Главная  →  Книги о реставрации мебели  →  Бытовая мебель русского классицизма

Бытовая мебель русского классицизма

Среди задач художественного порядка, возникающих перед проектировщиками мебели, особого внимания заслуживает проблема творческого освоения отечественного наследия.

Между тем, если в области архитектуры уже немало сделано по изучению и популяризации русского классического наследия, то этого нельзя сказать о русском декоративно-прикладном искусстве вообще и особенно о мебели, являющейся неотъемлемым элементом интерьера.

Литература о русской мебели весьма скудна и не дает о ней необходимого представления. В дореволюционное время было выпущено несколько небольших брошюр и журнальных статей; носящих случайный характер и посвященных отдельным историческим образцам русской мебели.

Если не считать кратких данных о развитии русской мебели, приведенных в книгах «Мебель. Альбом обмеров» и «Стили в мебели» Н. Н. Соболева, выпущенных Академией архитектуры СССР, то исследовательской и теоретической литературы в этой области почти не имеется.

Между тем, обращаясь к лучшим историческим образцам русской мебели, изучая и анализируя художественные и технические принципы, заложенные в основе их формообразования, можно отметить, что эти образцы представляют интерес и в настоящее время.

Особенно это относится к русской мебели конца XVIII и начала XIX веков, когда работа русских мастеров мебельного искусства достигла весьма высокого художественного уровня.

Удобные в пользовании, простые и лаконичные по своим формам и в то же время продуманные по пропорциям, с ясной выразительностью конструкций, умелым использованием породы и текстуры древесины, лучшие образцы мебели этого периода безусловно обладают ценнейшими качествами, которые могут быть творчески использованы при проектировании современной мебели.

Необходимо напомнить, что русская архитектура второй половины XVIII и первой трети XIX веков характеризуется как архитектура классицизма. Необходимо также отметить, что весьма характерным для классицизма в России было единство стиля архитектуры и декоративно-прикладного искусства, произведениями которого заполнялись интерьеры сооружений того времени.

Поэтому таким же самостоятельным и самобытным, как архитектура периода классицизма в России, было и декоративно-прикладное искусство с его главнейшим разделом — мебелью.

По своим формам, материалу и отделке мебель периода классицизма в России можно разделить на две довольно резко отличающиеся друг от друга группы.

Первая группа представляет собой уникальную парадную мебель, находившуюся, главным образом, в больших дворцах. Ко второй группе можно отнести более скромную бытовую мебель, имевшую распространение в загородных помещичьих усадьбах и городских домах.

Дворцовая мебель была более парадной по своим формам. Она богато украшалась резьбой, позолотой, а часто и бронзой. Эта мебель, предназначавшаяся для официальных апартаментов, отличалась торжественностью и строгостью стиля.

Большая часть дворцовой мебели выполнялась по проектам крупнейших русских зодчих. Так, мебель для Павловска проектировал Воронихин. Мебель «английского дворца» была изготовлена по проектам Кваренги.

Проектировали мебель также Стасов. Жилярди, Григорьев. Особенно много проектов дворцовой мебели сделал Росси. Изготовляли эту мебель искуснейшие русские мастера.

Уникальность дворцовой мебели давала возможность ее авторам применять более сложные формы, дорогую экзотическую древесину, дорогие бронзовые украшения и т. п.

Совершенно иначе обстояло дело с более простой и относительно скромной бытовой мебелью периода русского классицизма. Большей частью эта мебель выполнялась по проектам мастеров или владельцев небольших мебельных мастерских.

Естественно, что мастера вносили в свои произведения разнообразные художественные вкусы, все накопленные ими знания и навыки, приемы обработки древесины, отделки и декора. Это в значительной мере отражалось на формах русской бытовой мебели того времени, которые неизменно обогащались из неисчерпаемого источника народного искусства.

Большое количество мебели выполнялось крепостными мастерами, бывшими постоянно в числе дворовых у крупных помещиков. Наиболее значительные н известные постоянные мебельные мастерские, в которых работали крепостные мастера, имелись в усадьбах «Архангельское», «Останкино», а также в г. Курске и других городах.

Среди русских мастеров-мебельщиков, прославившихся своим искусством, особенно известны: Зенин, Нащокин, Сидоров, Уточкин — в Москве и Московской области; Иван Рудин, Андрей Федоров и ряд других — в Вятке, где возник значительный центр мебельного производства в конце XVIII века.

* * *

Настоящая работа посвящена описанию и обмерам мебели русского классицизма конца XVIII и первой четверти XIX веков.

Мебель конца XVIII века представляет для нас большой интерес. Ее новые художественные качества в значительной мере зависели от того перелома, который произошел в этот период в формах, декоре и отделке. Мебель потеряла вычурность и пышность, характерные для первой половины и середины XVIII века. В это время впервые был поставлен и в значительной мере удачно разрешен вопрос о функциональных качествах и удобстве мебели, о ее масштабности по отношению к жилым помещениям.

Наряду с изготовлением обстановки для удовлетворения сравнительно узкого круга потребителей из среды помещиков и городских дворян, а так же нарождающейся буржуазии, в этот период создавались специальные мебельные производства, которые выпускали мебель в довольно большом количестве.

Значительно расширился и ассортимент обстановки, предназначавшейся для парадных и жилых комнат (залов, гостиных, кабинетов, столовых, спален, передних).

Так, например, можно назвать следующие основные виды и типы мебели в зависимости от помещений, для которых она предназначалась:

1) для залов — кресла, стулья, а также диваны разных размеров и типов, банкетки, столы разной формы, столы-консоли, тумбы, висячие зеркала,экраны;

2) для гостиных — кресла, стулья и диваны, секретеры, бюро, столы различного типа («бобики», геридоны, ломберные и др. ), ширмы, этажерки, горки и шкафы для фарфора, трюмо, зеркала «псише», подставки для цветов и др.;

3) для кабинетов — письменные столы, бюро, секретеры, кресла, стулья и диваны разного типа, книжные шкафы, конторки, экраны и др.;

4) для столовых — обеденные столы разной формы (обычные и раздвижные), «сороконожки», «пауки», кресла и стулья, буфеты, полубуфеты — серванты, «дрессуары» для посуды, горки, поставцы;

5) для спален — кровати, кушетки, оттоманки, платяные шкафы, трюмо, шифоньерки, комоды, ночные столики, туалетные столы или комоды, рабочие столики;

6) для передних — диваны простые (крашеные или полированные) из дешевых пород древесины, лари, стулья, вешалки, трюмо, столы—подзеркальники и др.

Основной целью альбома является показ фотографий и обмеров образцов мебели периода русского классицизма, ознакомление с которыми помогло бы нашим проектировщикам мебели и учащимся художественно-промышленных школ изучить лучшие художественные и технические традиции русского мебельного искусства, творчески использовать и развить все лучшее, прогрессивное, что заложено в этих образцах.

В настоящем альбоме подобраны предметы, наиболее интересные по своим художественным качествам, характерные по стилевым особенностям и конструкциям, а также наиболее распространенные в быту того времени.

В основном для альбома подбирались образцы, наиболее целесообразные по устройству, свободные от претенциозности и вычурности форм и декора.

Ниже приводятся наиболее характерные эстетические и технические черты мебели конца XVIII и начала XIX веков.

Основная наиболее характерная черта мебели этого периода, свойственная вообще русскому классицизму, заключается в единстве и неразрывной связи с архитектурой интерьеров того времени.

Простота, лаконичность и ясность архитектурных форм интерьеров, отсутствие излишеств в декоре и отделке, сочетание глади стен с хорошо прорисованными профилями и лепниной карнизов, наличников и т. п. — все это хорошо увязывалось с мебелью. Строгая симметрия и лаконичность форм, характерные для архитектуры периода классицизма, господствовали и в мебели, которая почти не знала асимметричных решений. Формы и композиция мебели создавались по законам, близким к архитектурной композиции. Применение в резьбе мебели орнаментов, однородных или близких по духу и рисунку орнаментам, применявшимся в лепке и росписи стен и потолков, в значительной мере способствовало единству стиля и наилучшей художественной выразительности интерьера. Большей частью орнаментация создавалась на основе творческого использования классических античных тем и национальных русских мотивов.

Несмотря на то, что для изготовления мебели применялись многие отечественные породы древесины (орех, береза, тополь, осина, ясень и др.), изделия почти всегда окрашивались под красное дерево, самое модное в то время.

Следует отметить, что дефицитность и высокая стоимость импортного красного дерева до некоторой степени влияли на формообразование русской мебели. Перед русскими рисовальщиками и мастерами мебели встала задача наиболее эффективного применения фанеры вместо дорогостоящего массива красного дерева. С этой задачей мастера того времени блестяще справились, создав мебель, прекрасную по своим формам и в то же время наиболее подходящую для широкого применения фанеровки. Способы изготовления пиленой фанеры в России к этому времени заметно усовершенствовались. В частности, толщина пиленой фанеры значительно снизилась, благодаря чему она стала более дешевой и удобной в работе.

В 70-х годах XVIII века впервые для изготовления мебели начали применять карельскую березу, получившую наряду с красным деревом большое распространение.

Основным методом отделки была высокого качества полировка, наивыгоднейшим образом выявлявшая естественную красоту древесины. Гораздо реже применялась окраска непрозрачными красками, главным образом, белым цветом по левкасу.

Наиболее распространенным приемом декора была резьба, которая осуществлялась или непосредственно по массиву, или приклеивалась к предмету. Иногда резьба золотилась по левкасу.

Бронзовые украшения на мебели конца XVIII века встречались в небольшом количестве; весьма редкими они были и в XIX веке.

Имевшие широкое применение в декоре мебели во второй половине XVIII века инкрустация и набор геометрическим орнаментом в конце XVIII века применяются значительно реже и в начале XIX века почти совсем исчезают. В этот период в облицовке мебели можно встретить лишь прожилки, которые вставлялись в фанеру по периметру плоскостей. Указанный прием декора имел наиболее широкое распространение в мебели из карельской березы.

Отличительная особенность декора мебели русского классицизма — его сдержанность — в значительной мере содействовала выявлению естественных декоративных качеств древесины и ее отделки.

Для русской мебели этого периода характерно наличие больших гладких плоскостей, на которых особенно хорошо можно было показать красивую текстуру древесины. Резьба разных видов, применявшаяся лишь в небольших количествах, только подчеркивала спокойную гладь плоскостей мебели.

* * *

Приводимые в альбоме образцы мебели подобраны по следующим группам в зависимости от целевого назначения предметов, входящих в группу:

1) мебель для сидения табл. 1—22,

2) столы разные табл. 23—35,

3) секретеры табл. 36—39,

4) шкафы, шифоньеры, буфеты табл. 40—46,

5) комоды, шкафчики, тумбочки и др. табл. 47—53.

Ниже разбираются некоторые особенности отдельных видов мебели по группам, приводимым в альбоме.

На протяжении рассматриваемой нами эпохи развитие форм русской мебели претерпело значительные изменения. Однако трудно установить более или менее точные хронологические границы этих изменений. Мебель, характерная по своим формам для более ранних лет, создавалась и в более поздние годы. Наконец, мы встречаем ряд предметов, формы которых носят промежуточный характер. Поэтому в приводимых образцах мебели хронологический порядок соблюдается только там, где это возможно; подбор же образцов внутри группы по виду мебели производился, главным образом, по признаку общности их целевого назначения и формальных особенностей.

1. СТУЛЬЯ, КРЕСЛА, ДИВАНЫ

Мебель для сидения (стулья, кресла и диваны), относящуюся к эпохе классицизма, можно разделить по формальным и конструктивным признакам на три довольно четко отличающиеся друг от друга группы.

Особенностью мебели первой группы, к которой относятся предметы, помещенные на табл. 1—7, является легкость и изящество ее форм вообще и, в частности, спинок, имевших большое разнообразие рисунков.

Как правило, вследствие своего небольшого сечения, все конструктивные элементы мебели изготовлялись из массива ценной древесины без применения фанеровки. Передние ножки часто делались точеными, сильно утоняющимися книзу. Характерным отличием кресел этой группы мебели является сложная форма их локотников, которые часто имели кривизну в двух направлениях.

Интересными по рисунку и характерными только для этой группы были диваны, у которых спинки состояли из трех, а иногда из четырех секций, точно повторявших основной мотив спинки кресла (табл. 3 и 5).

Кроме обычных приемов декора, применявшихся в этой мебели, как, например, выпильные, точеные и резные детали, можно отметить еще украшения латунными рифленными или штампованными полосами, вставлявшимися в передние ножки, подлокотники и другие лицевые детали (табл. 4 и 5).

Промежуточным типом кресел и стульев между первой и второй группой мебели можно считать образцы, изображенные на таблицах 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14.

Характерной особенностью этих образцов является наличие более массивных деталей, а также появление лопатообразных спинок у стульев.

Ко второй группе мебели для сидения следует отнести стулья и кресла с так называемой боченкообразной спинкой (табл. 15, 16 и 17). Рисунки этих спинок были очень разнообразны, но основная форма их оставалась постоянной.

Большей частью спинки были жесткими из массива или фанерованными, но иногда (позднее) часть спинки делалась полумягкой, обивалась декоративной тканью с внутренней и наружной сторон (табл. 16).

Наибольший интерес по своим формам и конструкции представляет мебель третьей группы (табл. 18, 19, 20, 21 и 22), появление которой можно отнести к самому началу XIX века.

На таблицах обмеров 18, 19 и 20 можно видеть конструктивную схему стульев и кресел этой группы.

К основным технологическим преимуществам мебели третьей группы, не потерявшим своего значения и до настоящего времени, можно отнести следующие:

1) возможность применения массива недефицитных местных пород древесины (береза, дуб и даже сосна) для конструктивных элементов;

2) наличие легко поддающихся фанеровке и полировке гладких поверхностей стульев и кресел (боковинок, спинок и рамок сидения);

3) возможность отделки некоторых элементов до окончательной сборки предмета в целом.

Что касается прочности конструкции, то о ней можно судить хотя бы по тому, что весьма значительное количество стульев и кресел дошло до нас в целости после непрерывной эксплуатации их в течение 130—150 лет.

В художественно-декоративном отношении боковинки стульев и кресел благодаря применяемой конструкции давали широчайшие возможности для создания бесконечных вариаций выпильного рисунка.

Большей частью рисунок боковинок, да и всего предмета, представлял собой удачное использование античных мотивов в сочетании с выработавшимися к этому времени своеобразными формами и орнаментами русской мебели.

Фанеровка боковинок производилась только в «рост», т. о. с подбором текстуры фанеры по вертикали. В мебели этой группы имела широкое применение резьба по массиву и накладная.

Особый интерес представляют диваны этой группы, которые также имели необычную разборную конструкцию. Спинки диванов, как правило, жесткие, имели облицовку в виде красиво подобранной фанеры из ценных пород древесины (табл. 21 и 22).

2. СТОЛЫ

Из множества типов столов, относящихся к концу XVIII и началу XIX веков, меньше всего дошло до нас обеденных столов, в том понятии о них, которое существует у нас в настоящее время. Речь идет о столах прямоугольной, круглой и овальной формы, имеющих различные конструкции, которые позволяют размер столов при желании увеличить.

Весьма распространенными типами столов того времени были преддиванные столы разной формы. Чаще всего они устраивались на одной ножке (табл. 23 и 24), но встречалось значительное количество столов и другой формы (табл. 25, 26). Так как они находились большей частью в парадных комнатах и им придавалось преимущественно декоративное значение, формы и декор этих столов бывали довольно богатыми и сложными.

Большое распространение имели также ломберные столы с раскладывающимися крышками, а также разных размеров и форм небольшие столики, имевшие часто больше декоративное, чем утилитарное значение (табл. 27, 28, 29, 30).

Столик «бобик» (табл. 31), использовавшийся обычно как дамский рабочий столик, получил название от формы своей крышки, похожей на форму боба.

Консольный стол (табл. 32) предназначался, главным образом, для установки на нем декоративных предметов (скульптуры, ваз и т. п. ) и находился всегда у стены. Конструкция и форма его в поперечном разрезе часто напоминала консоль.

Оригинальным и интересным типом мебели являются письменные столы того времени (табл. 33, 34, 35).

Письменные столы с тумбами встречались сравнительно редко. Гораздо большее распространение имели столы на четырех ножках; их характерной особенностью было наличие на крышках своеобразных надстроек, состоявших из ящичков, шкафчиков и полочек. Эти надстройки придавали столу более архитектурный и монументальный вид и в то же время были удобнее в пользовании, чем ящики, располагаемые внизу стола в тумбах.

3. СЕКРЕТЕРЫ

Промежуточным видом мебели от стола к шкафу были письменные шкафы или так называемые секретеры с откидной крышкой, служившей столом для работы (табл. 36, 37, 38, 39, 40).

Секретерам придавалось всегда большое декоративное значение. Они,

как правило, особенно тщательно отделывались (особенно внутренняя

часть за крышкой) и часто богато украшались.

Еще ближе по своим формам к шкафу были так называемые шкафы бюро, представлявшие собой секретеры с поставленными на них шкафчиками, которые служили для хранения книг или посуды (табл. 40).

4. ШКАФЫ И ШИФОНЬЕРЫ

На табл. 41, 42, 43 и 44 представлен ряд шкафов с остекленными дверками. Прямое назначение этих шкафов трудно определить. В них хранились или книги, или декоративная посуда.

Характерным декоративным приемом при изготовлении шкафов того времени, имевшим, однако, и практическое значение (обтекаемость формы), было небольшое срезывание или закругление фасадных углов. Срезанный угол имел вид пилястры с резными украшениями сверху и снизу, а иногда своеобразные раскреповки, в которые упирались венчающий карниз и тяга на цоколе (табл. 41).

Рамочную конструкцию шкафов в последние десятилетия XVIII века начали заменять щитовой конструкцией, которая в начале XIX века была снова вытеснена рамочной.

Остекленные дверки шкафов почти всегда имели накладные или конструктивные горбыли. Накладным горбылям часто придавалось декоративное значение (например, перекрещивающиеся стрелы в дверках шкафа, табл. 41).

Большое распространение имели так называемые шифоньеры с дверками в верхней части и с выдвижными ящиками — в нижней. На табл. 45 показана интересная форма углов в шифоньере.

В очень небольшом количестве дошли до нас буфеты. По всей вероятности, это можно объяснить распространением в то время специальных буфетных комнат со встроенными буфетами, которые заменяли отдельно стоящие буфеты.

На табл. 46 приведен характерный тип буфета на три отделения вверху и внизу.

 Особый интерес представляет прием фанеровки, очень распространенный в то время. Несмотря на рамочную конструкцию буфета, фанеровка сделана «в рост» без учета направления текстуры находящегося под фанеровкой массива конструктивных элементов.

5. КОМОДЫ, ШКАФЧИКИ И ТУАЛЕТНЫЕ СТОЛЫ

Образцы небольших шкафчиков и комодов приведены в конце альбома (табл. 47, 48, 49, 50 и 51).

Некоторые из приведенных образцов имеют выпуклую фасадную линию в плане. Эта форма, характерная для небольших шкафов периода русского классицизма, интересна тем, что она оживляет фасад и создает дополнительные эффекты после отделки (табл. 47, 49, 50, 51).

Такая же форма была распространена и в более высоких шкафах.

Следует также отметить, что некоторые шкафчики выполнены в виде пьедесталов под декоративные предметы — скульптуру, вазы и т. п. (табл. 50, 51 и 53).

* * *

Публикуемый альбом состоит из материалов Отдела интерьера и художественной промышленности Академии архитектуры СССР по бытовой мебели периода русского классицизма и является продолжением работы но собиранию и публикации этих материалов, начатой Академией архитектуры СССР в 1939 году.

В обмерах образцов с натуры приводятся: общий вид предмета с размерами; разрезы, характеризующие устройство предмета и основную конструкцию его; чертежи деталей предмета и его декора. Каждый предмет имеет аннотацию, в которой, кроме краткого описания особенностей устройства предмета, указываются: примерная дата изготовления, материал, из которого он изготовлен, характер фанеровки и отделки, цвет, краткое описание декора и, наконец, местонахождение предмета в данное время.

В альбоме имеются 53 таблицы, содержащие 56 фотографий с натуры и 67 обмеров.

Собирание материалов по мебели русского классицизма — производство фотографий с натуры и обмеров — проводилось в б. Научно-исследовательском институте художественно-декоративных изделий и оборудования зданий Академии архитектуры СССР. Работой руководил арх. А. И. Беспрозванный. В работе участвовали: арх. С. Ф. Денисовский, арх. О. Л. Быковский, арх. Ф. Н. Комаров, арх. Е. Е. Шретер, техник Е. В. Глезденева, фотограф Л. К. Данилкин. В качестве консультантов принимали участие: арх. И. Е. Бондаренко, И. И. Лазаревский и канд. архитектуры Л. 3. Чериковер.

C уважением, Елена Жилина

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 1 августа 2017 г.)

Цена, рубли
Стул5000 - 20000
Кресло10000 - 30000
Диван30000 - 60000
Стоимость, рубли
Стол10000 - 40000
Буфет30000 - 80000
Шкаф30000 - 80000

 

УслугаЦена, руб.
Ремонт мебельного замка1000 - 3000
Обивка сиденья500 - 3000
Перетяжка сиденья7000 - 15000
Доставка1500 - 3000
Цена
ДеревяннаяДоговорная
Шпонированная---\\---
Резная---\\---
Мягкая---\\---

 

ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение5000
Полировка15000
Шеллак20000
Золочение30000
ДекорированиеРуб./кв. дециметр
Патинирование500
Роспись2000
Маркетри5000
Мозаика10000

 

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Задать вопрос, оценить мебель, рассчитать стоимость реставрации

Если есть фотографии, прикрепите

Если фотографий много пришлите на почту Elena@restavraciy.ru
или позвоните +7 (495) 364-93-23

8(495)364-93-23
8(903)752-52-72
8(916)474-54-06

Ежедневно
с 9.00 до 21.00