Принципы реставрации

Принципы реставрации выработаны поколениями реставраторов и обязательны при любой реставрации.

Принципы реставрации

Нередко бывают случаи, когда настоятельно требуется вмешательство в жизнь музейного предмета для устранения процессов, которые в состоянии превратить исторический документ в кучу металлических окислов или мелкой пыли. Принято называть это вмешательство реставрацией.

Реставрация происходит от латинского глагола restauro, что значит «восстанавливаю» откуда restauratio – «восстановление».

Предмет, который попадает в музей или частную коллекцию, является историческим документом. Предположим, что в музее имеется какая-то металлическая вещ определённого назначения. Эта вещь свидетельствует о быте и вкусах, господствовавших в период, к которому она относится, о существовании металлургии в данной культуре на определённой стадии развития, о военных особенностях, если вещь имеет военное назначение, или о трудовых процессах, если это орудие труда и так далее.

Стало быть, мы никогда не должны забывать, что значение предмета весьма многообразно и, реставрируя предмет, мы должны сохранить все его особенности, которые могут говорить о том, или ином значении этого предмета, как исторического документа.

В качестве безусловного музейного принципа реставрации сейчас принято считать, что нельзя при реставрации закрывать своим «творчеством» подлинную работу автора. Это самое главное и самое первое правило, которое должен соблюдать каждый реставратор. Если подлинный предмет имеет какие-то пустоты, выпады, которые мешают представить себе предмет в полном объёме, то иногда приходится учитывая наши зрительные восприятия или же необходимость закрепления оставшегося, делать какие то вставки, но не больше того.

Как второй принцип реставрации, необходимо установить следующее: нельзя при реставрации вносить свои домыслы и добавления, изменяющие его документальность и не являющиеся, безусловно, необходимыми для поддержания целостности данного объекта.

Третий принцип реставрации определяется следующим положением: реставрация должна в первую очередь заниматься устранением причин и последствий разрушительных процессов и удалением всех посторонних наслоений.

Четвёртый принцип: никакая реставрация не допустима без точного знания природы объекта, техники его обработки, и без основательного знания природы и характера действия применяемых реактивов. Никакие средства, природа которых неизвестна, или держится в тайне, недопустимы.

Наконец пятый принцип: каждая неудача должна быть изучена со всех сторон и выяснена её причина, а весь процесс работы и его результат записаны, при всякой реставрации, как бы незначительна она ни была.

К установкам и принципам реставрации на которых сейчас строится теория и практика консервации и реставрации, музейные работники пришли в 90-х годах XIX века. До этого единые принципы научной реставрации не были сформулированы.

По материалам книги Формаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций», 1937

C уважением, Елена Жилина.

 

Форма обратой связи

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а также задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

 

Новости Мастерской Елены Жилиной

05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 авгутса участвует в выставке старинных и ретроавтомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо

01.07.22 Наша мастерская поздравляет всех реставраторов и любителей старинных вещей с "Днем реставратора" вместе мы сможем сохранить памыть предков для светлорго будущего наших детей

19.05.22 20 мая исполняется 30 лет профессиональной деятельности Елены Жилиной в области реставрации, этот днь считаем датой основания нашей мастерской

30.03.22 Наша мастерская учавствует в выставке АРТ Москва, которая пройдет с 13 по 17 апреля в Гостинном дворе