

Особенность реставрации мебельного гарнитура состоит в том, что его необходимо реставрировать весь одновременно и у одного мастера.

Работа реставратора сложна и многообразна. Столярная часть, восстановление резьбы, шпона, маркетри. Конечный этап – отделка. Верный подбор цвета, тон, оптические свойства лака, сохранение следов бытования, патина. Толщина и способ нанесения отделочного слоя, обуславливают бархатное мерцание дорогого дерева, выявляют текстуру «поднимают цвет» – это индивидуальный почерк реставратора. У каждого он свой.

Чтобы мебель, не перестала быть гарнитуром, или стала им, отделка должна быть отделана, что называется, «одной рукой».

Это особенность реставрации мебельного гарнитура. Во всём остальном всё как обычно.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Стул из массива берёзы под покраску в белый цвет Склейка старинного стула Обивка в стиле ПРОВАНС
Старинная скульптура из слоновой кости Сувальдный замок с секретом Резьба из массива ореха
Кресло-корытце 19 века Кресло карельская берёза. Полировка шеллак Кресло 60-х с деревянными подлокотниками
Устранение царапин, ремонт шпона Физгармония. Рояльный лак Сиденье из ротанга
Старинное зеркало после восстановления Французская мебель.Бюро Антикварная мебель в современном интерьере

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2020 г.)

Цена, тыс. руб.
Стул5 - 20
Кресло10 - 30
Диван30 - 60
Стоимость, тыс. рубли
Стол10 - 40
Буфет30 - 80
Шкаф30 - 80

Восстановление лакокрасочного покрытия

ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение500
Полировка1500
Шеллак2000
Золочение3000
ОтделкаРуб./кв. дм
Патиниров.50
Роспись200
Маркетри500
Мозаика1000

 

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Изображение формы