Обойные работы

Обойные работы, как вид деятельности появились в конце XVII – начале XVIII века. Плотными декоративными шелковыми тканями обивали стены. Специальная ткань, называемая «штоф», закреплялась за края в золоченом багете, затем прикреплялась к стене, то есть, стена обивалась тканью (отсюда и термин – обои). Позднее, дешевые бумажные обои стали вытеснять дорогие, шелковые.
В начале XIX века, во Франции, в период Ампира, стены не обтягивали шёлком, а драпировали красивыми складками. Особенно ценили обивочные ткани с эффектом светотеневого рисунка, который возникал из-за различной структуры переплетения шелковых нитей.

Позднее, весь процесс изготовления мягкой части и обивки мебели плотными красивыми тканями также получил название обойные работы.
Обойные работы подразделяли на три большие группы: непосредственно обойные работы, изготовление различного рода мягкой мебели и её отдельных упругих деталей, а также изготовление подушек, матрасов, набивных и пружинных.
К обойным работам в XIX веке относили операции по декорированию стен всеми видами обойных материалов, а также работы по навешиванию картин, обтягиванию столов сукном и обивке полов коврами.
Декорирование окон, дверей, арок и прочих элементов интерьера разного рода драпировками, занавесями и шторами, в настоящее время – отдельная профессия. До XX века все декорационные работы, связанные с укладкой и закреплением тканей назывались обойными работами.
На Руси штофы, обивочные ткани, называли «драпри» или «уборными» (украшающими). Дворцовые залы часто именовали по цвету обивки – Зелёный, Голубой, Малиновый. Такие «штофные комнаты» имелись в Большом дворце Царского Села, в Китайском дворце и многих других домах и дворцах мира, причем одинаковой тканью обтягивали стены, мебель, делали драпри, портьеры, ламбрекены на окнах и альковах.
При производстве и ремонте современной мебели обойными работами называют, как правило, оклейку каркасов мягкой мебели поролоном и обивку поверх поролона какой-либо тканью.

Обойные работы в реставрации антикварной мебели относятся к сложному и трудоёмкому комплексу операций. Для грамотного их проведения необходимы высокая квалификация, большой опыт реставратора мебели, а также специальные обивочные материалы, применявшиеся в именно то время, когда создавалась реставрируемая мебель.
Реставрация мягкой антикварной мебели, как правило, начинается с разборки ветхих настилочных материалов. Пришедшие в негодность и сломанные пружины подлежат замене и перевязке. Потерявшие форму сиденья, спинки и подлокотники – перебираются и заново формируются. Большое значение для внешнего вида реставрированной мебели имеет правильный подбор обивочных тканей. Ткань должна подчеркивать стилистику мягкой мебели и гармонировать с убранством всего помещения.


C уважением, Елена Жилина.
Новости Мастерской Елены Жилиной
18.05.23 20 мая исполнится 31 год нашей мастерской, за которые мы накопили огромный опыт в реставрации антикварной, ретро и современной мебели и различных предметов интерьера
17.04.23 Мастерская участвует в выстави АРТ Москва, проходящей в Гостином дворе с 17 по 21 апреля
25.10.22 Мастерская участвует в выстави 48 Антикварный салон, проходящей в Гостином дворе с 23 по 27 ноября
05.08.22 Наша мастерская с 24 по 28 августа участвует в выставке старинных и ретро автомобилей Oldtimer, которая пройдет в Крокус-Экспо