Москва, шоссе Энтузиастов, 7А. Тел.: 8(495)364‑93‑23 Почта: elena@restavraciy.ru
8(495)364‑93‑23
WhatsApp: +7(985)364‑93‑23
РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ
ЕЛЕНЫ ЖИЛИНОЙ
МЫ РЕСТАВРИРУЕМ МЕБЕЛЬ
И ПРЕДМЕТЫ БЫТА XIX И XX вв.
МОСКВА, ШОССЕ ЭНТУЗИАСТОВ, 7А
ежедневно с 9.00 до 21.00
8(495)364‑93‑23 WhatsApp: +7(985)364‑93‑23 elena@restavraciy.ru
Объявление майские праздники Объявление майские праздники
ГЛАВНАЯ –  Что такое реставрация

Что такое реставрация

Реставрация как термин, означает восстановление. Сложное латинское слово restauratio – составлено из re – «снова, повторно» и statere – «ставить, водружать». В настоящее время под реставрацией понимается возобновление, воссоздание ранее утраченных духовных и материальных ценностей. Реставрацию часто отождествляют с консервацией, которая имеет другие задачи, а, следовательно, и средства их выполнения.

что такое реставрация

На фото стол с повреждённой столешницей. Заказчиком было принято решение поменять шпон на аналогичный. Это противоречит канонам научной реставрации, но посмотрите, что у нас получилось.

фото после реставрации мебели

Тот же стол после нашей реставрации, точнее сказать, реконструкции. Мы, конечно, могли бы уложить сохранившийся шпон, а места утрат затонировать, как этого требует "музейная реставрация". Но в данном случае нам заказали замену шпона.

Честно говоря, мы не очень нарушили принципы научной реставрации. До 90-х годов по музейным канонам всё, что разрушено более, чем на 30% - экспонатом не признавалось, реставрации не подлежало и просто списывалось. Так, что столу явно повезло.

Реставрация – это восстановление, возвращение в изначальный вид повреждённых временем, бытовым использованием, или искаженных последующими переделками и модернизациями предметов искусства. В нашем случае речь пойдёт о реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, а точнее столярно-мебельного, то есть о реставрации мебели.

В отличие от реконструкции реставрация предполагает обязательное сохранение всех подлинных элементов и фрагментов реставрируемого предмета. Не допускается произвольное удаление или дополнение, упрощение технологий и замена материалов на современные аналоги.

Первым этапом реставрации является атрибуция, или исследование будущего объекта реставрации. Далее определяется цель реставрации, и, исходя из поставленных задач, принимается решение о средствах и порядке действий реставратора.

При реставрации предметов мебели с высокой степенью разрушения часто приходится прибегать к реконструкции, особенно несущих элементов. В настоящее время предметы столярно-мебельного искусства реставрируются по заказам частных владельцев. Предметы антикварной мебели составляют интерьеры жилых и служебных помещений. От реставраторов требуется не только восстановление сохранившихся деталей, но и изготовление утраченных элементов. Таким образом, возникает необходимость в частичном или полном воссоздании предмета.

Как научная дисциплина реставрация возникла на рубеже XVIII - XIX веков. После открытия Геркуланума и Помпей. Одним из первых исследователей реставраторов французских готических соборов был архитектор Эжен Вилле-ле-Дюк (1814-1879).

В России организатором реставрационного дела был художник и историк русского искусства Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). В 1918 году под его руководством была создана Всероссийская реставрационная комиссия, в последствии переименованная в Центральные реставрационные мастерские.

Реставрация – наука развивающаяся, и неоднозначная. При восстановлении авторских работ и неизбежных расчистках могут теряться следы бытования, благородная патина и обаяние «старины глубокой». При укреплении и воссоздании уходит «дыхание эпохи». Реставратор всегда стоит на острие проблемы. Одно неверное решение и предмет навсегда потеряет свою, индивидуальность свою ценность(ссылка) для будущих поколений.

В нашей мастерской проходят семинары и лекции по отдельным видам реставрационных работ. Запись по телефонам 8(495)364-93-23.

Стандарты реставрации

Реставрация наука настолько же сложная и многогранная, как мир вокруг нас. Действительно, сохранять и восстанавливать можно абсолютно всё от ванн, паркета, русла реки, до политического строя целого государства. Вспомним период реставрации во Франции, например.

Что касается реставрации материальных носителей культуры, естественно, стандарты есть, но они настолько узко специальные, что в отдельный сборник собрать их невозможно. Поэтому все реставраторы, в качестве отправной точки задач и методов используют международный документ, под названием Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест.

Хартия-(лат. charta лист из египетского растения папируса, бумаги). 1) сверток древней рукописи, писанный на пергаменте или папирусе, имеющий историческое значение.

Этот документ закрепляет международные стандарты в области охраны и реставрации материального наследия. Целью комитета, который принял Хартию в 1964 году в Венеции, являлась кодификация принципов и стандартов в области охраны исторических построек.

Надо сказать, что исторические постройки это не совсем мебель, но основные принципы, если уж они приняты для глобальных проектов, в нашем ремесле вполне пригодны. Далее привожу текст Хартии дословно.

Венецианская Хартия реставраторов

Международная хартия по консервации и реставрации памятников и
достопримечательных мест (Венецианская хартия)
Монументальные произведения искусства, несущие духовные послания прошлого,
остаются в современной жизни живыми свидетелями вековых традиций народов.
Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников,
рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает
совместную ответственность за их сохранность. Оно считает себя обязательным передать
поколениям памятники во всем богатстве их подлинности.
Отсюда с очевидностью следует, что принципы, которыми необходимо
руководствоваться при консервации и реставрации памятников, должны быть определены
совместными усилиями и сформулированы в международном плане с учетом того, что
каждая нация сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и
традиции.
Определяя впервые эти фундаментальные принципы, Афинская Хартия 1931 г.
способствовала развитию международного движения, которое, в частности, нашло
отражение в национальных документах, в деятельности ИКОМ и ЮНЕСКО, а также в
создании последней организацией Международного центра исследований в области
консервации и реставрации культурных ценностей. В настоящее время в связи с
возникновением целого ряда сложных и разнообразных проблем появилась
необходимость пересмотреть принципы упомянутой Хартии, расширить их и усилить их
значение в новом документе.
Учитывая все вышеизложенное, II Международный конгресс архитекторов и
технических специалистов по историческим памятникам, проходивший в Венеции с 25 по
31 мая 1964 года, принял следующий текст:
Определения

  1. Понятие исторического памятника включает в себя как отдельное
    архитектурное произведение, так и городскую или сельскую среду,
    носящие характерные признаки определенной цивилизации, особого пути
    развития или исторического события. Оно распространяется не только на
    выдающиеся памятники, но также на более скромные, приобретающие с
    течением времени значительную культурную ценностью.
  2. Консервация и реставрация памятников составляет такую дисциплину,
    которая сотрудничает со всеми отраслями науки и техники,
    способствующими изучению и сохранению монументального наследия.
    2
    Цель
  3. Консервация и реставрация памятников имеет целью сохранение
    памятника как произведения искусства и как свидетеля истории.
    Консервация
  4. Консервация памятников предполагает, прежде всего, постоянство ухода
    за ними.
  5. Консервация памятников всегда облегчается возможностью их
    использования во благо общества; такое использование желательно, но
    при условии сохранения архитектурной целостности и декора зданий.
    Только в этих рамках можно разрешать и предпринимать работу по
    приспособлению, необходимость которой вызвана изменением обычаев и
    нравов.
  6. Консервация памятника предполагает сохранение его окружения. Если
    традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое
    новое строительство, разрушение и переделки, которые могли бы
    изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы.
  7. Памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от
    окружающей среды, где он расположен. Следовательно, перемещение
    всего памятника или его части не должно допускаться. Перемещение
    возможно в том случае, если это необходимо для сохранения памятника
    или может быть оправдано высшими национальными и международными
    интересами.
  8. Скульптурные, живописные или декоративные элементы, являющиеся
    неотъемлемой частью памятника, могут быть отделены от него только в
    том случае, если единственно эта мера может обеспечить его сохранность.
    Реставрация
  9. Реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель –
    сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей
    памятника. Оно основывается на уважении исторической сущности и
    подлинности документов. Реставрация прекращается там, где начинается
    гипотеза; что же касается предположительного восстановления, то любая
    работа по дополнению, сочтенная необходимой по эстетическим или
    техническим причинам, будет отличаться от архитектурной композиции и
    неизбежно нести признаки нового времени. Археологические и
    3
    исторически исследования памятника должны всегда предшествовать и
    сопровождать реставрационные работы.
  10. В случае, если традиционная техника окажется непригодной, укрепление
    памятника может быть обеспечено при помощи современной технологии
    консервации и строительства, эффективность которых подтверждена
    научными данными и гарантирована опытом.
  11. Наслоения разных культур, привнесенные в архитектуру памятника,
    должны быть сохранены, поскольку единство стиля не является целью
    реставрации. Если здание несет на себе отпечатки многих культурных
    пластов, выявление более раннего пласта является исключительной мерой
    и может быть произведено при условии, если удаленные элементы не
    представляют интереса, если композиция после этого будет
    свидетельствовать о высокой исторической, археологической или
    эстетической ценности, если состояние (сохранность) раскрываемого
    памятника признано удовлетворительным. Суждение о ценности таких
    элементов и решение о возможности их устранения не могут зависеть
    единственно от автора проекта.
  12. Элементы, предназначенные для замены недостающих частей, должны
    гармонично вписываться в целое и вместе с тем так отличаться от
    подлинных фрагментов, чтобы реставрация не фальсифицировала
    историческую и художественную документальность.
  13. Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они
    оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его
    традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с
    окружающей средой.
    Исторические достопримечательные места
  14. Исторические достопримечательные места должны быть местом особой
    заботы, необходимой для сохранения их целостности и обеспечение
    благоустройства, приспособления и улучшения их использования.
    Проведение работ по консервации и реставрации должно быть
    обусловлено принципами, изложенными выше.
    Раскопки
  15. раскопки должны производиться с соблюдением научных норм и в
    соответствии с «Рекомендациями, определяющими международные
    4
    принципы произведения археологических раскопок», принятые ЮНЕСКО
    в 1956 г.
    Должно быть обеспечено укрепление руин и приняты меры, необходимые
    для консервации и постоянной защиты архитектурных элементов и обнаруженных
    в ходе раскопок предметов. Кроме этого, должны быть предприняты меры для
    облегчения понимания значимости памятника, выявленного в результате раскопок,
    не искажающие при этом его смысла.
    Всякая реконструкция должна быть исключена изначально, можно
    допустить лишь анастилозис, т.е. возвращение на свои места сохранившихся, не
    разрозненных фрагментов. Введенные элементы всегда должны быть
    распознаваемы и представлять собой минимум, необходимый для обеспечения
    условий консервации памятника и восстановления единства его форм.
    Документация и публикации
  16. Работы по консервации, реставрации и раскопкам должны всегда
    сопровождаться составлением точной документации, представленной в
    виде аналитических и критических отчетов, снабженных рисунками и
    фотографиями. В них должны быть отражены все этапы работ по
    раскрытию, укреплению, перекомпоновке и включению, а также
    технические и формальные средства, выявленные во время этих работ.
    Эта документация будет передана в архивы общественной организации и
    предоставлена в распоряжение исследователей. Рекомендуется
    публикация этих документов.
    Венеция, 31 мая 1964г.

Афинская Хартия

Надо сказать, что Венецианская Хартия реставраторов была второй попыткой упорядочить принципы подхода к реставрационному процессу. Первым международным документом в области сохранения культурного наследия была хартия Афинская.

В 1931 году Международный совет музеев организовал встречу специалистов касательно данного вопроса, результатом которой, стала Афинская хартия по вопросам реставрации исторических памятников, которая включала в себя следующие пункты:

Помимо этого идеи всемирного наследия, важности процесса установки памятников а также принципы использования современных материалов при реставрации были акцентированы в Афинской хартии, которая включала в себя прогрессивные предложения в рамках собственной эпохи и оказала существенное влияние на последующую Венецианскую хартию и процесс создания структур, ответственных за консервацию исторического наследия.

что такое реставрация

C уважением, Елена Жилина.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

01.10.23 Наша мастерская переехала. Новый адрес шоссе Энтузиастов д. 7А (перед посещением обязательно звоните).

18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера

17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля

25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября

 

Форма обратной связи