Тиснение на коже

Тиснение (от слова тесный) – техника нанесения углубленного рисунка давлением на какую-либо поверхность из мягкого, пластичного материала: кожи, картона, бархата, мягкого металла. Тиснение может быть холодным или горячим, с применением горячих матриц. В переплётном деле известны две разновидности тиснения: углубленное – блинт и выпуклое, рельефное – конгрев. С техникой тиснения связано происхождение латинского названия эмблемы (от латинского impresa) – «вдавливать, оттискивать, печатать, ставить клеймо».
Углубленное, бескрасочное тиснение блинт получило своё название от немецкого слова Blind – «слепой, ложный» и создаёт эффект контррельефа, где все точки изображения негативны – зеркально симметричны выступающим точкам обычного рельефа. В истории искусства контррельефы изготавливали специально в тех случаях, когда предусматривалось использование изделия в качестве печати для получения выпуклого оттиска.
Конгрев – также выпуклое рельефное изображение, получается с помощью штампа с углубленным рисунком и выпуклого контрштампа матрицы, расположенной с обратной стороны кожи или какого либо другого пластичного материала. Термин произошел от имени английского инженера-изобретателя Уильяма Конгрева, предложившего новый, метод тиснения.
В настоящее время тиснением по коже популярный и недорогой вид отделки.

В XVII веке исламские мастера не только теснили, но и изобрели способ золотить кожу. Была разработана техника отделки толстых кож рельефом, с последующим золочением. Так появилась «золоченая кожа», позднее эту технику переняли, усовершенствовали и широко распространили испанцы. Сейчас она больше известна под названием «Испанская кожа». Методом тиснения на кожу наносился пышный великолепный рисунок в виде композиции из фигур и орнаментов. Затем кожа расцвечивалась краской и позолотой.
Позолоченную кожу применяли для стенных драпировок и обивки, а к XVIII столетию ею обтягивали письменные столы, спинки кроватей и стульев. Тиснёная кожа также широко использовалась для изготовления предметов роскоши.

Наибольшего расцвета искусство тиснения по коже достигло в начале XVIII века в Испании и Португалии.
Для золочения наиболее удобной была толстая кожа бычков. Кожу размачивали, равномерно окрашивали натуральными красителями, затем на ней делали узоры набойкой или же тиснением, когда после просушивания на поверхности создавался прочный и жесткий выпуклый орнамент, его раскрашивали яркими красками, а мелкие детали подчеркивали золотыми точками и гвоздиками. Благородные семейства часто заказывали тиснение на коже своих фамильных гербов.
Реставрация тиснёных кож представляет большие трудности. От времени, света, воздуха и физических воздействий разрушается сам материал – кожа и, к сожалению, этот процесс не обратим, поэтому старинные предметы быта и интерьера с тиснением по коже нуждаются в особенно бережном к себе отношении, иначе уникальные образцы тиснёной кожи могут безвозвратно исчезнуть. Но все же возможно у нас в мастерской восстановить тиснения на коже по сохранившемуся образцу.
C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера
17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля
25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября
05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 августа участвует в выставке старинных и ретро автомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо