Реставрация мебели
Мастерская оказывает услуги по реставрации мебели. Преимущественно старой, из дерева. Как правило, домашней обстановки жилых квартир, дач, домов. В большинстве случаев, это мебель семейная, доставшаяся по наследству от родителей, дедушек и бабушек.
Главная задача реставратора - сохранить вещь. Сохраниться она только в том случае, если после реставрации она будет нравиться своему хозяину, заказчику.
Наша мастерская является профессиональной столярной мастерской. Занимаемся восстановлением мебели больше 30 лет. Нами накоплен положительный опыт реставрации мебели, которым я и делюсь в этой статье.
С уважением, Елена Жилина.
Основное направление мастерской - реставрация мебели антикварной 19 века. А так же мебели советской, 50-х, 60-х, 70-х. Это румынская, венгерская, ГДР, чешская, югославская. Производим ремонт современной мебели из дерева: итальянской, испанской, от российских дизайнеров, авторской эксклюзивной и так далее.
Мастерская основана в 1992 году. Опыт работы огромный. В том числе и по удержанию адекватных цен при неизменно высоком качестве.
Казалось бы, нет такой мебели, которую мы не смогли восстановить или нам не удалось бы удовлетворить желание заказчика. Но останавливаться в развитии нельзя. Мы постоянно ищем пути повышения качества и снижения себестоимости наших услуг.
Реставрация - это процесс, в котором участвуют двое. Заказчик ставит задачу, а реставратор её выполняет.
Задача реставратора выполнить желание клиента. А клиент хочет одного. Что бы было хорошо. Хорошо - это как но хочет. А как он хочет - выражает словами. Возникает недопонимание. Почему?
Терминами, принятыми в реставрации, например, полировка, лакировка, отделка, покрытие - для большинства людей - это синонимы, а для отделочника - разные операции и разный результат.
Мы можем многое. Сохранить вид "потёртая роскошь". Произвести отделку "только шеллаком". Создать ощущение, "будто только что сделали, но в 19 веке", и даже, "что бы блестело, как в Лувре".
Реставрация мебели это...
"Современные исследователи склонны связывать истоки реставрации с древним обычаем, присущим всем народам мира, - чинить обветшалые вещи." В. В. Зверев.
Сначала, в древние времена, когда вещей было мало, а мастеров много, реставрацией (починкой) занимались те, кто производил эти самые вещи, каретники чинили кареты, иконописцы поновляли иконы, столяры ремонтировали троны во дворцах. Со временем появилась необходимость восстанавливать предметы, производители которых давно ушли в лета, унеся с собой секреты мастерства. Древние рукописи на истлевшей бумаге, археологические находки, бесценная живопись, требуют особых условий хранения и методов восстановления. Так возникла наука реставрация.
Но необходимость чинить не старые вещи, технология изготовления которых ушла от нас не очень далеко, лет на 100-150 не более, осталась. Именно такой реставрацией мы и занимаемся.
Договор на реставрацию
Любой договор начинается с переговоров. На этапе переговоров закладывается успех всего мероприятия. Хорошо, если реставратор - профессионал и, какими бы словами, заказчик не выражал свои желания, поймёт задачу правильно. Хорошо, если заказчик может четко формулировать свои требования на понятном для мастера языке.
Восстановление, ремонт, починка, обновление, освежение лака, - так обычно обозначает свои желания заказчик (владелец, клиент, коллекционер, музей, театр). Реставратор же, скажет: восстановление, исправление, регенерация лака, дублирование, реконструкция, экспликация. У каждой профессии своя терминология.
При заключении договора на реставрацию мебели заказчик, как правило, указывает либо комплекс работ (ремонт, починка), либо устранить главную причину обращения к реставратору (убрать царапины, склеить, обновить лак). Нередко заказчик прямо говорит мастеру, какую именно работу надо сделать (склеить, отреставрировать, покрасить).
Реставратор же слушая заказчика, определяет для себя характер работ. Будет ли это консервация, ремонт, реконструкция, экспликация копирование или всё вместе.
В реставрации всегда участвуют две стороны. Заказчик ставит задачу. Исполнитель её реализует.
Опыт показывает, что ключевые моменты необходимо фиксировать в договоре, даже, если они кажутся очевидными обоим сторонам. Например. Входят ли расходные материалы в стоимость реставрации? Кто оплачивает непредвиденные расходы? За чей счет доставка или переделка?
Обозначить задачи и объём работ, цену и сроки, необходимо до того, как заказчик отдаст предмет реставратору, а реставратор приступит к работе.
Профессионал всегда говорит на языке заказчика и отстаивает интересы предмета, который ему предстоит восстановить.
Реставрационные термины
Термины реставрации, тем более научной, имеют массу синонимов, присущих разговорной речи. Например: экспликация - дублирование, консервация - остановка процесса разрушения, регенерация- наращивание. Практикующие реставраторы часто употребляют сленговые слова и выражения, не понятные для большинства слушателей, но точно отражающие процесс. "Поднять цвет" - сделать естественный цвет дерева выразительнее. "Пройтись тампоном" - подчеркнуть выступающие фрагменты резьбы, сделав её рельефнее. "Погасить блеск" - снизить отражательную способность лака.
Слова несут смысл, который ведёт за собой действие. Неправильное понимание или неверное употребление приводит к путанице в понимании целей и задач. Самая большая путаница начинается с порога.
Ремонтники, что бы добавить лоска своим услугам и повысить цену, называют ремонт реставрацией. А заказчики, наоборот, что бы снизить цену услуги, просят "слегка подремонтировать", "подделать", и, даже "подшмурыгать", надеясь получить полноценную реставрацию за менее высокую цену.
В чем разница между ремонтом, реставрацией и консервацией? Даже, всеми любимая ВИКМПЕДИЯ, путает названия этих процессов немилосердно.
Реставрация
Реставрация (лат. restavratio — восстановление ). Термин "реставрация" предназначен для обозначения любого вмешательства, направленного на сохранение материала, из которого состоит объект, с целью продления его жизненного цикла. В особых случаях, восстановление свойств материалов.
В реставрации мы сохраняем материал. МАТЕРИАЛ!!!
Отслоившийся шпон укладываем на прежнее место, ветхое дерево пропитываем стабилизирующими растворами. Шеллачное покрытие регенерируем. Остановить процесс разрушения (разрыва, разложения, растрескивания, отслоения). Камню возвращается твёрдость, коже - эластичность, стеклу прозрачность, дереву - прочность. Будь то мебель, картина, икона, или серебряная табакерка.
Отсюда и градация реставрационных специальностей. Реставратор по дереву, металлу, по ткани, коже, стеклу и так далее.
Реставратор расчищает (моет, снимает, обеспыливает), укрепляет и ни чего не добавляет.
А если и добавляет, то вставка должна быть заметна, что бы зритель сразу мог понять, где "родной" материал, (шпон, маркетри, лак) а где добавленный.
Это правило сохраняло свою актуальность вплоть до падения Советского Союза. Оно и сейчас действует в научной реставрации. Синоним научной реставрации - реставрация музейная.
Музейная реставрация
Слово МУЗЕЙ происходит от греческого μουσεῖον, что дословно означает дом Муз. Сейчас музеем называют учреждение, занимающееся собиранием, изучением хранением и экспонированием предметов - памятников материальной и духовной культуры. Консервация (создание условий хранения) и реставрация (восстановление материала) - две составляющие единого процесса сохранения объекта в первозданном виде. То есть, в том виде, какой был в момент создания его автором.
Музейная реставрация имеет своей целью сохранить материальный объект культурного наследия в неприкосновенном виде для изучения его последующими поколениями.
В настоящее время в России существует более 10 высших и средних специализированных учебных учреждений, которые готовят реставраторов. Это РГГУ, МЕХГТУ им. С. Г. Строганова, СПб. академический институт живописи им И. Е. Репина, Академия художеств, Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 г., Суздальское художественно-реставрационное и др.
Кстати, директор нашей мастерской Сергей Александрович Жилин закончил РГГУ.
При музейной реставрации главное - сохранить предмет в том виде, в котором он до нас дошел. В лучшем случае, довести его до экспозиционного состояния. О восстановлении его утилитарных возможностей и речи быть не может.
Функция музейного экспоната - быть подлинным материальным носителем достижений культуры определённого временного периода.
Научная реставрация
На бытовом уровне под словосочетанием "музейная реставрация" подразумевается либо "научная реставрация", либо комплекс работ, состоящий из консервации и реставрации. Что такое научная реставрация мебели и чем она отличается от всех остальных видов реставрации?
Реставрация - наука целиком основанная на опыте. Научный подход к процессу реставрации состоит в следующем. Реставратор, имеющий профильное образование, исследует предмет и предлагает способы реставрации исходя из своих профессиональных знаний. Реставрационный совет в лице ответственных за сохранность музейного фонда утверждает план работ. Реставратор производит расчистку, консервацию и реставрацию, фиксируя процесс, производя соответствующие записи. Далее хранитель наблюдает за объектом. Год, два, три. Чем дольше, тем лучше, фиксируя изменения. На основании анализа изменений принимается решение о дальнейшем использовании исследованного материала или его ограниченного применения в реставрации.
Например. Укрепили старый шпон на ветхой столешнице современным столярным клеем . А через 3 года шпон оторвало без каких либо внешних причин. Исследовали клей и оказалось. Современный поливинилацетатный клей "Столяр" прекрасно склеивает новое дерево и отлично держит склейку какое-то время, но имеет такое неприятное свойство, как нарастающая жесткость. Это значит, что со временем слой клея твердеет, сжимается, уменьшается в размерах. То есть, твёрдость нарастает, а объём уменьшается. Внутреннее напряжение склейки нарастает. В один прекрасный момент отрывается от склеенных некогда поверхностей. Делаем вывод - клей "Столяр" для склеивания ветхого дерева, как показал опыт - не подходит.
Первоначально, за счет адгезии (смачивания) он детали соединил. Со временем когезия (внутреннее сжатие) выросла превратив слой клея в самостоятельный объект, который не только ни чего не соединяет, а ещё и отрывает пропитанный, в своё время, слой ветхой древесины. То же самое происходит и со слишком прочными лаками.
Опыт показывает, а наука объясняет.
На схеме показаны направления сил адгезии и когезии при склеивании двух деталей.
Фото взято из доступных источников интернета. Статья "Опусы про Его Величество Клей".
То же самое происходит и с современными лаками на ветхих поверхностях. Если сила сцепления лака со шпоном выше силы сцепления шпона с деревом, лак со временем оторвёт шпон от основы.
Вот почему мы, опираясь на свой тридцатилетний опыт, мы не используем в своей работе ни современные клеи ни разрекламированные лаки, воски, масла.
Научную работу (проведение опытов и фиксацию результатов) можно производить не обязательно находясь в стенах государственных учреждений. Больше того, производственники, не имеющие отношения к реставрации, иногда обладают большим багажом знаний по работе с конкретными материалом, чем профессиональные реставраторы широкого профиля.
У нас настолько длительный опыт работы, и столько клиентов уже предоставили информацию о том, как чувствуют себя объекты нашей реставрации в их квартирах после 10-20 лет эксплуатации, что кажется, уже нет таких лаков, клея, тонировок и способов реставрации мебели, которые бы мы не исследовали и не проверили бы временем.
Бытовая реставрация
Ни кому не придёт в голову сесть на трон Ивана Грозного или прокатиться в карете Екатерины Великой. А вот на диван XIX века, который стоит в кабинете директора музея, присаживаются довольно часто. Хорошим тоном считается среди успешных людей от искусства дать интервью для телевидения в старинном интерьере своей квартиры, офиса, отеля или ресторана.
Старинные двери музеев, картинные рамы, антикварные витрины, в которых выставлены фарфор, стекло, серебро - всё выполняет помимо своей демонстрационной функции, ещё и утилитарную. Двери работают дверями (открываются и закрываются), а шкаф шкафом (хранит в себе старинные книги). И как бы музейщики не избегали общения с реставраторами, восстанавливающими функциональные возможности мебели, без нас, представителей бытовой реставрацией, им не обойтись.
При бытовой реставрации заказчик, владелец раритетного дивана, столика или секретера первоочередной своей задачей видит использование старинных вещей по их прямому назначению, но, при этом, требует исторической достоверности.
Реставратор антикварной мебели, выполняющий частные заказы, как Одиссей, проходящий на своём корабле "Между Сциллой и Харибдой". С одной стороны "кресло должно выдержать вес своего, далеко не всегда лёгкого хозяина, с другой стороны, оно должно оставаться старинным.
Тут заказчика и подстерегает главная неожиданность. Кем должен быть реставратор, осуществляющий не музейную, академическую научную реставрацию, а восстанавливающий нашу, близкую телу и душе старинную семейную мебель?
Если реставрация наука - производить её должен дипломированный реставратор-искусствовед, как минимум, знаток истории искусств, на худой конец художник. А если в результате мы хотим получить исправную мебель, на которой можно сидеть, лежать, писать и праздновать, то восстановление её лучше доверить человеку мастеровому, обладающему навыками рабочих специальностей. Это столяр, резчик, отделочник, драпировщик.
Где та золотая середина, в которой скрывается мастеровой парень с высоким интеллектом? В одном человеке такие качества в равных долях встречаются, редко.
Хорошая современная реставрационная мастерская это ансамбль единомышленников разных специальностей, объединённых единой целью - сохранить предмет для потомков.
Ремонт
Реставрация требует: "Ни чего нового не добавлять! Иначе предмет перестанет быть свидетелем времени! Потеряет свою историческую достоверность! Погибнет, как антиквариат!".
А ремонт отвечает: " Хорошо, не надо. Но, если заказчик не сможет использовать вещь по назначению, она ему не нужна, платить за неё никто не будет, и она просто погибнет как старый хлам. Музей не сможет поставить в экспозицию шкаф без двери, повесить на стену картину в старинной раме без креплений, а театру не нужны диваны, на которых нельзя будет сидеть артистам в спектакле".
Если, для того, что бы старое разваленное кресло взяли в новую квартиру, а не отвезли на неотапливаемую дачу, его надо разобрать, переклеить, перебрать сиденье, сделать новую ножку и перетянуть современной тканью. Снобы скажут, что это не реставрация а ремонт. Называйте как хотите, но старинное кресло будет жить!
Ремонт бывает косметический, капитальный, текущий, периодический, плановый, восстановительный и так далее. Самые плохие из ремонтов это затяжные и бесконечные.
Ремонт (от фр. remonte — от фр. remonter — переделать, собрать заново), замена элементов, устранение повреждений, починка.
В чем отличие между ремонтом и реставрацией? Если при реставрации полированной поверхности лак регенерируют, нагоняют тампоном, бережно разглаживают, то при ремонте повреждённый лак полностью снимают и наносят новый, свежий, красивый, прозрачный. И так во всём. Музейные реставраторы и ортодоксальные коллекционеры от одного слова "ремонт" приходят в состояние благородной ярости. И совершено напрасно.
Музеи часто обращаются за бытовой реставрацией, производя ремонт старых, но "не древних" вещей, которыми мебелированы кабинеты руководства музея, залы заседаний, витрины, шкафы для хранения и демонстрации экспонатов. А так же рамы, консоли, подставки старинные, но не являющиеся "достоянием республики".
Что бы продлить жизнь экспонату, восстановить только материал, из которого он сделан мало. Необходимо восстановить и его функциональные возможности. Реставрированная рама должна быть настолько прочной, что бы нести в себе картину, удерживая её на стене. Стулья, диваны, шкафы и столы, даже в музейных экспозициях должны стоять самостоятельно. А как быть, если крепления, сочленения, опоры и несущие конструкции либо сильно разрушены, либо вообще утеряны. Тут без ремонта не обойтись.
Косметический — восстановление внешнего вида без вмешательства в конструкцию.
Восстановительный — обычно производится с заменой частей устройства подвергшихся износу, либо с их модификацией (наплавка, расточка, пайка и т. д.)
Текущий — ремонт с целью восстановления исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей.
Капитальный — предполагает разборку и ревизию конструкции с целью выявления скрытых неисправностей и оценки ресурса деталей, замену не только неисправных деталей, но и деталей, выработавших свой ресурс. Такой ремонт предполагает большой объём работ и значительные расходы.
Плановый (планово-предупредительный) — ремонт в запланированный регламентом промежуток времени. Производится после выработки устройством ресурса, либо в случае если работоспособность устройства после неисправности частично сохраняется, или частично восстанавливается в результате восстановительного ремонта. Позволяет заранее уведомить пользователей о прекращении функционирования, а также спланировать издержки, связанные с простоем оборудования.
Задача ремонта сделать предмет функциональным, полезным, годным к дальнейшему использованию. Ремонт и реставрация - две стороны одной медали под названием "бытовая реставрация".
При реставрации бытовой, на первый план выступает восстановление функциональных возможностей вещи.
- Цели и задачи консервации и реставрации
Консервация и реставрация памятников имеют общей целью сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории. Целью консервации является изучение, регистрация, поддержание в надлежащей форме и восстановление культурно-значимых свойств культурной ценности, воплощенных в ее физической и химической структуре, при наименьших вмешательствах. Целью реставрации является раскрытие культурно-значимых свойств памятника. Реставрация основывается на бережном отношении к материалу оригинала и точных данных о прежнем виде объекта.
К задачам консервации и реставрации относится:
- осуществление постоянного контроля за состоянием музейного собрания (отбор предметов нуждающихся в консервации и реставрации);
- сохранение музейных предметов в условиях режима, тормозящего процессы их естественного старения;
- приостановление уже начавшегося разрушения с последующим укреплением предметов;
- принятие мер по устранению причин разрушения предмета, укрепление его материала и структуры, снятие деформирующих и вредных налётов;
- устранение искажений, вызванных естественным старением, нанесёнными повреждениями или преднамеренными изменениями.
либо комплекс работ по сохранению материальных носителей культурного наследия, состоящих из консервации и реставрационных работ. Что такое научная реставрация мебели и чем она отличается от всех остальных видов восстановительных работ?
В Советском Союзе регламентировалось всё. У простых граждан в принципе не могло быть антиквариата. Реставрация производилась только для нужд музеев. Предметы декоративно прикладного искусства XIX века, имеющие более 30% повреждений, не считались культурным наследием. Реставрации за государственный счет они не подвергались, а производить реставрацию в частном порядке было уголовно наказуемым преступлением.
В Советском Союзе, как впрочем и сейчас, предметы антиквариата приравнивались к валютным ценностям (драгоценные металлы, камни, валюта). Все операции с ними находились под неусыпным контролем отделов по охране культурного наследия. Манипуляции с вышеуказанными ценностями в обход государственных структур наказывались так же сурово, как измена Родине.
26 декабря 1991 года Советский Союз прекратил своё существование. Начались изменения не только в политической, но и культурной жизни страны. Постепенно торговля антиквариатом, золотом и валютой перестали наказываться "расстрельными" статьями, хотя лицензирование на эти виды деятельности сохранено.
По сей день музейные экспонаты восстанавливаются под надзором всевозможных отделов по сохранению культурного наследия и строгим контролем научно исследовательских организаций.
Вид реставрации - доведение до экспозиционного состояния
При музейной реставрации экспонат расчищается от поверхностных или агрессивных загрязнений и доводиться до экспозиционного состояния. То есть до состояния, в котором визуально он может дать представление посетителю музея о предметах определённого исторического периода.
Особенно такой вид реставрации любят торговцы старой мебелью. Натёр воском и.... Вид отличный.
Обновление мебели
Лак
Мягкой
Поверхности
Виды
Элемент
Старой
Деревянной
Кухонной
Советской
Обновление и ремонт
Консервация
Консервация (лат. conservatio, сохранение) — действия, направленные на долгосрочное сохранение объектов (напр. древесины, исторических памятников, продуктов и др.).
Главное свойство, предотвратить развитие которого призвана консервация - его формоизменяемость.
Усыхание, разбухание, коробление. При просушке дерево медленно уменьшается в длину и ширину или, как говорят, усыхает. Изменение размеров различно по разным направлениям. Уменьшение длины по направлению волокон намного меньше усушки по ширине.
Дерево обладает гигроскопичностью, то есть свойством впитывать в себя влагу. В результате набухания, дерево увеличивает свой объём. При периодических колебаниях влажности, дерево может неоднократно то увеличиваться или уменьшатся. Вследствие этого, мебель может рассохнутся. В ней появляются щели и трещины.
Обычная комнатная температура 17-22 градуса, является оптимальной, так как при ней, в часто проветриваемом помещении, влажность остаётся практически одинаковой.
Предохранить дерево от влияния температуры и влаги можно, например, покрыв его масляными красками, лаками, восковыми мастиками или политурами и пр.
«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»
— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.
Главное требование к реставрационным материалам - их обратимость
Реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника.— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.
Естественно, относятся коллекционеры к антиквариату бережно, но условия жизни в современной квартире у антикварной мебели тяжелые. Здесь и низкая влажность в зимний период, и прямые солнечные лучи в сочетании со сквозняками летом, и варварское использование деликатных вещиц. Но все эти отрицательные моменты меркнут по сравнению со стихийным бедствием для антикварной мебели под название "чистота и уборка помещений".
Чистоплотная домохозяйка, вооруженная влажной тряпкой за пару месяцев может протереть шеллачное покрытие до дерева, не говоря уже о позолоте.
Причем путаются как заказчики, что допустимо, так и реставраторы, что в лучшем случае, приведёт к неверному толкованию поставленной задачи.
Реставрация мебели в этом отношении находиться в самом невыгодном положении. Услуги реставрации оказывают сейчас все. Профессиональные реставраторы, столяры со специальным образованием, любители "золотые руки" и... просто "что тут сложного".
Если учесть, что в восстановлении мебели принимают участие представители самых разных специальностей, с разной степенью подготовленности, а то и вообще без какой либо профессиональной подготовки, Реставрация
Термин "реставрация" предназначен для обозначения любого вмешательства, направленного на сохранение материала, из которого состоит объект, с целью продления его жизненного цикла.
Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.
Реставрация существует коммерческая и музейная. В первом случае её цель — восстановить функциональность; во втором главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
3. Консервация и реставрация памятников имеет целью сохранение памятника как произведения искусства и как свидетеля истории.
Реставрация (лат. restavratio — восстановление ) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.
На мой взгляд, определение слова РЕСТАВРАЦИЯ дано не верно. Оно соответствует слову КОНСЕРВАЦИЯ (сохранение, создание условий хранения) предмет в этом случае находиться как бы за рамками действия. В то время, как РЕСТАВРАЦИЯ (возвращение, активное действие с самим предметом) комплекс мероприятий, направленных на внутреннее изменение самого предмета. Например. Не просто оградить металл опоры от влаги, с целью предотвращения дальнейшей коррозии, но и укрепить её так, что бы она продолжала выполнять свои функции в существующей конструкции.
С уважением, Елена Жилина.
Можем предоставить информацию по широчайшему спектру реставрационных технологий, на случай, если как-то захочет восстановить вещь своими руками или проверить нашу компетентность.
Как получилось, что мы имеем столь широкий спектр услуг и способны восстановить многое из того, что сломалось в доме. Всё просто. Опыт.
Начали работать в далёком 1992 году. Реставрировали не дорого, так как приходилось выживать в условиях жесткой конкуренции, поэтому работали много. Брались за сложные, не выгодные заказы, от которых отказывались обычные мастерские. Но я благодарна этому периоду нашей работы, так как именно в это время нами был приобретён колоссальный опыт реставрации всего.
За 30 лет нашей работы по восстановлению антикварной мебели у нас перебывало немало первых лиц науки, культуры и политики. Но мы никогда не распространяем информацию о наших клиентах. Нам приходилось восстанавливать и уникальные музейные экземпляры частных коллекций и кухонный гарнитур знаменитого человека. Офисные столы политических деятелей и уникальные старинные игрушки их детей. Даже дачную садовую мебель, которую известный режиссёр купил в Италии и по пути доставщики разбили в дребезги мы смогли восстановить.
Это звёзды. Их мало и они далеко. Наша основная работа - реставрация домашней мебели людей, которые в этой мебели живут.
Отношение мастеров к заказам можно сравнить с работой хорошей ветеринарной клиники. Врач сделает всё, "как учили", независимо, спасает он жизнь беспородному котёнку, или золотому медалисту международных выставок.
Реставрированная мебель
Реставрированная мебель может выполнять две функции. Бытовую - служить предметами быта и интерьера своим хозяевам и научную - быть экспонатом в музее. Отсюда и тебования к реставрационным технологиям. Но истина, как всегда - где-то посередине.
Профессия это то, за что платят. Так сложилось, что профессия реставратор имеет два больших направления. Первое -
Стандарты качества реставрированной мебели в настоящее время едины. Нет различия, производиться реставрация бытовая, музейная или косметическая. Если музейному экспонату требуется слегка освежить лак, реставрация будет косметическая. Если же любимому дореволюционному двухсотлетнему дивану необходима полная реставрация, производиться она по всем нормам "сохранения культурного наследия". Является ли предмет экспонатом музея, или стоит в комнате московской многоэтажки, стандарты качества едины.
Ошибочно полагать, что реставратор должен слепо выполнять всё, что скажет клиент. Клиент иногда путается в терминологии, с целью удешевления, предлагает заведомо провальные схемы работ. Задача же реставратора - понять, что именно хочет заказчик, предложить оптимальное решение на имеющийся бюджет.
Главное требование - реставрированная мебель должна выполнять свои функции. То есть, на стульях можно сидеть, в шкафу можно хранить вещи, а в кресле качалке качаться. Естественно, относиться к дорогой мебели необходимо бережно, но пользоваться ею можно.
Исключением являются музейные раритеты, объекты музейного хранения. Это материальные носите культурного наследия. Их функция демонстрация элементов культуры определённого исторического периода. В отношении раритетов слово реставрация вообще не применяется. Во всём мире в отношении антиков допускается только удаление загрязнений и консервация. Не более того.
В настоящее время реставрацией называют любое действие по отношению к мебели. Выровняли ножки, покрасили в модный цвет, нарисовали мак на дверке буфета - уже реставрация. Наверное, среди дизайнеров это допускается, но в научной среде у каждого действия есть своё название.
Если у мебели меняется внешний вид и конструкция- это модернизация (обновление). Если цвет - это декорирование, если изменяется форма и назначение - это уже дизайнерское решение. Например. Жила себе спокойно старинная ножная швейная машинка и вдруг её станина становится подстольем садового столика. Это - дизайнерское решение. В конкретном случае с машинкой - убийственное для предмета.
Второе требование профессиональной реставрации - восполнение утрат теми же материалами, из которых этот предмет был сделан. Если старинный комод был покрыт шеллаком, то и реставрировать лаковое покрытие так же надо шеллаком. Если же итальянские стулья были декорированы сусальным золотом или серебром, то и восстанавливать потёртости, то же принято сусальным золотом или серебром.
Третье требование к реставрированной мебели - максимальное сохранение оставшихся участков отделки и деталей. При ремонте или модернизации можно поменять потрескавшийся шпон, в реставрации же шпон сохраняется. Укладывается, то, что сохранилось, а места, где он полностью утрачен, восполняются похожим деревом.
Отремонтированная мебель должна выглядеть как новая, а реставрированная как старая, но ухоженная и хорошо сохранившаяся.
Когда к нам в мастерскую приходят новые клиенты и видят реставрированную мебель, нередко говорят следующее: "Зачем её реставрировать? Она же такая хорошая, дерево живое, цвет мягкий, живой, а то, что видны следы бытования, это даже хорошо".
После того, как я показываю фотографии, в каком состоянии был предмет до реставрации, новички не верят своим глазам.
Виды мебели
Мебель, как и одежду можно разделить на три большие класса. Для широкого круга потребления. Это современная, не дорогая, яркая, модная эффектная. В ней всё хорошо, за исключением срока эксплуатации. Причем, рассчитан он таким образом, что протирается ткань, слезает лак и вываливаются ножки одновременно. Реставрировать её смысла нет ни какого. Как правило, это офисная, гостиничная, школьная. Действительно. Ребёнок вырос, кровать под замену. Да и в офисе приятнее находиться, пусть в недорогой, но новенькой мебели.
Добротная бытовая домашняя мебель и хорошая офисная, существенно дороже. Сейчас она производиться на солидных мебельных фабриках, стоит не дёшево, но служит десятилетиями. Все помним "Румынскую", "ГДР", "Чешскую". Сначала она новая, потом старая, но элегантная, потом ретро, винтаж, и так далее. Её отличительная особенность - натуральные материалы. Дерево, кожа, хороший лак, металл. Эти материалы "красиво старятся". Яркий лак приобретает бархатное мерцание, обивочная кожа - красивые потёртости, а латунные ручки - благородную патину.
К производству дорогой мебели привлекают хороших конструкторов, грамотных дизайнеров. Отсюда её эргономичность, удобство. Сейчас это Сталинская мебель, советская, мебель стран социализма. А когда-то на была просто хорошей мебелью для дома и офиса. Только офисы тогда назывались конторы, бюро, приёмные.
Ещё дороже мебель премиум класса. От известных европейских или американских дизайнеров. В Москве особенно любят мебель итальянскую. Нам приходилось её реставрировать. Она действительно хороша. Изысканные формы, натуральная кожа, позолота сусальным золотом....
Итальянцы вообще много сделали для развития культуры быта. Мебель Возрождения, Итальянское Барокко, венецианские зеркала. Ими была изобретена чертозианская мозаика, римская мозаика, интарсия... Даже самый знаменитый французский мебельщик, Андре Шарль Буль, и тот был родом из Италии.
Мебель премиум класса, выполненная из прекрасных материалов талантливыми мебельщиками всегда дорогая. И новая, когда её производят по заказам уважаемых людей и старая, когда становится антикварной.
Мы реставрируем хорошую мебель из хорошего материала. У нас для этого есть всё. И образование, и опыт, и расходные материалы.
Реставратор мебели в Москве
В Москве профессия реставратор мебели, и тем более, антикварной, обведена ореолом чего-то загадочного и одухотворённого. Считается, что реставратор антиквариата, знает нечто, что находиться за гранью понимания обычного человека. Это помогает существовать в профессии людям не столько владеющим ремеслом, сколько умеющим наводить туман на очевидные вещи.
Верный способ отличить болтуна от специалиста - задать несколько вопросов или посмотреть инструмент мастера. Хороший мастер в двух словах объяснит суть проблемы и с гордостью покажет свой уникальный инструмент.
Самые исчерпывающие квалификационные требования, соответствующие званию реставратор, я нашла в книге "Менеджмент в музейном деле", авторы Барри Лорд, Гейл Д. Лорд. Москва, издательство "Логос", 2002 год.
Это учебник, предназначенный для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Музейное дело", "Музеология", "Музейное дело и охрана памятников старины", "Менеджмент организации".
Квалификационные требования приведены для музейной реставрации. Но! нельзя делить реставрацию на музейную и частную. Предмету всё рано, где он находиться. В музее, или в частной коллекции. И, разве, если старинное кресло стоит в обычной московской квартире, а не в Историческом музее, оно не достойно профессиональной работы реставратора?
Квалификационные требования
Главный реставратор.
- Высшее образование ,предпочтительно в области одной из специальностей музея, а также по химии или методам консервации.
- Многолетний опыт работы музейным реставратором.
- Управленческий опыт.
Реставратор-исследователь.
- Высшее образование по одной из областей специализации музея, а также по химии или методам реставрации.
- Значительный опыт (несколько лет) работы в должности музейного реставратора.
- Опыт исследовательской работы.
Реставратор.
- Высшее образование но одной из областей специализации музея, а также по химии или методам реставрации.
- опыт работы в должности музейного реставратора.
Лаборант-реставратор.
- Среднее специальное образование по технологии реставрации.
- Опыт работы по музейной реставрации или в других научных лабораториях.
Весь наш сайт посвящен технологиям реставрационных работ.
В этой статье я расскажу, как устроена реставрационная мастерская, кто в ней работает, а так же особенности реставрации отдельных видов мебели.
Реставрация – наука опытная. Вся мебель уникальна, тем более её повреждения. Поэтому просто поделюсь опытом, как мы это делаем, что бы после нашей реставрации мебель служила столько же, сколько и до реставрации.
- Мебельная мастерская
- Восстановление мебели.
- Реставрированная мебель. Стандарты качества.
- Бытовая домашняя мебель.
- Реставрация полированной мебели
- Кожаная мебель
- Реставрация кухонной мебели
- Итальянская мебель
МЕБЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Небольшая оборудованная столярная мастерская, ориентирована на восстановление старой, старинной, антикварной мебели. Хотя в последнее время нам всё чаще начали привозить на реставрацию мебель советскую, полированную, 60-х, 70-х годов.
Находимся в Москве, в Таганском районе. Удобная бесплатная парковка. И офис, и производство на одной территории.
В мастерской можно увидеть вещи на разных этапах восстановления. Расчищенные от старого лака столы и комоды, мягкую мебель на стадии перетяжки пружин, или корпусную, из настоящего дерева, в процессе столярного ремонта.
Самое интересное в мастерской это готовая реставрированная антикварная мебель. Выглядит эта мебель как старая, антикварная, но ухоженная, очень хорошо сохранилась. Как будто реставратор и не восстановил её практически из руин.
В мастерской можно поговорить с мастерами, получить консультацию профессионала.
Столярная мастерская, тем более, реставрационная, в корне отличается от производства мебели.
Если для производства главное – количество и снижение себестоимости (там и работают в основном столяры станочники, маляры и сборщики) то для мастерской реставрации, главное качество.
ВАЖНО. Заказчик должен видеть, что он получит после реставрации своей вещи на примере уже реставрированных предметов.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕБЕЛИ.
Слово восстановление, как нельзя лучше подходит именно к мебели. Мебель должна прочно стоять и выдерживать нагрузки. Поэтому, прежде чем реставрировать лак, обивку, внешний вид, восстанавливаем конструкцию.
- Стул, стол, шкаф, диван не должны качаться. Ножки должны быть выровнены наращиванием. Именно наращиванием, а не подрезанием. В случае перекоса опор, конструкция разрушит сама себя собственным весом.
- Узлы соединения деталей переклеены и укреплены незаметными снаружи вставками.
- Даже, если креслу 150 лет, после восстановления, оно должно выдержать человека весом 100-120 килограмм.
Все помнят картинку из старого учебника «Анатомия человека», где показано, как большая берцовая кость человека выдерживает вес автомобиля. Секрет в правильном направлении волокон кости и направлении усилия. Если тонкие ножки самого изящного креслица выкроены строго по волокнам дерева и грамотно вклеены в основание сиденья, ни какая нагрузка им не страшна. Больше того. Даже, если ножка изъедена жуком, её можно либо заменить, вырезав точную её копию, либо укрепить внутренней цилиндрической вставкой из массива.
- Заделка трещин. Трещина – самопроизвольное ослабление напряжения усыхающего дерева. Трещины заращиваются (зареиваются). В трещину вклеивается деревянная рейка необходимой толщины.
Трещину нельзя стягивать или замазывать шпаклёвкой (шпатлёвкой), клеем с опилками, замазкой, воском, сбивать гвоздями. Дерево влажностно-тепловым расширением отторгает все чужие материалы.
- Укладка и восполнение шпона. Прежде, чем обновлять лак, цвет, глянец, блеск, необходимо укрепить соединение шпона с массивом конструкции. Устранить вздутия, отслоения. В местах, где шпон отслоился, отклеился, откололся и потерялся, обнажив основу из массива, делается вставка подходящей формы из подходящей ценной породы дерева.
- Укрепление, экспликация или изготовление несущих деталей. Каркасы кроватей и диванов, опоры мебели, несущие стенки корпусной мебели.
- Изготовление или восполнение точеных и резных деталей декора.
Здесь перечислены только несколько видов столярных работ по восстановлению деревянной мебели. На самом деле их сотни. Восстановление – важнейший этап реставрации. Это настоящая столярная работа. Требует специальных знаний, навыков работы на станках, физической силы.
Говоря о профессии реставратора мебели, как правило, ограничиваются искусствоведческими рассуждениями и умением кисточкой или тампоном подкрасить небольшие утраты.
Сейчас в реставрацию мебели приходят люди, далёкие от столярного ремесла. Я знаю журналистов, бывших хранителей музеев, бывших военных, хозяйственников, даже одного актёра, которые пришли в реставрацию антикварной мебели и успешно развивают свой бизнес.
Но давайте отделим бизнес (организация притока денег) от столярно-мебельного искусства.
Наша специализация – реставрационные работы высокой сложности. Предметы старые, исторические, практически руинированные. От таких заказов большинство мастерских либо вообще отказываются, либо предлагают ремонт по упрощенным технологиям.
Другой нашей особенностью является то, что нам приносят в починку практически всё. Сундуки, чемоданы, шляпные коробки, веера, футляры для театральных биноклей, музыкальные шкатулки, патефоны, граммофоны. Не говоря уже о музыкальных инструментах, корпуса которых выполнены из дерева: старинные фисгармонии, пианино, рояли. Даже арфа побывав у нас, осталась весьма довольна нашей склейкой и позолотой.
Цены адекватные. Это не дешёвые или дорогие, а соответствующие работе. На большую, серьёзную реставрацию, например восстановление шкафа в стиле Буль, как на фото, естественно цена достаточно высока. Простые заказы по цене у нас не отличаются от средне статистических по Москве.
Виды реставрационных мастерских
Реставрация мебели в Москве, как услуга, представлена огромным количеством частных мастеров и организаций.
Недорогие, специализируются на мелких надомных работах, не требующих специального оборудования. Замена ткани на стульях, устранение царапин, восстановление небольших утрат полировки.
Ко второй ценовой категории относятся мастерские по ремонту современной мягкой мебели. Если необходимо поменять ткань на больших предметах или целых гарнитурах, выгоднее обращаться в организации, при оптовых магазинах обивочных тканей. В них ткань без торговых наценок магазина, а ответственность за качество работы лежит на организации.
Третья категория – маленькие частные реставрационные мастерские, (1-2, максимум 3 человека) по реставрации мебели. В Москве их огромное количество. Категория не предсказуемая. Среди подобных мастерских можно найти и уникального мастера, оказывающего высокопрофессиональные услуги по реальным ценам и обаятельного «самозванца» с непомерно высокими расценками. Риски 50 на 50.
Четвертая - это профессиональные реставрационные мастерские, которым можно доверить свою мебель, получив гарантированно высокое качество. В Москве таких мастерских несколько. По секрету скажу, мы все между собой знакомы. У каждой мастерской своя "фишка". У нас это научный подход.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
01.07.24 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с Днем реставратора, который празднуется 1 июля начиная с 1945 года
10.05.24 Нашей мастерской исполняется 32 год, в связи с этим мы приглашаем с 20 по 24 мая на день открытых дверей, на которых вы сможете побывать в мастерской, и задать все интересующие Вас вопросы
15.11.23 Мастерская будет участвовать в выставке ПроРеставрацию, которая пройдет с 30 ноября по 3 декабря
01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните)